Физическое развитие
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Физическое воспитание
дошкольников с речевыми нарушениями
Выполнили студентки 4 курса
Отделения «Специальное
дефектологическое образование»
Емельянова Яна
Томишинец Дарья
Известно, что некоторые речевые расстройства у дошкольников сопровождаются двигательными нарушениями.
Одним из важнейших направлений развития дошкольников является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии (в данном случае – нарушения речи). Ее значение определяется тем, что у детей с нарушениями речи зачастую с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и физическом развитии.
У данной категории детей наблюдается дискоординация движений, замедленность их или расторможенность, неточность. Неумение управлять движениями отражается на поведении детей, они замкнуты, стеснительны, с трудом включаются в игры.
Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей. В этом помогает специалист по физической культуре, которому необходимо не только понимание общих подходов к физическому воспитанию детей с нарушениями речи и знание отдельных методик работы с ними, но и чёткое представление о технологии изменения содержания физического воспитания, в соответствии с особенностями их двигательного и психического развития, обусловленных как основным дефектом, так и сопутствующими нарушениями.
Чем меньше возраст ребёнка, тем эффективнее и быстрее осуществляется устранение двигательных нарушений и недостатков физического развития.
Двигательная активность в дошкольном возрасте является важнейшим фактором функциональной активизации обменных процессов в организме ребёнка. Причём после каждой очередной физической нагрузки происходит не просто восстановление затраченной организмом энергии в связи с его деятельностью, а избыточное восстановление, то - есть фаза суперкомпенсации. Поэтому роль физического воспитания в современном дошкольном образовании становится всё более значимой и актуальной, поскольку гармоничное развитие ребёнка невозможно без комплексного подхода к формированию основ его здорового образа жизни.
Физическое воспитание обеспечивает целенаправленное и сопряженное становление системы адаптационных и двигательных способностей личности, ее образованности и потребностей в физкультурном самосовершенствовании.
А своевременное использование системы физического воспитания как эффективного средства коррекции нарушенных и компенсации недоразвитых функций позволяют предупредить появление вторичных отклонений у детей с общим недоразвитием речи.
Занятия физическими упражнениями основаны на одной из главных потребностей человека – его влечении к движениям. Необходимым условием нормального функционирования и совершенствования всех важнейших систем организма человека, в том числе внутренних органов, является моторная активность.
Важнейшей задачей является – всестороннее развитие, формирование здорового, крепкого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими движениями, любящего физические упражнения, самостоятельно ориентирующегося в окружающей среде, способного к обучению в школе.
Главной оздоровительной задачей физического воспитания является охрана жизни и укрепление здоровья детей.
Хорошее здоровье определяется нормальной работой всех органов и систем организма. Исходя из особенностей развития детского организма задачи укрепления здоровья определяются в более конкретной форме по каждой системе: правильное и своевременное окостенение, формирование изгибов позвоночника, свода стопы, укрепление связочно-суставного аппарата, правильное соотношение частей тела, регулирование роста и веса костей; развитие всех групп мышц; способствовать углублению дыхания; способствовать уравновешенности процессов возбуждения и торможения, совершенствование двигательных анализаторов, органов чувств.
Главной образовательной задачей физического воспитания является:
- формирование двигательных навыков,
- привитие навыков правильной осанки,
- навыков гигиены,
- освоение знаний о физическом воспитании.
Главные воспитательные задачи:
- вырабатывать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям,
- развивать умения самостоятельно заниматься.
- воспитывать умение творчески пользоваться знаниями и навыками в двигательной деятельности, проявляя активность, сообразительность, смекалку, находчивость.
Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым делом, раскрываются способности ребенка.
В образовательно-оздоровительной программе определены два направления педагогического процесса:
1) приобщение к физической культуре (развитие культуры движений) на специальных занятиях;
2) развивающие (личностно-развивающие) формы оздоровительной работы.
