Семинар-практикум для воспитателей на тему: «Формирование пространственных отношений»
консультация по коррекционной педагогике

Зверева Марина Викторовна

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

«Формирование пространственных отношений»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей на тему:

«Формирование пространственных отношений»

Составитель: Зверева Марина Викторовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МКДОУ детский сад «Тополек» комбинированного вида

Цель: Знакомство с практическими методами и приемами формирования пространственных отношений у детей дошкольного возраста.

Логопед начинает выступление со стихотворения и просит слушателей определить тему семинара.

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево.

Понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал,

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал,

 И ложку держал, и полы подметал.

 “Победа!” - раздался ликующий крик.

Где право. Где лево. Узнал ученик.

(В. Берестов)

После чтения стихотворения логопед спрашивает у участников встречи, какова тема данного семинара.

Логопед: Да, сегодня темой нашего семинара-практикума «Формирование пространственных отношений у детей дошкольного возраста». Эта тема не случайна выбрана мной, так как у детей с нарушениями речи часто встречаются следующие трудности:

1) сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;

2) трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека. В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного или альбомного листа;

3) неспособность верно оценить пространственное расположение объектов (эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов). Дети, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому - у дома», «в столе - на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед - после - за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы»;

4) затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов (трудности при установлении последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении и т. д.);

5) трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.)

Из этого видно, что формирование пространственно-временных представлений является важной задачей в коррекционном обучении детей.

Я хочу вас познакомить с играми, которые помогут вам в вашей работе скорректировать данные проблемы  у детей.

Некоторые игры могут проводиться как за столом сидя, так и стоя с одним ребенком или группой детей. Их можно использовать во время прогулок. Также игры направлены не только на развитие пространственных представлений у детей, но и на развитие мелкой и крупной моторики.

Логопед просит участников принять участников в играх.

Игра “На лугу”

Цель: закрепить понятия “справа” и “слева” и их речевые обозначения.

Задание: логопед читает стихотворение и показывает ребенку “лужок” с цветами и жука.

Жук летает над лужком.

Он устал ходить пешком.

(Г. Виеру)

Сначала ребенку предлагается посадить жука отдохнуть на цветок справа от себя, потом - на цветок слева. Затем логопед сам «садит» жука на цветок справа и слева от ребенка и просит ответить, где сидит жук (справа или слева).

Игра “Помоги ученику”

Цель: формировать умение выделять ведущую правую руку, выделять на ее основе левую руку и закреплять их обозначение в речи детей.

Задание: логопед читает детям стихотворение.

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево.

Понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал,

 И ложку держал, и полы подметал.

 “Победа!” - раздался ликующий крик.

Где право. Где лево. Узнал ученик.

(В. Берестов)

После чтения стихотворения педагог задает вопросы:

- Ребята, чего не знал ученик?

- Покажите, какой рукой вы пишите, кидаете мячик, в какой руке держите ложку, какой рукой пол подметаете?

- Как называется эта рука?

- А теперь покажите другую руку, назовите ее.

- Скажите, а вы похожи на этого ученика или нет?

Игра “Не зевай”

Цель: развивать слуховое внимание, память, умение показать правую и левую руку, то, что находится слева и справа.

Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок в это время должен показать правую - левую руку на слова “правая, левая, справа, слева”.

Это - правая рука.

Это - левая рука.

Справа - шумная дорога,

Слева - быстрая река.

Повернулись мы - и вот …

Стало все наоборот.

Слева - шумная дорога.

Справа - быстрая река.

Неужели стала левой

Наша правая рука?

Я на дорогу выхожу.

 Сперва - налево погляжу.

Потом - направо и вперед.

 И я - умелый пешеход. 

Логопед: Работа ведется и по ориентировке на листе бумаги. Воспитатель также может использовать следующие упражнения:

- «Графические диктанты»;

- «Закончи узор»;

- «Дорисуй вторую половинку»;

- «Повтори картинку»;

Логопед раздает материал и проводит данные упражнения.

Логопед просит воспитателей встать и проиграть в игры стоя.

Игра “Аист”

Цель: формировать представления о правых и левых частях тела, учить дифференцировать их между собой и правильно обозначать в речи.

Задание: обыгрывается стихотворение про аиста, дети выступают в роли аиста, а логопед произносит текст стихотворения.

