Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике
Дидактические игры и упражнения для развития, активации, стимуляции зрительных функций не только доставляют удовольствие детям, развивают способности, формируют знания, но и имеют коррекционную направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития, активизации, стимуляции зрительных функций не только доставляют удовольствие детям, развивают способности, формируют знания, умения и навыки, но и имеют коррекционную направленность. В процессе методически правильно построенной игровой деятельности обеспечивается активизация зрительных функций, тренировка аккомадационного аппарата и глазодвигательных мышц. В процессе таких игр также происходит компенсация зрительной недостаточности за счет включения сохранных анализаторов, речи и мышления.
Для активизации зрения детей с косоглазием и амблиопией в период повышения остроты зрения используются упражнения с лазерной указкой и набором к ней насадок «Где сидит жук?», «Куда летит бабочка?», «Сосчитай, сколько раз зажглась звезда?» и т. п. Изображение проецируется на стене перед детьми, стоящими напротив. Спина и голова прижаты к стене и находятся в неподвижном состоянии. Ребенок следит за движением изображения глазами.
Цель: развитие зрительного внимания; активизации зрительных функций: фиксации взора, прослеживания.
«Волшебная полянка»
Цель: развитие зрительного внимания, мышления, сенсорных эталонов (цвета, формы), мелкой моторики; развитие зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.
Игра представляет собой поле с одноцветными гвоздиками и съемной панелью, на которой изображены геометрические фигуры разного цвета.
Условие игры - надеть цветные колечки в соответствии с указаниями тифлопедагога: «На все синие фигуры – синие колечки, на красные – красные колечки, на желтые – желтые колечки, на зеленые – зеленые колечки, на оранжевые – оранжевые колечки». Усложнение: «На все круги – желтые колечки, на овалы – зеленые колечки, на прямоугольники – синие колечки, на квадраты – красные колечки, треугольники – оранжевые колечки».
«Цветные гвоздики»
Цель: развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики;
развитие зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества, аккомодации, прослеживания, бинокулярного зрения.
Игра – поле с разноцветными гвоздиками. Условие игры - ударь молоточком «По гвоздикам заданного цвета», «Дотронься до дальних – ближних гвоздиков»
Варианты игры: «Сделай узор по образцу с помощью цветных резинок», «Соедини веревочкой гвоздики заданного цвета».
«Через речку»
Цель: развитие глазомерных возможностей, координации точных движений рук под контролем глаза, развитие восприятия эталонов величины (длины); развитие дифференцированности восприятия (выбор из множества).
Игра представляет собой поле – река с пенечками, расположенными на разном расстоянии друг от друга от одного угла поля до другого, набор дощечек разной длины. Условие игры – соотнести длину дощечек с расстояниями между пенечками, тем самым помочь игрушкам перейти с одного берега на другой.
«По дороге»
Цель: развитие зрительно - моторной координации;
активизация зрительных функций: прослеживания, аккомодации, фиксации взора.
На поле изображена извилистая дорога, ограниченная с обеих сторон тесьмой. Условие игры – помочь футболисту прокатить мяч по дороге (по принципу отталкивания одноименными полюсами магнитов).
«Чудо рыбалка»
Цель: развитие координации точных движений рук под контролем глаза; активизация зрительных функций: фиксации взора, тренировка бинокулярного зрения.
Игра представлена в виде «мини – аквариума» (набор для специй с разным диаметром), удочки, пуговиц – игрушек на металлических скрепках. Условия игры – одной рукой на определенном расстоянии достать предметы со дна «аквариума».
«Найди пару»
Цель: развитие зрительного внимания, предметных представлений; активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации из множества.
Игра состоит из предметных картинок нарисованных контуром на листе бумаги и вырезанных силуэтов тех же предметов. Условия игры – наложить силуэт предметной картинки на его контурное изображение.
Вариант игры: соотнести силуэт животного и его контурное изображение в разных позах.
«Щепки – прищепки»
Цель: развитие мелкой моторики, точности движения рук под контролем глаз; активизация зрительных функций: фиксации взора.
Игра представляет собой цветные изображения животных и бельевые прищепки. Условие игры – прицепить прищепки, создавая гриву льву, ежику – иголки и т. п.
«Сухой бассейн»
Цель: развитие навыков осязательного восприятия, снятие напряженности мышц кистей пальцев рук (самомассаж рук)
Игра представляет собой прозрачную большую емкость – банку с цветными шариками – пульками и предметами – игрушками. Условия игры – найти в «сухом бассейне» заданный предмет.
«Цвета»
Цель: развитие цветовосприятия; умения локализовать заданный цвет из множества других цветов, соотносить цвета с заданным эталоном.
Игра представляет собой серединки и лепестки разных цветов. Условия игры – соотнести лепестки с серединкой заданного цвета.
«Цветочная поляна»
Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики; развитие навыков ориентировки на микроплоскости; активизация зрительных функций: фиксации взора.
Игра представляет собой поле с цветочками на нитках, расположенных вертикально. Передвигая цветы расположить их в соответствии с образцом.
«Цветные пробки»
Цель: развитие зрительного внимания, мелкой моторики;
активизация зрительных функций: фиксации взора, локализации, прослеживания, тренировка бинокулярного зрения.
Игра представляет собой поле с горлышками от бутылок, расположенных
в определенной последовательности. Условия игры – накрутить пробки на горлышки от бутылок в соответствии с образцами.
Вариант игры: перед тем как накрутить крышку на горлышко положить на дно пуговицу или пульку.
Таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.
«Морские камешки»
Цель: Развитие зрительного внимания,
навыка точных движений руки под контролем глаза, мелкой моторики;
стимуляция зрительных функций: повышение остроты зрения, фиксации взора.
Игра представляет собой контурные предметные картинки по темам, морские плоские камешки. Условия игры – выложить по контуру изображение предмета из морских камешков.
«Волшебная ниточка»
Цель: Развитие зрительного внимания, зрительно – моторной координации;
активизация зрительных функций: повышение остроты зрения, фиксации взора, прослеживания,
Игра представляет собой поле – ковролин, силуэты предметов из драпа, клубок тонких ниток. Условия игры – выложить по контуру предмет с помощью ниточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....
Картотека артикуляционных упражнений для детей с нарушением зрения
Логопедическая работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в разных областях: офтальмологии, тифлопедагогики. Так же логопед должен владеть соответствующими приемами обучения, применять специа...
Игры-упражнения для детей с нарушением зрения
Взяв за основу методику М.А.Мишина, составила серию игр-упражнений (по темам) для детей с нарушением зрения с использованием сетки и прищепок, которые интегрировано, решают задачи по развитию зрительн...
Игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования.
Игры-упражнения для детей с нарушением зрения с использованием нестандартного оборудования....
Игры и упражнения для детей с нарушением зрения
Игры и упражнения для детей с нарушением зрения...
Дидактические игры как средство обучения детей с нарушениями зрения основам безопасного поведения на дороге
Цель: Создание условий для формирования представлений детей о правилах дородного движения для детей с нарушениями зрения.Задачи: 1. Обучать умению делать обобщения, группировать дорожные знаки п...
Дидактическая игра "Найди отличия" для детей с нарушением зрения
Цель игры: развитие внимания, умение сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия. Игровой материал и наглядные пособия: сюжетные карточки.Описание: в течение 2-3 минут показ...