Коррекция у дошкольников двигательных расстройств положительно влияет на устранение нарушений речи.
Основные направления коррекционно-воспитательного процесса:
- развитие, формирование и коррекция невербальных функций координации движений, чувства темпа и ритма в движении, слухового внимания и памяти, пространственной ориентации, выполнение упражнений на различение звуков, темпа, ритма музыки (движение под музыку, танцы, марш), занятия, направленные на ориентацию тела в пространстве, ритмические и игровые упражнения, элементы импровизации;
- коррекция дискоординации в движениях рук (в том числе мелкой моторики) и ног.
Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных и развития еще не сформировавшихся двигательных функций предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития детей с общим недоразвитием речи. Упражнения и задания направлены на развитие основных движений, мелких мышц рук и лица, мимики, упражнения для разных групп мышц, на принятие и сохранение позы, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры – аттракционы для праздников, спортивные упражнения и игры для детей обоих полов. В данную систему так же входят: закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, для профилактики плоскостопия и других отклонений в развитии, психогимнастика.
Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется с помощью таких специальных упражнений, как: физкультминутки, подвижные игры, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, психотерапия, музыкотерапия, логоритмика, бассейн, ЛФК.
Различные упражнения положительно сказываются также на организации деятельности, общем поведении детей.
К работе в воспитании у дошкольников двигательных качеств привлекаются и родители. С первых дней пребывания детей в саду родители наблюдают их во все время подвижных игр, занятий по физкультуре. Все это помогает родителям не только увидеть моторную неловкость детей, особенности их поведения, но и продолжить вне сада коррекционную работу, проводимую воспитателями.
Двигательные навыки облегчают связь с окружающей средой и способствуют ее познанию. Правильное выполнение физических упражнений эффективно влияет на развитие мышц, связок, суставов, костной системы.
Применение специальных упражнений позволяет достигнуть необходимого уравновешивания нервных процессов, содействует коррекции звукопроизношения, координации и регуляции мышечных усилий. Двигательные навыки сформированные до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования.
Немаловажным является то, что физическое воспитание комплексно осуществляет задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.
Список литературы:
1. http://sundekor.ru/referat/bystro/osobennosti-fizicheskogo-vospitaniia-doshkolnikov-s-onr/
2. http://50ds.ru/psiholog/1968-znachenie-fizicheskogo-vospitaniya-dlya-detey-s-narusheniem-rechi.html
3. http://www.listeducation.ru/liwep-556.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Протокол проведения мониторинга физического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников
Протокол проведения мониторинга физического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников...
Понятие «Физическое упражнение». Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников. Влияние физических упражнений на укрепление детского организма.
Понятие «Физическое упражнение».Значение общеразвивающих упражнений для физического развития дошкольников.Влияние физических упражнений на укрепление детского организма....
Конспект интегрированной НОД образовательных областей «Познавательное развитие» (ФЭМП, конструирование), «Физическое развитие» (Физическая культура, «Художественно-Эстетическое развитие» (Музыка) во второй младшей группе "В гостях у трёх поросят"
Конспект интегрированной НОД образовательных областей "Познавательное развитие" (ФЭМП, конструирование), "Физическое развитие" (Физическая культура), "Художественно-эстетическ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития:«Развитие детей старшего дошкольного возраста по физическому развитию через приобщение детей к здоровому образу жизни».
Из опыта работы по реализации образовательной области Физического развития.Презентация....
Организация физического развития различных категорий обучающихся в условиях интеграции образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие
Организация физического развития различных категорий обучающихся в условиях интеграции образовательных областей ФГОС ДО: «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие...
Образовательная область "Физическое развитие".Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям «физическое развитие»/ «социально-коммуникативное развитие».«ПУТЕШЕСТВИЕ К СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ».
Учить детей элементам классической степ-аэробики и фитбол-гимнастики, совершенствование физических качеств, координации движений, профилактика плоскостопия....