План работы учителя-логопеда по социализации воспитанников
рабочая программа по логопедии

Долганова Наталья Александровна

     Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процессе предполагает определенные цели и программу работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план47.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №64 «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» г. СМОЛЕНСКА

 

Принято                                                                                                           Утверждено

на педагогическом совете                                      Заведующий_______   А.С. Горовая

_____сентября  2018 г.                                                                ______________2018 г.

Протокол №_________

ПЛАН РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ДОЛГАНОВОЙ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

НА 2018-2019 уч. год

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Речь включается в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.  Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

     Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющими речевые нарушения, в коррекционно-логопедический процессе предполагает определенные цели:

  1. Коррекция речи, а на её основе создание условий для позитивной социализации ребёнка, его личностного развития;
  2. Развитие инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.
  3. Повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений;
  4. Использование традиционных и введение инновационных форм работы с семьями воспитанников.

В построении сотрудничества с родителями (законными представителями), для дальнейшей коррекционно-развивающей работы, способствующей успешной социализации, выделяются следующие этапы:

1. Подготовительный этап

Задачи подготовительного этапа:

  1. Обсудить взаимодействие учителя-логопеда и родителей (законных представителей) и поставить проблемные вопросы;
  2. Собрать анамнестические данные посредством анкетирования и беседы;
  3. Направление детей, нуждающихся в логопедической помощи на ЦПМПК;
  4. Выявить уровень социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ посредством стартовой диагностики (сентябрь).

2. Основной этап

Задачи основного этапа:

  1. Разработать индивидуальный план логопедического сопровождения (адаптированной образовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников), информирование родителей (законных представителей) о дальнейшей работе;
  2. Ознакомить родителей с дидактической базой логопедического кабинета и вспомогательными средствами, которые можно использовать для продолжения логопедической работы с ребенком дома;
  3. Выявить уровень социально-коммуникативного развития ребенка с ОВЗ посредством промежуточной диагностики (декабрь).

3. Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

  1. Оценить эффективность работы учителя-логопеда с семьями воспитанников по вопросам речевого развития детей;
  2. Провести мониторинг эффективности коррекционной работы с ребёнком, итоговая диагностика социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ (апрель);
  3. Выдать рекомендации родителям (законным представителям) по вопросам речевого развития детей.

Работа учителя-логопеда по социализации детей с нарушениями речи основывается на следующих принципах:

  1. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  2. Реализация плана по формированию позитивной социализации в специфических для детей формах: игровой, познавательной и

исследовательской, в форме творческой активности;

  1. Сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  2. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  3. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Положительное взаимоотношение с родителями (законными представителями) по социализации дошкольников результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов:

  1. Принцип личностной заинтересованности родителей (законных представителей);
  2. Принцип подхода к семьям воспитанников, как к активным субъектам процесса взаимодействия;
  3. Принцип эмансипации родителей предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать и т.д.

Направления работы учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ Первое направление по социализации - сотрудничество с семьей:

  • Мониторинг семьи: анкетирование, опросы, беседы с родителями (законными представителями), сбор анамнестических данных о развитии ребенка.
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность с ребенком: совместная образовательная деятельность с родителями и ребенком, совместные досуговые мероприятия, где ребенок развивает коммуникативные способности на основе сотрудничества со взрослыми, сверстниками.

Такая совместная деятельность позволяет родителям (законным представителям) участвовать в логопедической работе и видеть динамику развития речи своих детей

  • Консультативная поддержка семьи: индивидуальное консультирование родителей, групповые формы работы с родителями (родительские собрания, тематические консультации, оформление информационного стенда для родителей, просветительская работа на сайте дошкольного учреждения и др.)

Второе направление по социализации - коррекционно-развивающая образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми:

  • Использование игровых методов и приемов, направленных на развитие и совершенствование речевых функций и структурных компонентов речи, развитие общей координации и мелкой моторики рук, формирование коммуникативных способностей, развитие основных психических процессов.

Они реализуются на индивидуальной, подгрупповой ООД с использованием игровых проблемных ситуаций, игр с правилами, логоритмических игр, коммуникативных и народных игр. Специально подобранные игры и упражнения способствуют эффективному развитию речи и включению детей с ОВЗ в коллективную деятельность.

  • Проведение логопедических досуговых мероприятий в форме игрпутешествий, развлечений, викторин, которые помогают детям с ОВЗ применять полученные знания, активизировать речь и адаптироваться в коллективе сверстников.


