Развитие коммуникативных навыков у детей посредством сказкотерапии
статья по коррекционной педагогике

Развитие коммуникативных навыков является важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Не все дети легко проходят этап формирования коммуникативных навыков.

Через терапевтические сказки, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, учится преодолевать барьеры, верить в силу добра, любви и справедливости, тонко чувствовать других детей, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, ребенок становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У него формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают, детям шанс улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

В предлагаемых «сказочных» занятиях внимание уделяется работе над словом.

В терапевтических сказках, поднимаются важные, для детского мировосприятия проблемы. Они говорят ребенку, что мир очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх сожаление и отчаяние, в такой же степени часть нашего бытия. Оптимизм и уверенность главное. Сказки говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они не стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Сказка, дает возможность ребенку осознать, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами. Самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребёнок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребёнок с лёгкостью берёт информацию для жизни в реальном мире. Фантазия абсолютно реальна для детей. Она является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира.

Терапевтические сказки рождают у ребёнка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы не «стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Реакция ребёнка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях. В результате работы с «помогающими» историями, у детей формируются «механизмы самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни - «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом» и это обязательно приведет к успеху. История представляет детям варианты выхода из сложных жизненных ситуаций. Она показывает детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать - и окончание обязательно будет счастливым.

Терапевтические сказки помогают детям решить не только трудности связанные с общением, но и помочь преодолеть чувство неполноценности. Практически всё агрессивное поведение - результат ощущение собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, до создающий вам и другим детям и тем самым демонстрирующей собственные Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок кажущийся слабым и «забитым». Сказки помогают преодолеть страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их в жизни всё в порядке, если страх тормозит развитие, концентрируя на себе всё внимание ребёнка, - тогда требуется помощь. Надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе. Терапевтические сказки помогают детям решить проблемы со спецификой возраста. Каждый возраст приносит ребёнку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу - и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой.

Значимую роль в сказках имеет метафора. Она строит свою альтернативную классификацию. Метафора - это обобщение образов на основе пересечения их внешних характеристик. Разгадка необычайной эффективности метафоры при работе с детьми. Именно здесь детская картина мира представляет собой набор преимущественно образных и, следовательно, метафорических обобщений. Наиболее перспективным способом её изменение будет предоставление ребёнку новых образных обобщений терапевтических метафор.

Метафора - хрупкое «создание», разрушаемое при соприкосновении с понятиями. При создании терапевтической метафоры и при её обсуждении следует быть очень осторожным. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не нарушить образную целостность ,чтобы результат работы педагога не сводился усвоению понятий: «драться - плохо», «бояться - не нужно» и пр. Понятие всё равно не будет усвоенной должным образом, но метафорический образ может потерять целостность, а значит и эффективность. Метафора рождает обобщение образов, причём предельно эмпирическое, приземленное. Дети гораздо большие прагматики, чем мы им нужны непосредственное «руководство к действию», облаченные в метафорические «одежды».

Сказки рождаются из мифов. Соответственно, задача сказки - не дать ребенку конкретной руководство к действию и не показать область пересечение нескольких образов, что делает метафора. Волшебная сказка предназначена для того, чтобы показать ребенку внутренние тождество всего мира (и тем самым осмысленность, законченность) на том языке, который понятен ребенку. Показать то тождество, которое мы с взрослением теряем и находим только в вере во что-либо.

Метафора есть по сути дела наиболее удобной и формы для передачи детям терапевтических сообщений. Особое внимание, вне зависимости от психологических концепций, на которых мы основываемся в нашей работе, следует уделять форме предъявления историй и создание условий концентрации внимания и сосредоточения.

Терапевтические сказки могут использоваться как в индивидуальной работе с детьми, так и групповой.

При проведении индивидуальных психотерапевтических занятий с ребёнком использование метафоры может оказать неплохую поддержку для повышения эффективности вашей работы. Для ребёнка, в этом случае, педагог становится фигурой, которую он может легко вставить в свою картину мира - «тем, кто рассказывает сказки». Метафора является богатейшим материалом для процессуальной диагностики психологических трудностей ребенка. Его поведение во время чтения сказки, характер рисунка, выбранной сюжет, специфика обсуждения сказки - всё это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребёнка.

Она может являться основой для дальнейшего построения вашей терапевтической работы. Чаще всего с детьми используются работа с рисунками. Рисунок воспринимается как проекция создание ребёнка, организованное его обсуждение есть опосредованная работа с сознанием.

Метафоры имеет собственную ценность. Ребёнку предоставляется различные варианты преодоления жизненных трудностей и разрешение конфликтов. Задачи педагога - помочь ребёнку усвоить главную идею сказки и увидеть возможности её применения в его жизни. Длительная работа со сказками приводит к формированию у ребёнка механизма самопомощи.

