Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Жеглова Елена Анатольевна

Дидактические игры и упражнения для развития, активации, стимуляции зрительных функций не только доставляют удовольствие детям, развивают способности, формируют знания, но и имеют коррекционную направленность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения для  детей с нарушением зрения

Дидактические игры  и упражнения для развития, активизации, стимуляции зрительных функций не только  доставляют удовольствие детям, развивают способности,  формируют знания, умения и навыки, но и имеют коррекционную направленность. В процессе методически правильно построенной  игровой деятельности обеспечивается активизация зрительных функций, тренировка аккомадационного аппарата и глазодвигательных мышц. В процессе таких игр также происходит компенсация зрительной недостаточности за счет включения сохранных анализаторов, речи и мышления.

Для активизации зрения детей с косоглазием и амблиопией в период повышения остроты зрения используются упражнения с лазерной указкой и набором к ней насадок «Где сидит жук?», «Куда летит бабочка?», «Сосчитай, сколько раз зажглась звезда?»  и т. п. Изображение проецируется на стене перед детьми, стоящими напротив. Спина и голова прижаты к стене и находятся в неподвижном состоянии. Ребенок следит за движением изображения глазами.

Цель: развитие зрительного внимания; активизации зрительных функций: фиксации взора, прослеживания.

«Волшебная полянка»

Цель:  развитие зрительного внимания, мышления, сенсорных эталонов (цвета, формы), мелкой моторики; развитие зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.

Игра представляет собой поле с одноцветными гвоздиками и съемной панелью, на которой изображены геометрические фигуры разного цвета.

Условие игры -  надеть цветные колечки в соответствии с указаниями тифлопедагога: «На все синие фигуры – синие колечки, на красные – красные колечки, на желтые – желтые колечки, на зеленые – зеленые колечки, на оранжевые – оранжевые колечки».  Усложнение: «На все круги – желтые колечки, на овалы – зеленые колечки, на прямоугольники – синие колечки, на квадраты – красные колечки, треугольники – оранжевые колечки».

«Цветные гвоздики»

  Цель: развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики;

развитие зрительных функций:  фиксации взора, локализации из множества, аккомодации, прослеживания, бинокулярного зрения.

Игра – поле с разноцветными гвоздиками. Условие игры -  ударь молоточком «По гвоздикам заданного цвета», «Дотронься до дальних – ближних гвоздиков»

Варианты игры:  «Сделай узор  по образцу с помощью цветных резинок», «Соедини веревочкой гвоздики заданного цвета».

«Через речку»

Цель:  развитие глазомерных возможностей, координации точных движений рук под контролем глаза, развитие восприятия эталонов величины  (длины); развитие дифференцированности восприятия (выбор из множества).

Игра представляет собой поле – река с пенечками, расположенными на разном расстоянии друг от друга от одного угла  поля до другого, набор дощечек разной длины. Условие игры – соотнести длину дощечек с расстояниями между пенечками, тем самым помочь игрушкам перейти с одного берега на другой.

«По дороге»

Цель:  развитие  зрительно - моторной координации;

активизация зрительных функций: прослеживания, аккомодации, фиксации взора.

На поле изображена извилистая дорога, ограниченная с обеих сторон тесьмой. Условие игры – помочь футболисту прокатить мяч по дороге (по принципу отталкивания одноименными полюсами  магнитов).

«Чудо рыбалка»

Цель:  развитие координации точных движений рук под контролем глаза; активизация зрительных функций: фиксации взора, тренировка бинокулярного зрения.

Игра представлена в виде «мини – аквариума»  (набор для специй с разным диаметром), удочки, пуговиц – игрушек на металлических скрепках. Условия игры – одной рукой на определенном расстоянии достать предметы со дна «аквариума».

«Найди пару» 

Цель:  развитие зрительного внимания, предметных представлений; активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.

Игра состоит из предметных картинок нарисованных контуром на листе бумаги и вырезанных  силуэтов тех же предметов. Условия игры – наложить силуэт предметной картинки  на его контурное изображение.

Вариант игры: соотнести силуэт  животного и его контурное изображение в разных позах.

«Щепки – прищепки»

Цель: развитие  мелкой моторики, точности движения рук под контролем глаз; активизация зрительных функций: фиксации взора.

Игра представляет собой цветные изображения животных и бельевые прищепки. Условие игры – прицепить прищепки, создавая гриву льву, ежику – иголки и т. п.

«Сухой бассейн»

Цель: развитие навыков осязательного восприятия,  снятие напряженности  мышц  кистей пальцев рук  (самомассаж рук)

Игра представляет собой прозрачную большую емкость – банку с цветными шариками – пульками и предметами – игрушками. Условия игры – найти в «сухом бассейне» заданный предмет.

«Цвета»

Цель: развитие цветовосприятия; умения локализовать заданный цвет из множества других цветов, соотносить цвета с заданным эталоном.

Игра представляет собой серединки и лепестки разных цветов. Условия игры – соотнести лепестки с серединкой заданного цвета.

«Цветочная поляна»

Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики; развитие навыков ориентировки на микроплоскости; активизация зрительных функций: фиксации взора.

Игра представляет собой поле с цветочками на нитках, расположенных вертикально. Передвигая цветы расположить их в соответствии с образцом.

«Цветные пробки»

Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики;

активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации, прослеживания, тренировка бинокулярного зрения.

Игра представляет собой поле с горлышками от бутылок, расположенных

в определенной последовательности. Условия игры – накрутить пробки на горлышки от бутылок в соответствии с образцами.

Вариант игры: перед тем как накрутить крышку на горлышко положить на дно  пуговицу или пульку.

Таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

«Морские камешки» 

Цель: Развитие зрительного внимания,

навыка точных движений руки под контролем глаза, мелкой моторики;

стимуляция зрительных функций: повышение остроты зрения, фиксации взора.

Игра представляет собой контурные предметные картинки по темам, морские плоские камешки. Условия игры – выложить по контуру изображение предмета из морских камешков.

«Волшебная ниточка»

Цель: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации;

активизация зрительных функций: повышение остроты зрения, фиксации взора, прослеживания,

Игра представляет собой поле – ковролин, силуэты предметов из драпа, клубок тонких ниток. Условия игры – выложить по контуру предмет с помощью ниточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения

Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа...

Игры-упражнения для детей с нарушением зрения

Взяв за основу методику М.А.Мишина, составила серию игр-упражнений (по темам) для детей с нарушением зрения с использованием сетки и прищепок, которые интегрировано, решают задачи по развитию зрительн...

Игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования.

Игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования....

Игры и упражнения для детей с нарушением зрения

Игры и упражнения для детей с нарушением зрения...

Дидактические игры как средство обучения детей с нарушениями зрения основам безопасного поведения на дороге

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о правилах дородного движения для детей с нарушениями зрения.Задачи: 1. Обучать  умению делать обобщения, группировать дорожные знаки п...

Дидактическая игра "Найди отличия" для детей с нарушением зрения

Цель игры: развитие внимания, умение сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия. Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.Описание: в течение 2-3 минут показ...