Третье направление по социализации - расширение круга общения дошкольников.

  • Организация взаимодействия с педагогами детского сада и детьми из других групп;
  • Участие детей в праздниках и утренниках на базе детского сада;
  • Участие детей в творческих конкурсах разного уровня;
  • Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных играх.

Формы сотрудничества с родителями по формированию

позитивной социализации детей с ОВЗ

1. Беседы и консультации

В результате беседы родители получают знания по вопросам развития, обучения и воспитания детей. Подбираю рекомендации, актуальные для данной семьи.

2. Методические рекомендации (буклеты, памятки)

Памятки позволяют родителям (законным представителям) вникнуть в содержание логопедической работы.

3. Информационный стенд

Размещение информации с учетом степени актуальности, значимости вопроса для родителей (законных представителей).

4. Организованная образовательная деятельность учителя-логопеда в присутствии родителей (законных представителей)

Позволяет родителям увидеть уровень актуального развития, отметить положительную динамику у ребёнка и продолжать (по мере необходимости) работу дома.

5. Практические занятия-практикумы для родителей (законных представителей).

Примером таких занятий являются, например, практикумы по проведению артикуляционной, пальчиковой гимнастики, упражнений по развитию мелкой моторики; развитию связной речи, формированию звукопроизношения, по выполнению домашних заданий, предпосылок по формированию навыков письма.

6. Совместные речевые досуги, логопедические развлечения

Позволяют устанавливать доверительные отношения, эмоциональные контакты между учителем-логопедом и родителями (законными представителями), между родителями и детьми.

Работа с родителями (законными представителями) .

1.Консультация для родителей в старшей группе

«Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи».

2. Индивидуальная работа

- Направление нуждающихся детей к врачам узких специальностей с целью выявления этиологии и патогенеза нарушений речи .

- Познакомить родителей (законных представителей) с технологиями сохранения и стимулирования здоровья детей.

- Познакомить родителей (законных представителей) с системой работы учителя-логопеда в условиях логопедического кабинета ДОУ.

- Познакомить родителей (законных представителей) с приемами развития артикуляционного аппарата детей 4-5 лет

- Познакомить родителей (законных представителей) с игровыми комплексами пальчиковой гимнастики для развития речи старших дошкольников

- Познакомить с этапами коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей).

Сентябрь- октябрь

1.Участие в групповых родительских собраниях средних групп.

2.Консультации для родителей младших дошкольников: «Когда ребенку нужен логопед?»

Ознакомление родителей старших дошкольников с результатами стартовой диагностики.

3. Наглядная информация в средних группах. Артикуляционная гимнастика для дошкольников

«Логопедическая сказка»

4. Наглядная информация в старшей группе:

«Речевой слух. Что это и для чего?»

5. Индивидуальная работа. Индивидуальное консультирование по запросу родителей (законных представителей).

6. Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка.

Ноябрь

1.ООД в подготовительной группе « Осенняя ярмарка».

2. Консультации для родителей детей 5-6 лет«Здоровьесбережение детей в системе коррекционной работы»

3.Наглядная информация в подготовительной к школе группе

Методическое пособие

«Сказка учит говорить»

4. Проведение индивидуальной логопедической работы в присутствии родителей (законных представителей) ребёнка.

- Познакомить родителей (законных представителей) со структурой ООД, методами и приемами работы

- Пропаганда логопедических знаний среди родителей (законных представителей).

- Познакомить родителей (законных представителей) с технологиями развития связной речи детей 6-7 лет с опорой на сказки. Вовлечь родителей в коррекционно-образовательный процесс, привлечение внимания к развитию творческих способностей детей 6-7 лет на основе сказок.

- Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей)

   Учитель-логопед, воспитатели  группы

Декабрь

1.Логопедическое развлечение « Мои игрушки» в старшей группе.

2.Наглядная информация Артикуляционная гимнастика для младших дошкольников «Веселый Язычок».

3. Наглядная информация в старшей группе «Что может игра? Речевые игры дома».

4. Индивидуальная работа: Закрепление дома пройденного материала

5. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка

- Познакомить родителей (законных представителей) со структурой ООД, методами и приемами работы.

-Познакомить родителей с приемами развития артикуляционного аппарата младших дошкольников.

