«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с воспитанником с РАС»
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)

Кравцова Яна Анатольевна

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с воспитанником с РАС» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл materia.docx20.41 КБ
Файл prezent_ras.pptx361.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №6»

г. Назарово Красноярского края

«Коррекционно-развивающая работа

учителя-логопеда с ребенком младшего возраста

с растройствами аутистического спектра»

Учитель-логопед Кравцова Я.А.

«Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком младшего возраста с растройствами аутистического спектра»

Формирование речи ребенка с расстройствами аутистического спектра ведётся планомерно и поэтапно.

На всех этапах работы использую игрушки и предметы, так как мышление  ребёнка с РАС имеет тип «буквального». При этом материал должен быть разнообразным, ярким. 

Первый этап. Установление  контакта. Целью данного этапа является установление эмоционального контакта педагога с ребенком и определение уровня речевого развития.

Используя метод наблюдения, определила уровень развития речи ребенка, его интересы, как ребенок ведет себя той или иной ситуации, идет ли на контакт с детьми, взрослыми, чем занимается в течении дня и насколько ребёнок готов к взаимодействию. Этот этап может занять продолжительное время.

Выработка учебного стереотипа. Целью данного этапа является выработка умения сидеть за столом и выполнять задания.

Со стороны ребёнка можем возникнуть нежелание, отторжение и полное неприятие учебной ситуации, поэтому на формирование учебного стереотипа также может потребоваться немало времени.

В это время использовала различные пособия и игры для привлечения и удержания внимания ребенка. Ребенок манипулировал игрушками, пересыпал мелкие предметы из одной емкости в другую, собирал бобы в бутылочку.

Первые несколько занятий  были очень кратковременными (2-3 минуты),  так как удержать ребенка за столом было достаточно сложно.

Иногда приходилось прибегать к удержанию ребенка за столом до окончания выполнения им задания.

Формирование начальных коммуникативных навыков.

Установление зрительного контакта.

Сначала вырабатывалась фиксация взгляда ребенка на игрушке, которую педагог держит на уровне своих глаз. Когда это происходит, игрушку отдают ребёнку. Постепенно время фиксации взора  на предъявляемом материале будет возрастать, и заменяться взглядом в глаза. Зафиксированный взгляд необходимо  поощрить.

На этом этапе также отрабатывается умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметом, который предлагает педагог или который находится в руке  ребенка. 

Так же отрабатывается указательный жест, для этого охватывают указательный палец ребенка, касаются им объемных предметов, обводят по контуру  и называют.

 Развитие понимания речи.

Для того чтобы добиться включенности ребенка в реальность, осознания происходящего вокруг, понимания ребенком речи, необходимо осуществлять эмоционально-смысловой комментарий.

Эмоционально-смысловым комментарий позволяет «поймать» внимание ребенка, сосредоточить его на чем-то для того, чтобы добиться осмысления происходящего, осознания сказанного.

Эмоционально-смысловой комментарий должен вносить смысл даже во внешне бессмысленную активность ребенка.

Выполнение простых инструкций: «Дай» и «Покажи».

Выполнение инструкций «Дай» и «Покажи» необходимы для обучения пониманию названий предметов.

Выбирают один предмет, пониманию названия которого будут обучать ребенка. Форма и размер предмета должны быть такими, чтобы ребенок мог взять его рукой.

1.Ребенок и взрослый сидят на стульях друг напротив друга около стола. На столе не должно находиться ничего. Взрослый кладет на стол предмет и привлекает внимание ребенка. Затем дает инструкцию «Дай кубик». Если ребенок не выполняет инструкцию, за ней немедленно следует помощь взрослого. Затем ребенка поощряют, комментируя: «Молодец, ты дал кубик!». Каждый следующий раз степень помощи уменьшается.

2. После того, как ребенок уже дает предмет по инструкции, его учат отличать этот предмет от других, не похожих на него. Помещают на стол два предмета — причем они должны находиться на равном расстоянии от ребенка. Если ребенок безошибочно  дает по инструкции данный предмет из 5—6 альтернативных, можно переходить к инструкции «Покажи».

Третий этап. Развитие экспрессивной речи (растормаживание внешней речи). У ребенка с РАС речевая инициатива снижена, либо полностью отсутствует.

1). Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого. 

Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.

Подобного подражания можно добиться, используя приятные аутичному ребенку сенсорные впечатления: мы выдуваем мыльные пузыри – и даем подуть ребенку, раскручиваем волчок и т. д.

В подходящий момент игры, когда удалось сосредоточить внимание ребенка на своем лице, можно, например, состроить гримасу удивления, конечно, с подходящим комментарием.

Чтобы облегчить ребенку формирование правильной артикуляции, важно сосредоточить его внимание на лице взрослого в то время, когда мы поем ему песни, читаем стихи, что-то рассказываем.

2)      Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции. 

Использую различные игрушки, показываю игрушку, называю её и связанный с ней звукокомплекс. Например, барабан «бум-бум», молоток «тук-тук».

Использую  физически ритмы движения ребенка. Например, в те моменты, когда он прыгает, приговариваю в такт прыжкам: «Как зайчишка, как зайчишка, как зайчишка, поскакал. Прыг-скок, прыг-скок». Усаживаю ребенка на руки и в это время читаю стихотворение,  дополняя ритм стихотворения ритмичными движениями (раскачиваниями, подбрасываниями).

Наиболее сложной, трудоемкой и наименее предсказуемой по темпу и результатам является работа с «неговорящими» детьми. Таким образом, развитие речи ребёнка с растройствами аутистического спектра  это длительный и трудоёмкий процесс.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с ребенком младшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Слайд 2

Основные этапы: Первый этап. Установление эмоционального контакта; Второй этап. Третий этап. Развитие экспрессивной речи. выработка учебного стереотипа формирование коммуникативных навыков развитие понимания речи

Слайд 3

Установление контакта Цель: установление эмоционального контакта педагога с ребенком, определение уровня речевого развития.

Слайд 4

Выработка учебного стереотипа Цель: формирование умения сидеть за столом и выполнять задания.

Слайд 5

Формирование коммуникативных навыков 1. Зрительный контакт 2. Умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметом 3. Указательный жест

Слайд 6

Развитие понимания речи 1. Использование эмоционально-смыслового комментария 2. Обучение выполнению инструкций «Дай» и «Покажи»

Слайд 7

Развитие экспрессивной ре чи 1) Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого 2) Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Содержание и формы работы учителя - логопеда с родителями воспитанников"

В презентации рассмотрены основные формы и нетрадиционные приемы взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей, имеющими нарушения речи....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ Тема «Взаимодействие в работе учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения»

В моём опыте работы представлены различные виды работы по взаимодействию с семьями воспитанников...

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

План работы учителя-логопеда по социализации воспитанников

   Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процессе предполагает определенные цели и программу работы....

План работы учителя-логопеда с родителями воспитанников.

Представлен план работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ...

План работы учителя – логопеда с родителями воспитанников.

План работы учителя – логопеда с родителями воспитанников....

Инновационные формы работы учителя-логопеда с семьями воспитанников

    Огромное значение в работе учителя-логопеда с родителями имеет заранее продуманная и чётко организованная система взаимодействия. Успешность педагогического взаимодействия детског...