Игры на развитие школьно-значимых функций
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Консультация написана по книге Степановой "Профилактика школьных трудностей у детей". В ней классифицированы игры на развитие школьно-значимых функций по возрастам: младший, средний, подготовительный. Педагоги познакомятся такими школьно-значимыми функциями, как: 1. зрительное восприятие и памят, зрительный анализ и синтез; 2. пространственная ориетация, оптико-пространственный анализ и синтез; 3. слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух; 4. сенсо-моторные координации; 5. точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук. С помощью этой классификации легко планировать воспитательную и развивающую работу с детьми, охватывая все области программы и осуществляя профилактику школьных трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ

На развитие школьно-значимых функций.

Книга Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей»

Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003 (Серия «Игровые технологии»)

Школьно-значимые функции:

  1. Зрительное восприятие и память, зрительный анализ и синтез.
  2. Пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез.
  3. Слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух.

Этапы  развития:

1). Совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухо-речевой памяти;

2). Развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений.

3). Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

    4.   Сенсомоторные координации.

    5.   Точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Шк-знач. Фун-ия

И г р ы

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая – подг. группа

1. Развитие зрительное восприятие и память, зрительный анализ и синтез и коррекция их недостатков.

«Назови всё красное»

(жёлтое, зелёное, синее…)

- круглое, квадратное..

- тёплое, холодное…

                                                                 - деревянное…/твёрдое, мягкое и т.д.

«Одинаковые по форме» (цвету …)

«Пирамидка»

«Сложи картинку»

(4 части)

«Сложи картинку»

(4 + части)

«Найди в мешочке»

«Найди отличия»

«Сложи картинку»

(2 части)

«Заплатки»

«Разложи по порядку»

«Чего не стало?»

«Что изменилось?»

«На что похоже?»

«Шерлок Холмс»

«Рисунок под дождём»

«Лабиринты»

«Наложенные и скрытые изображении»

«Найди одинаковые предметы»

«Разложи по группам»

«Кто пришёл сегодня в гости?»

«Дорисуй предмет»

Что неправильно нарисовал художник?»

2. Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков

«Где звучит?»

«Чем похоже?»

«Четвёртый лишний»

«Что звучит?»

«Разложи по группам»

«Парные картинки»

«Назови самые непохожие фигуры»

«Следующий ход – твой!»

«Найди такой же»

(с помощью зрения, запаха, вкуса, тактильно, на слух, двигательного т. е. использовать максимально возможное число анализаторов)

«Дополни фрагмент»

«Строители»

(по объёмному образцу)

Конструирование фигур

«Танграмм»

«Пифагор»

Загадки со спичками

«Что справа, что слева»

«Пожалуйста»

Перестановки по схеме

«Водители»

«Покажи у товарища»

«Пространственный диктант»

«План города»

3. Развитие слухового восприятия, слухо-речевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков.

«Что за шум?»

«Ну-ка, прислушайся»

«Чем играем?»

«Музыкальные инструменты»

«Где будильник?»

«Шумящие коробочки»

«Быстро – медленно»

«Шаг, бег, стоп!»

«Тихо – громко»

«Ритмические рисунки»

«Сосчитай удары»

«Кто сказал комплимент?»

«Угадай, кто это?»

«Так бывает или нет?»

«Правильно – неправильно»

«Продолжи стихи»

«Рифмы»

«Маяк»

«Колокольчики»

«Картинка – помощница»

«Разложи картинки»

«Загадки»

«Где спрятался звук?»

«Придумываем предложение»

«Солисты»

«Какой звук слышим?»

Построим пирамидку

«Слог – шаг»

«Цветочный магазин»

«Найди картинку к схеме»

4. Развитие сенсомоторных координаций и коррекция их недостатков.

Рисование по образцу.

«Сделай, как я!»

«Звёздочки»

«Ухо – нос»
(делать вместе с детьми, не ошибаясь)

«Ухо – нос»

«Повторяй за мной»

«Самые красивые бусы»

«Школа радистов»

«Муха»

«Передай телеграмму»

5. Развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей и рук и коррекции их недостатков.

Пальчиковый игротренинг:

- Статические игровые упражнения для пальцев и кистей рук;

- Динамические игровые упражнения для пальцев и кистей рук;

- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением.

Шнуровка, закручивание – откручивание пробок; застёгивание – расстегивание пуговиц, кнопок, липучек, молний…

«Песочные рисунки»

«Мозаика на пластилине»

«Передай мяч»

«Цветные квадраты»

«Перемени предмет»

«Посадка картошки»

«Составь слово»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям будущих первоклассников по развитию школьно-значимых функций

Данная памятка подготовлена мною для родителей детей старшей и подготовительной групп. Особенность предлагаемых игр и упражнений состоит в том, что они не требуют специально организованных занятий и м...

Игры на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы у детей 3-5 лет

Консультация-практикум для родителей, которая поможет им играя, развивать своих детей...

Использование игры для развития высших психических функций

Игры для развития памяти, внимания, мышления....

Подготовка к школе. Игры и упражнения, направленные на развитие школьно-значимых функций

Вам, родители, предлагаются упражнения, которые  в игровой форме помогут  подготовить ребёнка к обучению в школе...

Игры на развитие высших психических функций

Данные игры рекомендуются детям, страдающим психомоторной гиперактивностью, пониженным настроением, патологическими страхами, ранним детским аутизмом, задержкой психического развития и другими заболев...

Развитие школьнозначимых функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тщательное и всестороннее изуче% ние детей на этапе школьного старта помогает взрослым выявить детей с низким уровнем развития школьно значимых функций – тех функций, ко% торые не только сущест...

Игры для развития высших психических функций.

Игры для развития высших психических функций....