- Познакомить родителей (законных представителей) с играми для развития речи старших дошкольников.

 Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда.

- Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей

(законных представителей).

Январь

1.Индивидуальная работа. Индивидуальное консультирование по запросу родителей о ходе логопедической работы по коррекции речи детей.

2. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка.

- Познакомить с этапом коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей.

- Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда.

Февраль

1.Консультация для родителей старшей группы: Методическое пособие

«Логопедическая шнуровка»

2.Рекомендации для родителей (законных представителей)средних групп: «Как выучить стихотворение?

3.Наглядная информация в средних группах«Дидактические игры по развитию фонематического слуха дошкольника».

-Познакомить родителей (законных представителей) с новым пособием для развитие мелкой моторики рук, мыслительных операций анализа,

синтеза, сравнения, обобщения.

-Познакомить родителей (законных представителей) с речевыми играми с движениями, с использованием нетрадиционного оборудования)

-Познакомить родителей (законных представителей) с дидактическими играми по развитию фонематического слуха детей 4-5 лет

Март

1.Открытая ООД в старшей группе по теме: «Весна»

2.Наглядная информация в младших группах: «Учим ребенка разговаривать».

3.Индивидуальная работа. Результаты индивидуальной работы с детьми.

4. Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка

-Познакомить родителей (законных представителей) с результатами использования в работе с детьми здоровьесберегающих технологий

-Познакомить родителей (законных представителей) с приемами обучения дошкольников связной речи.

-Показать этап коррекционной работы, ответить на вопросы родителей (законных представителей).

-Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда.

Апрель

1.Консультация для родителей подготовительной группы: «Готовим будущего школьника».

2.Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

3.Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка

-Познакомить родителей (законных представителей) с показателями речевой готовности ребенка к обучению в школе

-Познакомить с особенностями речевого развития ребёнка.

-Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда

Май

1.Консультации с родителями

«Рекомендации для занятий с детьми летом».

2.Индивидуальная работа Индивидуальное консультирование по запросу родителей.

3.Проведение индивидуальной логопедической работы (законных представителей) в присутствии родителей ребёнка

-Познакомить родителей (законных представителей) с играми и упражнениями по закреплению звукопроизношения у детей.

-Познакомить с особенностями речевого развития ребёнка.

-Привлечь внимание родителей (законных представителей) к качеству выполнения домашних заданий учителя-логопеда


Работа с педагогами

Консультации для педагогов

1 Сентябрь

 «Говорить. Так ли это просто? Физиологические механизмы речи»

2 Октябрь

 «Здоровьесберегающие педагогические технологии и возможности их применения в ДОУ»

3 Ноябрь

 «Речевой слух. Что это и для чего?»

4Декабрь

 «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»

5 Февраль

 «Здоровьесбережение детей в системе коррекционной работы»

6 Март

 «Речевые игры дома»

Работа с детьми

1

Стартовая диагностика социально-коммуникативного развития детей

Сентябрь

2

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми с использованием здоровьесберегающих педагогических технологий:

  • психогимнастика;
  • мнемотехника;
  • игротренинг;
  • фонетическая ритмика;
  • кинезиотерапия;
  • аурикулотерапия;
  • элементы логоритмики;
  • динамические паузы;
  • сухой бассейн

В течении года

3

Формирование игровых комплексов, составленных учителем-логопедом и проработанных с детьми

В течение года

4

Игровые упражнения на развитие артикуляционной моторики (укрепление мышц периферического речевого аппарата, автоматизация правильных дикционных навыков)

В течение года

5

Разучивание с детьми потешек и стихов (активизация речевой деятельности детей. Развитие памяти, внимания, чувства ритма)

В течение года

6

Промежуточная диагностика социально-коммуникативного развития детей

Декабрь

7

Открытая ООД в старшей группе «Дифференциация звуков [С]-[Ш]»

Февраль

8

Самомассаж пальцев и кистей рук. Активизация рецепторов пальцев рук и ладоней механически раздражая их и вызывая активность мозга

В течение года

9

Дыхательная гимнастика игрового характера (развитие у детей правильного дыхания и снятия мышечного, эмоционального напряжения)

В течение года

10

Пальчиковый игротренинг:

  • пальчиковые игры с предметами;
  • пальчиковые игры со стихами и сказками;
  • пальчиковый театр

В течение года

11

Речевые игры с движениями с использованием нетрадиционного оборудования

В течение года

12

Активизация речевой деятельности детей, развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук, творческих способностей на основе литературного материала русских народных и авторских сказок

В течение года

13

Март 2017

14

Итоговая диагностика социально-коммуникативного развития детей

Апрель 2017

15

Участие детей в творческих конкурсах разного уровня

В течение года

Диагностическое сопровождение работы

учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ

Для оценки уровня социально-коммуникативного развития используется «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет», авторский коллектив: О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А. Ю. Кузина, И. В. Груздова.