Аист, аист длинноногий.

Покажи домой дорогу. (дети производят требуемые движения)

Топай правою ногой.

Потом левою ногой.

Снова правою ногой.

Снова левою ногой.

Вот тогда придешь домой.

Игра “Солдаты”

Цель: развивать слуховое внимание, память, координацию движений, общую моторику; закрепить понятия “правая, левая” нога.

Задание: логопед читает стихотворение. Ребенок в это время должен маршировать с левой ноги.

Левой - правой!

Левой - правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд.

Барабанщик очень рад:

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд!

Левой - правой!

Левой - правой!

Барабан уже дырявый!

Игра “Артист”

Цель: развивать слуховое внимание и память, умение ориентироваться в схеме собственного тела и в пространстве, творческое воображение.

Задание: Логопед читает стихотворения. Ребенок должен показывать правую - левую руку на слова “правая, левая, направо, налево” и имитировать действия, названные в стихотворениях.

Правая - левая строят города.

Левая - правая водят поезда.

Правая - левая могут шить и штопать.

Левая - правая могут громко хлопать.

“Часы”
Тик - так, тик - так.
Вправо шаг и влево шаг.
И день и ночь - вот так:
Вправо шаг и влево шаг.
(на слова “тик - так” - наклоны в стороны).

“Самолет”

Руки в стороны - в полет

отправляем самолет:

Правое крыло вперед.

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет!

“Солдатик”

 На одной ноге постой-ка.

Будто ты — солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди.

Да смотри, не упади!

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый!

На раз - руки вверх поднять.

На два - носки свои достать.

На три - присесть,

Четыре - встать.

На пять - с левой пошагать!

“Кот и котята”

Кот сибирский, кот царапка

Учит деток танцевать:

“Грациозно, очень плавно

Нужно лапки поднимать:

Левой – правой, левой - правой.

Раз, два, три, четыре, пять!

Раз, два, три, четыре, пять!” (ребенок выполняет взмахи руками).

 Логопед: Следующие игры будут направлены не только на ориентировку в пространстве, но и на пополнение словаря и активное использование в речи слов справа, слева, вверху, за, под, над, левее, правее, наверху, внизу и т.д.

 Игра “Куда спряталась мышка”.

Цель: научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, слева, справа, за.

Задание: педагог начинает игру с загадки:

Под полом таится.

Кошки боится.

Кто это? (мышка).

“К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется”. Логопед ставит игрушку под стол, на шкаф... Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа, за.

Игра “Скажи, куда мы положили”

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве используя слова: за, на, под. над, дальше, ближе, слева, справа, правее, левее.

Задание:

Первый вариант: Один из детей закрывает глаза. Остальные прячут игрушку (предмет) на стол, под стол, на шкаф... По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку. Найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Второй вариант: Играющие договариваются, что будут подсказывать, куда положили предмет. Например: “Мяч под..., мяч за...” и так далее. Ребенок должен искать в направлении, указанном остальными детьми. После того как он найдет предмет, меняется ведущий.

Игра “Что, где?”

Цель: учить ориентироваться в пространстве и обозначать направление словами: “слева”, “справа”, “перед”, “за”, “сбоку”, “над”.

Задание: дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Всех нас надо посчитать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Ведущий встает в центр круга и, бросая мяч кому-нибудь из детей, спрашивает: “Кто справа от тебя?” Если ребенок дает правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается. Вопросы могут быть такими: Кто слева от тебя? Кто перед тобой? Что сзади тебя? Что над головой? и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ по теме "Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Задача семинара: систематизировать знания педагогов по развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста.Ход семинара.1.     Вводная...

семинар - практикум для молодых воспитателей на тему: «Играем вместе»

Цель: Расширение компетентности педагогов по организации совместной деятельности в образовательной области «Физическое развитие»...

Семинар-практикум для старших воспитателей по теме: Экологическое воспитание

Опыт работы старшего воспитателя с педагогами по теме Экологическоре воспитание в ДОУ....

Семинар- практикум для педагогов ДОУ на тему: «Формирование элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН».

laquo;Формирование элементарных математических представлений у ребенка с синдромом Дауна посредством использования мультисенсорного пособия НУМИКОН».Цель:Повышение профессиональной компетентнос...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей здорового образа жизни"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...