Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Макеева Анастасия Евгеньевна

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук. (традиционные и нетрадиционные)

Особенности использования осязания в процессе продуктивной, игровой, бытовой деятельности.

Виды деятельности, в которых развивают мелкую моторику.Можно выделить четыре этапа развития мелкой моторики руки путем графических упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №25 компенсирующего вида»

Особенности развития мелкой моторики у детей

 с нарушениями зрения.

Учитель-дефектолог: Макеева А.Е.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. 
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. 

Мелкая моторика - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

1) в связи с развитием познавательных способностей;

2) в связи с развитием речи;

3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев. Наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения и развития влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушением зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

Детям с нарушениями зрения младшего дошкольного возраста в большей мере, чем их нормально видящим сверстникам, свойственны скованность движений, слабость мышечного тонуса,  затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений, невозможность удержания позы.

При выполнении действий с мелкими предметами отмечается нарушение согласованности движений, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук. Движения и действия детей отличаются нескоординированностью.

Кроме того, нарушенное зрение затрудняет ориентировку в расположении предметов в пространстве, оценку их качества, возможность планировать захват предмета  и действия с ним. Недостаточная согласованность в работе зрительного и кожно-мышечного аппаратов снижает возможность узнавать предмет, определять его признаки, приспосабливать форму кисти и силу для наилучшего захвата, адекватных действий с предметами.

 В связи с этим, одной из задач обучения детей должна стать работа по развитию мелкой моторики руки и движений, необходимых для осязательного обследования предметов и оперирования ими.

Особенности использования осязания в процессе продуктивной, игровой, бытовой деятельности.

В процессе  выполнения конструктивных действий детей при создании плоскостных изображений и объемных конструкций у детей с монокулярным характером зрения отмечаются:

 трудности регуляции мышечного напряжения и силы движений; снижение подвижности пальцев и кистей рук; нарушение согласованности движений рук; нарушение траектории переноса деталей;

 нарушение точности движений: снижение зрительно-моторной координации, согласованности двигательного акта с внешним пространством, недостаточная скоординированность движений;

 затруднения зрительного анализа пространственных характеристик объектов; рассогласование в работе зрительного и тактильно-двигательного анализаторов, затрудняющее точное воспроизведение пространственной организации деталей конструкции.

 В связи с этим затруднено точное совмещение конструктивных деталей. Производя практические действия в условиях монокулярного зрения, затрудняющего восприятие трехмерности пространства, дети опираются на неполноценное зрение, не уравнивая грани кубиков с помощью рук.  

При срисовывании фигур у детей с нарушениями зрения дети отмечается прерывистость движения, нарушение направления движения, точности воспроизведения пространственного положения линий.

Сниженный зрительно-двигательный контроль не обеспечивает точность движений при соединении концов окружности. Иногда при копировании круга получается неопределенная, диффузная фигура с присутствием изгибов, углов, кривых и прямых линий.

Низкая острота зрения, нарушение глазодвигательных функций, выключение лучше видящего глаза из акта зрения затрудняют восприятие целостного образа объекта, планирования движения при прохождении лабиринта.

 Такой характер выполнения движений позволяет утверждать, что у дошкольников с нарушениями зрения снижены зрительно-двигательные связи,  недостаточно развит моторный навык рисования прямых линий фиксированной длины, расположенных в различных направлениях, кругов заданной величины, не сформированы формообразующие, эталонные движения руки. Это свойственно для окклюзионного периода лечения, так как в это время зрение не обеспечивает адекватного восприятия протяженности объектов, их пространственных признаков.  

Все это указывает на необходимость коррекционной работы, направленной на формирование осязательного образа предмета, оказывающего регулирующее влияние на движения руки по контуру объекта, обеспечивающего предметность и вариативность двигательных действий.

 Усиленный зрительный контроль за движениями в процессе деятельности ведет к большей напряженности, скованности, затруднению согласованной работы обеих рук.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук:

Традиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);

— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

— предметная деятельность: бумага, глина, пластилин;

— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка;

-различные виды застёжек;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.

Нетрадиционные:

- игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна;

- самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами;

- использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни;

- массаж с помощью мячика Су-джок, аппликатора Кузнецова или игольчатых ковриков Ляпко;

- применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос и многое другое);

-тестопластика;

- квиллинг.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.  Помимо развития мелкой моторики и тонких дифференцированных движений пальцев проведение упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:

— формирование познавательной активности и творческого воображения детей;

— развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения;
— развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
— развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи. 

Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии. 

Развитие мелкой моторики и осязания происходит в различных видах деятельности:

- Предметно-практической деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, занятия с бумагой, крупой, нитками, природным материалом)

-Графические работы;

-Проведение пальчиковых игр, массажа.

1.     Во время
лепки из глины, пластилина, теста хорошо развивается мелкая моторика, укрепляются мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки движения руки, закрепляется навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать.

2.    
Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми. Ведь рисовать можно разными материалом и способом на бумаге, на картоне, на снегу, на песке, на запотевшем окне и асфальте. Ребёнка можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку. Раскрасить её или нарисовать самому.