Диагностика социально-коммуникативной компетентности детей 5-7 лет осуществляется по следующим параметрам:

  1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.) и рассказать о нем.
  2. Умение получать необходимую информацию в общении.
  3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.
  4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.
  5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
  6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей. 7. Умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т.д.).
  1. Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  2. Умение принимать и оказывать помощь. 10. Умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

По каждому параметру выделяются уровни сформированности социально-коммуникативной компетентности: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) - ребенок самостоятельно выполняет задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) - ребенок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, прибегая к помощи взрослого.

Низкий уровень (оценивается в 1 балл) - ребенок понимает смысл предлагаемого ему задания, но либо отказывается его выполнить (не проявляет интереса или не уверен в достижении результата), либо затрудняется выполнить задание, совершив несколько мало результативных действий (теряет интерес, отказывается от выполнения), на помощь взрослого не реагирует.

Уровень сформированности социально-коммуникативной компетентности оценивается в соответствии с набранными баллами:

высокий уровень - от 24 до 30 баллов; средний уровень - от 16 до 23 баллов; низкий уровень - от 10 до 15 баллов.

Методический материал по диагностике

Диагностическое задание 1.

«Отражение чувств». Цель. Выявить умение детей понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых; рассказывать о них.

Содержание. Исследование проводится индивидуально. Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на вопросы:

  • Кто изображен на картинке?
  • Что они делают?
  • Как они себя чувствуют? Какое у них настроение?
  • Как ты догадался(ась) об этом?
  • Как ты думаешь, что произойдет дальше?

Оценка результатов

  • 3 балла - ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняет их причину и делает прогнозы дальнейшего развития ситуации;
  • 2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;
  • 1 балл - ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не может объяснить их причину и предположить дальнейшее развитие ситуации.

Диагностическое задание 2.

«Зеркало настроений». Цель.Выявить умение детей понять настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению.

Содержание. Методика проводится с парой ребят. Детей объединяют в пары, определяют, кто в каждой паре будет «говорящим», а кто «отражателем». Педагог шепчет на ухо «говорящему» фразу, например: «За мной пришла мама». «Говорящий» повторяет ее, а «отражатель» должен определить, какое чувство испытывал сверстник в момент, когда произносил фразу (грусть, радость, стыд и т.д.). Затем дети меняются ролями.

Оценка результатов

  • 3 балла - ребенок самостоятельно правильно определяет эмоциональные состояния сверстника в момент произнесения фразы; способен с помощью речи, мимики, телодвижений передать различные чувства и состояния;
  • 2 балла - ребенок определяет эмоциональные состояния с помощью взрослого, фразу произносит эмоционально, но выражение чувств при этом не всегда понятно;
  • 1 балл - ребенок затрудняется в определении эмоциональных состояний сверстника или определяет неверно, при произнесении фразы не может передать различные эмоциональные состояния.

Диагностическое задание 3.

«Интервью». Цель. Выявить умение детей получать необходимую информацию в общении, вести простой диалог со взрослыми и сверстниками. Материал. Микрофон.

Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Одному ребенку предлагается взять на себя роль корреспондента и выяснить у жителей города Детсадия - остальных ребят, как они живут в своем городке, чем занимаются; взять «интервью» у кого-либо из детей группы и взрослого сотрудника детского сада. Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Радио»: корреспондент должен сделать сообщение для жителей города в рубрике «Новости».

Оценка результатов

  • 3 балла - ребенок охотно выполняет задание, самостоятельно формулирует 3-5 развернутых вопросов. В целом его «интервью» носит логичный, последовательный характер.
  • 2 балла - ребенок формулирует 2-3 кратких вопроса с помощью взрослого, не сохраняет логику интервью.
  • 1 балл - ребенок затрудняется в выполнении задания даже с помощью взрослого либо отказывается от выполнения.


Диагностическое задание 4.