В групповой работе с детьми, работа строится по триаде «рассказ – рисунок - драматизация». Необходимо, чтобы у детей в группе были равные возможности рассказать о своём рисунке. Часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе. Иногда дети говорят, что у них когда-то был подобный случай и сними это тоже бывало. В этой ситуации важно, чтобы ведущий еще раз обратил внимание детей на положительный финал сказки, помог перенести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.

Часто уже в процессе обсуждения дети делают достаточно серьезные выводы. Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последующие дни.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллю-страции к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции прежде всего отличаются полярностью, обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, радость-грусть, любовь-ненависть, гордость-унижение и т.д.

Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие.

Наш мир - это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок, срывов. Преодолевая препятствия и барьеры, учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки.

Возвращаясь непосредственно к эмоциям, следует отметить, как проявляются эмоциональные состояния в поведении, будь то радость, грусть, гнев или удивление. Все знают, что по мимике, жестам, пластике тела, голосу можно определить, во власти какой эмоции пребывает ребенок. В повседневной жизни мы легко определяем настроение окружающих нас людей по выразительным движениям тела, по едва уловимым изменениям в выражении лица, во взгляде, в интонации.

Через выразительность движений и действий ребенок раскрывает свои чувства и воздействует на других. Неумение владеть выразительными средствами тела ослабляет взаимодействие ребенка с окружающим миром. Мы знаем, как трудно общаться с человеком не проявляющим своих чувств. Желая поделиться своими переживаниями, мы вряд ли найдем отклик в его душе.

Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром, расширяет его социальные контакты, придает уверенность в себе и своих силах.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок воспринимает происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания.

Они очень любят сказки, потому, что в них «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей  посредством сказкотерапии.

Развитие коммуникативных навыков является важнейшим направлением социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста. Не все дети легко проходят этап формирования коммуникативных навыков.

Через терапевтические сказки, ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, учится преодолевать барьеры, верить в силу добра, любви и справедливости, тонко чувствовать других детей, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, ребенок становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У него формируется положительный образ своего тела, принятие себя таким, какой ты есть.

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают, детям шанс улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.

В предлагаемых «сказочных» занятиях внимание уделяется работе над словом.

В терапевтических сказках, поднимаются важные, для детского мировосприятия проблемы. Они говорят ребенку, что мир очень сложная штука, что в нём есть немало несправедливостей, что страх сожаление и  отчаяние, в такой же степени часть нашего бытия. Оптимизм и уверенность главное. Сказки говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

 Слушая  сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они не стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Сказка, дает возможность ребенку осознать, что он не оставлен «один на один» со своими проблемами. Самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребёнок чувствует себя «как рыба в воде». В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребёнок с лёгкостью берёт информацию для жизни в реальном мире. Фантазия абсолютно реальна для детей. Она является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира.

  Терапевтические сказки рождают у ребёнка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы не «стоите в стороне», а готовы оказать посильную помощь. Реакция ребёнка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он «откроет» вам свою душу, расскажет о своих трудностях. В результате работы с «помогающими» историями, у детей формируются «механизмы самопомощи». Они усваивают такой подход к жизни - «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом» и это обязательно приведет к успеху. История представляет детям варианты выхода из сложных жизненных ситуаций. Она показывает детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать - и окончание обязательно будет счастливым.

Терапевтические сказки помогают детям решить не только трудности связанные с общением, но и помочь  преодолеть чувство неполноценности. Практически всё агрессивное поведение - результат ощущение собственной «малозначимости» и попытка таким способом доказать обратное. Ребёнок, до создающий вам и другим детям и тем самым демонстрирующей собственные Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребёнок кажущийся слабым и «забитым». Сказки помогают преодолеть страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь самое важное не то, чего именно ребёнок боится, а то, как он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их в жизни всё в порядке, если страх тормозит развитие, концентрируя на себе всё внимание ребёнка, - тогда требуется помощь.  Надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, как раз и боятся больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своём страхе. Терапевтические сказки помогают детям решить проблемы со спецификой возраста. Каждый возраст приносит ребёнку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному, без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребёнок идёт в школу - и оказывается под ворохом самых разных трудностей, связанных с учёбой.

Значимую роль в сказках имеет метафора. Она строит свою альтернативную классификацию. Метафора - это обобщение образов на основе пересечения их внешних характеристик. Разгадка необычайной эффективности метафоры при работе с детьми. Именно здесь детская картина мира представляет собой набор преимущественно образных и, следовательно, метафорических обобщений. Наиболее перспективным способом её изменение будет предоставление ребёнку новых образных обобщений терапевтических метафор.

Метафора - хрупкое «создание», разрушаемое при соприкосновении с понятиями. При создании терапевтической метафоры и при её обсуждении следует быть очень осторожным. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы не нарушить образную целостность ,чтобы результат работы педагога не сводился усвоению понятий: «драться - плохо», «бояться - не нужно» и пр. Понятие всё равно не будет усвоенной должным образом, но метафорический образ может потерять целостность, а значит и эффективность. Метафора рождает обобщение образов, причём предельно эмпирическое, приземленное. Дети гораздо большие прагматики, чем мы им нужны непосредственное «руководство к действию», облаченные в метафорические «одежды».

