«Проблемы развития речи у детей»
статья по коррекционной педагогике

Никитина Татьяна Ивановна

    Речь – высшая функция, формирующаяся в процессе общего психофизиологического развития ребёнка. Отсутствие речи может отрицательно отразится как в психическом, так и в интеллектуальном развитии ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                        «Проблемы развития речи у детей»

Никитина Татьяна Ивановна, воспитатель.


   
Печальная статистика доказывает, что сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Развитие ребёнка индивидуально и поэтому совершенно естественно, что у кого – то не всё идёт так, как этого бы хотелось. Трехлетний малыш отказывается говорить словами – изъясняется жестами, капризничает, когда его не понимают. Будущий первоклассник так и не научился выговаривать звуки, а то и вообще не способен связно излагать мысли, отвечать развёрнутыми предложениями, вести диалог. Но бывает и так, что ребёнок, имея прекрасную речь и чистое звукопроизношение, в школе испытывает трудности с чтением и письмом.

    Речь – высшая функция, формирующаяся в процессе общего психофизиологического развития ребёнка. Отсутствие речи может отрицательно отразится как в психическом, так и в интеллектуальном развитии ребенка. Излишнее стимулирование в свою очередь, может вызвать нарушения в психике малыша. Речь ребенка включает в себя до речевой и речевой этапы развития: крики, гуление, лепет, слова и предложения. Все эти этапы тоже должны быть в развитии ребёнка и соответствовать временным нормам. Знание возрастных норм речевого развития поможет избежать ненужных волнений или вовремя обратить внимание на нарушение. Родители, знающие возрастные нормы и требования к уровню развития, относятся к своему ребёнку внимательно и постоянно следят за его развитием. Они консультируются у специалистов и посещают занятия. Другие же, не видя поводов для волнения, ожидают того, что их ребёнок догонит ровесников внезапно, самостоятельно. И глубоко ошибаются! Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. И, как следствие, затрудняет познание окружающего мира и отягощает психо - эмоциональное состояние ребёнка. У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Самые распространённые речевые нарушения, которые обычно могут возникнуть у относительно здорового ребенка это: дислалия, задержка психоречевого развития (ЗПРР), дизартрия, общее недоразвитие речи (ОНР), алалия, задержка речевого развития (ЗРР), нарушение строения артикуляционного аппарата, темповая задержка развития речи, афазия, дислексия, дисграфия, смягчение, озвончение/оглушение, проблема со слухом, педагогическая запущенность, недостаток внимания

    Недостаток внимания, как и его избыток в равной степени, может привести к такому повороту, что ребенок не будет говорить, либо говорить будет неправильно. При первом случае всё дело в том, что к ребенку мало обращаются, с ним недостаточно разговаривают, не в таком объеме, который ему нужен для полноценного развития. Получается так, что он практически не слышит обращенной к себе речи. А когда наступает пора идти в садик или школу, выясняется, что у него не получается общаться. Он просто не знает, как это делается, “глотает” слова, не умеет составлять предложения. При избытке же внимания все проблемы речи присутствуют, но здесь другая причина. Ребенку дают возможность общаться невербальным способом. Его желание или каприз тут же будет выполнен взрослыми. Отсутствие речи может быть по причине отсутствия слуха. Поэтому очень важно обнаружить у ребёнка те или иные нарушения в речевом развитии. Если вовремя помочь ребёнку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить и предотвратить.

Будьте внимательны к своему ребенку, повсеместно следите за его развитием и при любых задержках или отклонениях обращайтесь к специалистам. Помните: ваша речь – образец для подражания, ведь формирование речи происходит прежде всего в постоянном общении со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы развития речи детей

В консультации изложены основные проблемы развития речи детей дошкольного возраста....

Статья на тему "Проблемы развития речи у детей".

Почему  проблема развития речи является одной из актуальных....

Проблемы развития речи у детей в средней возрастной группе.

Проблема развития речи в средней возрастной группе, на мой взгляд всегда остаётся глобальной проблемой в методике преподавания, мне всегда хочется, что бы дети имели «чувство слова», любил...

Компьютерная презентация по теме: Проблемы развития речи у детей раннего возраста в условиях ДОУ. Пути решения.Из опыта работы Воспитатель ВКК Г.В. Пидусова

Ранний возраст - особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом зтапе, первые годы жизни не имеют себе равных. Это самый благоприятный период освоения о...

Статья на тему: "Проблемы развития речи у детей".

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим покол...

Консультация для родителей "Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста"...

Консультации для родителей по развитию речи дошкольников «Дефицит общения» – проблема развития речи детей

Нередко дети, не имеющие проблем в умственном и психическом развитии, испытывают трудности в овладении речью. Этому есть несколько причин, одна из них недостаточность опыта общения.Современные родител...