«Необитаемый остров»

Цель. Выявить умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; спокойно отстаивать свое мнение.

Содержание. Методика проводится с подгруппой детей. Взрослый предлагает детям пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый остров, и порассуждать, опираясь на вопросы:

  • С чего бы вы начали свое существование на острове?
  • Решите, какие предметы необходимо взять с собой.
  • Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить обязанности между собой.
  • Кого бы вы выбрали командиром?
  • На острове много хищных зверей. Как вы можете защититься от них?
  • На остров надвигается страшный ураган. Что вы будете предпринимать?

Оценка результатов

  • 3 балла - ребенок проявляет инициативу в общении, принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения, распределяет обязанности, в то же время проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить;
  • 2 балла - ребенок отличается недостаточной, но положительной активностью в общении, принимает предложение инициатора, соглашаясь; может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением;
  • 1 балл - ребенок не вступает в общение, не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляет отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивает на своем.


Диагностическое задание 5.

«Помощники». Цель. Выявить умение детей взаимодействовать в системах «ребенокребенок», соотносить свои желания, стремления с интересами других детей, принимать участие в коллективных делах и оказывать помощь.

Материал. Тазики, тряпочки; клей, ножницы, кисти, полоски бумаги; лейки, тряпочки.

Содержание. Взрослый предлагает детям поиграть в игру «Как мы помогаем дома», выполнить разные поручения. Взрослый делит детей на 4 подгруппы и объясняет, что в каждой подгруппе необходимо выбрать капитана (именно он будет отчитываться о проделанной работе), подготовить необходимый материал, распределить обязанности и выполнить поставленную перед командой задачу. После этого педагог дает задание индивидуально каждой подгруппе:

  • помочь маме вымыть столы и стулья;
  • помочь дедушке - у него порвались его любимые книги, необходимо их подклеить;
  • помочь бабушке полить цветы, прорыхлить землю и вытереть пыль с листьев;
  • помочь младшему брату (сестре) навести порядок в игровых зонах. + умение проявляется; - умение не проявляется.

Варианты ситуаций взаимодействия детей:

  • организация совместной продуктивной деятельности (аппликация, конструирование, рисование);
  • организация театрализованной деятельности;
  • организация сюжетно-ролевой игры «Строим новый город» (архитекторы рисуют (проектируют) новый город и делают макеты домов, улиц, площадей; строители строят город по макетам архитекторов; специалисты озеленяют город, создают парки, скверы, аллеи; руководит созданием нового города - мэр).

Оценка результатов

  • 3 балла - ребенок берет на себя функцию организатора взаимодействия, распределяет обязанности; проявляет умение выслушать сверстника, согласовать с ним свои предложения, уступить, убедить; способен оказать взаимопомощь и обратиться в случае затруднений за помощью к взрослому или сверстнику;
  • 2 балла - ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением; знает нормы организованного взаимодействия, но может их нарушать (не всегда учитывает интересы сверстника); замечает затруднения сверстников, но не всегда оказывает необходимую помощь; помощь принимает, но самостоятельно за ней не обращается;
  • 1 балл - ребенок не проявляет активности, пассивно следует за инициативными детьми, не высказывая своих пожеланий; не знает норм организованного взаимодействия или не соотносит необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляет равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказывается.


Диагностическое задание 6.

«Не поделили игрушку»

Цель. Выявить умение детей не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; с уважением относиться к окружающим.

Материал. Коробка, игрушки (по количеству детей), среди которых есть новая привлекательная игрушка.

Содержание. Взрослый обращает внимание детей на коробку с игрушками, предлагает каждому ребенку выбрать игрушку и поиграть. Если возникает конфликтная ситуация из-за новой игрушки, педагог после непродолжительного наблюдения за поведением детей вмешивается и предлагает всем вместе разобраться в сложившейся ситуации. Можно предложить для обсуждения следующие варианты разрешения конфликта:

  • отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
  • никому не давать новую игрушку, чтобы не было обидно;
  • играть всем вместе;
  • посчитаться;
  • играть по очереди;
  • отдать игрушку ребенку, у которого сегодня плохое настроение. И так далее.

Педагог выслушивает предложения каждого ребенка.

Дети должны соотнести свое решение с решением других детей и выбрать верное.

Варианты возможных конфликтных ситуаций.