 Сказки рождаются из мифов. Соответственно, задача сказки - не дать ребенку конкретной руководство к действию и  не показать область пересечение нескольких образов, что делает метафора. Волшебная сказка предназначена для того, чтобы показать ребенку внутренние тождество всего мира (и тем самым осмысленность, законченность) на том языке, который понятен ребенку. Показать то тождество, которое мы с взрослением теряем и  находим только в вере во что-либо.

Метафора есть по сути дела наиболее удобной и формы для передачи детям терапевтических сообщений. Особое внимание, вне зависимости от психологических концепций, на которых мы основываемся в нашей работе, следует уделять форме предъявления историй и создание условий концентрации внимания и сосредоточения.

 Терапевтические сказки могут использоваться как в индивидуальной работе с детьми, так и групповой.

При проведении индивидуальных психотерапевтических занятий с ребёнком использование метафоры может оказать неплохую поддержку для повышения эффективности вашей работы.  Для ребёнка, в этом случае, педагог становится фигурой, которую он может легко вставить в свою картину мира - «тем, кто рассказывает сказки». Метафора является богатейшим материалом для процессуальной диагностики психологических трудностей ребенка. Его поведение во время чтения сказки, характер рисунка, выбранной сюжет, специфика обсуждения сказки - всё это может дать информацию об актуальном психологическом состоянии ребёнка.

Она может являться основой для дальнейшего построения вашей терапевтической работы. Чаще всего с детьми используются работа с рисунками. Рисунок воспринимается как проекция создание ребёнка, организованное его обсуждение есть опосредованная работа с сознанием.

Метафоры имеет собственную ценность. Ребёнку предоставляется различные варианты преодоления жизненных трудностей и разрешение конфликтов. Задачи педагога - помочь ребёнку усвоить главную идею сказки и увидеть возможности её применения в его жизни. Длительная работа со сказками приводит к формированию у ребёнка механизма самопомощи.

 В групповой работе с детьми, работа строится по триаде «рассказ – рисунок - драматизация». Необходимо, чтобы у детей в группе были равные возможности рассказать о своём рисунке. Часто дети, идентифицируя себя с героями сказок, сообщают об этом группе. Иногда дети говорят, что у них когда-то был подобный случай и сними это тоже бывало. В этой ситуации важно, чтобы ведущий еще раз обратил внимание детей на положительный финал сказки, помог перенести его в конкретную ситуацию жизни ребенка.

Часто уже в процессе обсуждения дети делают достаточно серьезные выводы. Иногда дети обращаются к содержанию сказки в последующие дни.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяют сказка и игра. Например, для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции прежде всего отличаются полярностью, обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие-неудовольствие, радость-грусть, любовь-ненависть, гордость-унижение и т.д.

Ребенок познает окружающий мир и делает это не отвлеченно и бесстрастно, а переживает происходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что его окружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие.

Наш мир - это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок, срывов. Преодолевая препятствия и барьеры, учась на ошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей не отступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно принимать неудачи или ошибки.

Возвращаясь непосредственно к эмоциям, следует отметить, как проявляются эмоциональные состояния в поведении, будь то радость, грусть, гнев или удивление. Все знают, что по мимике, жестам, пластике тела, голосу можно определить, во власти какой эмоции пребывает ребенок. В повседневной жизни мы легко определяем настроение окружающих нас людей по выразительным движениям тела, по едва уловимым изменениям в выражении лица, во взгляде, в интонации.

Через выразительность движений и действий ребенок раскрывает свои чувства и воздействует на других. Неумение владеть выразительными средствами тела ослабляет взаимодействие ребенка с окружающим миром. Мы знаем, как трудно общаться с человеком не проявляющим своих чувств. Желая поделиться своими переживаниями, мы вряд ли найдем отклик в его душе.

Способность выражать через тело свое внутреннее эмоциональное состояние обогащает и облегчает общение ребенка с окружающим миром, расширяет его социальные контакты, придает уверенность в себе и своих силах.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает детей. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но нереальным этот мир кажется только нам, взрослым. Ребенок воспринимает происходящее в сказке как реальность. Этого требует его внутренний мир. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания.

Они очень любят сказки, потому, что в них «естественное пространство их безграничного потенциала, потому что в них компенсируется недостаток действия в реальной жизни, потому что в них запрограммирована их взрослая жизнь. Через сказки ребенок получает знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС....

Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"

quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...

Методы и приемы сказкотерапии для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

материал для воспитателей, который поможет организовать деятельность детей, направленную на развитие умения общаться...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМА: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умений воспринимать, оценивать чувство прекрасного в окружающем мире и пере...