3
.     Выполнение аппликации предполагает освоение целого ряда графических навыков (действовать карандашами, линейкой, трафаретом), дети учатся анализировать, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать. У ребёнка развивается восприятие пространственных представлений цвета, глазомер, чувство формы, зрительная память, произвольное внимание, самостоятельность.

4.       Работа с
конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы  величины и цвета. Сначала ребёнку предлагают несложные задания такие как сортировка деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров. Затем дети могут строить изображения по образцу и самостоятельно.

5.     С детьми с низким или средним уровнем развития мелкой моторики можно проводить работу со
штампами. В процессе этой работы развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение) руки. Штампы можно изготовить из карандаша с ластиком на конце на поверхность ластика с одной стороны тонкой иглой наносится контур рисунка. Карандаш не затачивается, на конце ластика срезается острым ножом под углом 45.о  Главное, чтобы изображение было понятно детям. Для поддержания интереса детей упражнения со штампами можно сопровождать несложным сюжетом.

6.     Кроме упражнений со штампами, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно и для успешного овладения письмом.

Можно выделить четыре этапа развития мелкой моторики руки путем графических упражнений.

I этап - подготовительный (начинается с трёх лет)

1.         Знакомство с карандашом

2.         Графические упражнения  «Дорожки»

3.         Закрашивание – умение видеть контур. (Сначала  даю на примере геометрических фигур, затем простейших контуров предметов – ведерко, домик)

II этап - автоматизация процесса работы пальцев с карандашом (с четырёх лет)

1.         Усложняются графические упражнения: удлиняется длина дорожек, усложняются виды дорожек.

•        Копирование по контуру, по точкам.

•        Обводка  трафарета.

2.        Ориентирование на листе бумаги с использованием шаблонов геометрических фигур.

III этап - творческий (с пяти лет)

1.        Составление предметных, а затем сюжетных рисунков из геометрических фигур по образцу, а после по замыслу. Закрашивание по заданному направлению, а затем составление рассказов.

2.         Знакомство со штриховкой (простейшие виды).

3.        Ориентировка  на листе бумаги и знакомство с тетрадью в крупную клетку (Рабочая строка)

IV этап - подготовка руки к письму (с шести лет)

1.         Графические диктанты.

2.         Знакомство с тетрадью в косую линейку.

3.         Более сложные виды штриховки.

4.         Повторное обследование руки ребенка и рекомендации для родителей.


                      
«Дорожки»
Указание: проведи линии по середине дорожки не отрывая карандаш и не съезжая с дорожки.
                 
«Клубочки»
Указание: обведи клубочки с точками, старайся не отрывать карандаш от бумаги, наматывать клубочек можешь от центра или от края.
                   
Штриховка
Указание: заштрихуй фигуру, не выходя за контур.
                   
«Коврик»
Указание: продолжи узор по клеточкам.
                  
«Двойник»
Указание: нарисуй рядом такую же точно картинку.
             
«Дорисуй картинку»
Указание: дорисуй вторую половинку так, чтобы была похожа на первую.

7.     Особую роль в  развитии моторики играют
пальчиковые игры  - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Замок.
На дверях висит замок.
Кто его открыть бы смог?                      (Пальцы обеих рук в «замочек»)
Мы замочек постучали                            (Стучать «замочком» о стол)
Мы замочек повертели                           
Мы замочек покрутили                           (Круговые движения «замочком»)
И открыли!                                               (Показать ладошки)


Цветок.
Вырос высокий цветок на поляне (руки в в вертикальном положении, ладони прижать друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их),
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы).
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцы вместе – врозь),
Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).


Капустка.
Мы капустку рубим – рубим  (движения прямыми ладонями вверх – вниз),
Мы капустку солим – солим  (поочередное поглаживание пальцев),
Мы капустку трём – трём (потирать кулачок об кулачок),
Мы капустку жмём – жмём (сжимать и разжимать кулачки).

8.     Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Массаж рук способствует снятию моторной напряжённости мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

 Самомассаж рук (И. Н. Якушина):
v   Левая рука поглаживает правую руку от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую.

v   Кисти рук лежат на краю стола. Ладонями проводить по ребру стола таким образом, чтобы вся ладонь последовательно промассировалась.

v   Кисти сжаты в кулак. Кулаком правой руки несколько раз постучать по кулаку левой руки. В этом упражнении функцию «молотка» выполняет то правая рука, то левая.

v   Прокатывание карандашом между ладонями, а затем между ладонями и пальцами обеих рук.

v   Руки лежат на столе в расслабленном состоянии. Растопырить пальцы, сделать их напряженными, затем подобрать пальцы в кулак.

v   Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображается движение стряхивания с рук воды.


Развитию мелкой моторики и осязания способствуют также и многие другие виды работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

Примерно 90% всей информации ребенок получает через зрение. Но это не означает, что при слепоте или глубоких нарушениях зрения ребенок  теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы ...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения.

Презентация об особенностях развития мелкой моторики у детей с нарушениями зрения....