Ситуация «Карандаш»: двоим ребятам предлагается закончить изображение на большом листе бумаги. В коробке карандашей находился один карандаш, привлекающий своей новизной (механический), необходимый обоим детям. Обычный карандаш такого же цвета также находился в коробке.

Ситуация «Коробка без дна»: двоим ребятам предлагается поиграть в строительный конструктор, создать совместную постройку. Педагог говорит: «Здесь вам будет неудобно строить; возьмите коробку и располагайтесь на коврике». Когда кто-то из детей берет коробку, неплотно прикрепленное дно коробки падает, детали конструктора рассыпаются.

Оценка результатов

  • 3 балла - ребенок не провоцирует конфликт, в сложившейся ситуации старается найти справедливое решение либо обращается к взрослому;
  • 2 балла - ребенок не провоцирует конфликт, но инициативы по его разрешению не проявляет: идет на уступки, не отстаивая свое мнение; свои желания подчиняет интересам других детей;
  • 1 балл - ребенок провоцирует конфликт, не учитывает интересы других детей, не способен спокойно высказать свое мнение, к помощи взрослого не прибегает.

По ходу диагностики социально-коммуникативной компетентности детей заполняется сводная таблица.

Качественная характеристика уровней сформированности социально-коммуникативной компетентности

Высокий уровень (24-30 баллов)

Дети принимают на себя функции организаторов взаимодействия; предлагают тему, распределяют работу, роли и т. п., проявляют умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения, уступить, убедить, стремление к получению информации в процессе взаимодействия.

Легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, способны заинтересовать перспективами участия в игре, труде; проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь и способны обратиться и принять помощь взрослого и других детей.

Активно взаимодействуют с членами группы, решающими общую задачу; способны спокойно отстаивать свою точку зрения, при этом проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.

В конфликтных ситуациях стараются найти справедливое разрешение либо обращаются к взрослому.

Средний уровень (16-23 балла)

Дети легко контактируют со сверстниками, стремятся к общению, но главным образом с детьми своего пола, т. е. межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение со взрослым опосредуется совместной деятельностью, отмечаются трудности при вступлении в контакт с незнакомыми взрослыми.

Активность в общении недостаточная, но положительно направленная (дети принимают предложение инициатора, соглашаясь, могут и возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением).

Знают нормы организованного взаимодействия, но могут их нарушать (не всегда учитывают интересы собеседников), замечают затруднения сверстников, но не всегда способны к оказанию необходимой помощи; помощь принимают, но самостоятельно не обращаются.

В конфликтных ситуациях инициативы по их разрешению не проявляют: идут на уступки, не отстаивая своей точки зрения, свои устремления подчиняют интересам других людей.

Низкий уровень (10-15 баллов)

Дети не вступают в общение, не проявляют тенденции к контактам, действуют индивидуально. Не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая своего мнения. Не считаются с интересами, желаниями сверстников, настаивают на своем. Не способны высказать свою точку зрения, в результате провоцируют конфликт.

Не знают нормы организованного взаимодействия или не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе; проявляют равнодушие к сверстникам либо неспособность оказать действенную взаимопомощь; от помощи взрослого и сверстников отказываются.

Список литературы

1.Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М., 2009. – 325с. 2.Вакуленко, Л.С. Организация взаимодействия учителя-логопеда и семьи. Л.С. Вакуленко – СП/б., 2011.

  1. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с.
  2. Перчаткина Е. М. Сотрудничество логопеда и родителей/ Е. М. Перчаткина// Дошкольное воспитание № 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы учителя-логопеда с родителями на 2011/2012 учебный год (средняя группа)

Целью данного плана является привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; создание условий для сознательного включения родителей ...

Перспективный план работы учителя-логопеда на 2011-2012 уч.год

Перспективный план работы учителя-логопеда  на 2011-2012 уч.год  в старшей логопедической группе...

План работы учителя-логопеда по самообразованию: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников»

Тема внедрения нетрадиционных  методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимае...

План работы учителя-логопеда с родителями воспитанников.

Представлен план работы учителя-логопеда с родителями в ДОУ...

План работы учителя – логопеда с родителями воспитанников.

План работы учителя – логопеда с родителями воспитанников....

Деятельность учителя-логопеда в области социализации воспитанников

Нарушение речи – одна из причин, мешающая социализации ребёнка. На момент вступления детей в период старшего дошкольного возраста, больше половины всех воспитанников имеют нарушен...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...