Дополнительная общеобразовательная программа "ЛОГОПЕДиЯ"
рабочая программа по коррекционной педагогике

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop_obraz.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ладушки»

                                     

 

Дополнительная общеобразовательная программа

«ЛОГОПЕДиЯ»

(коррекция речевых нарушений у детей 4-7 лет)

Направленность: социально-педагогическая

Возраст воспитанников: 4-7 лет

Срок реализации: 1 год (72 часа)

                                                    Разработчик учитель-логопед:

Филиппова Ирина Ивановна

высшая квалификационная категория

г. Качканар, 2020 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГОПЕДиЯ» для коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет (далее – Программа), относится к типу коррекционно-развивающих, реализуется в соответствии с социально-педагогической направленностью образования и учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания, что вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы для детей 4-7 лет по коррекции различных речевых расстройств.

Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается, мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, искажаются, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

Речь - это сложная функция, ее развитие зависит от многих моментов. Большую роль на развитие речи оказывает влияние окружающих, так как ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со своими сверстниками в совместной игре. И наоборот, нечеткая речь ребенка затрудняет его взаимодействие с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Осознание своего речевого дефекта обычно вызывает различные негативные эмоциональные состояния, чувство собственной неполноценности. Ребенок становится замкнутым, робким, происходит снижение речевой активности.

Нормативно - правовое обеспечение программы

  • Конституция Российской Федерации (с изм. и доп.);
  • Федеральный закон об образовании (№ 273 от 29 декабря 2012 года).
  • Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
    ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016);
  • Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Ладушки»;
  • «Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой-2-е издание, испр.- М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014год.);
  • Устава МДОУ «Детский сад «Ладушки» (Постановление Управлением образования Качканарского городского округа от 06 декабря 2016г. №272);
  • Программа развития МДОУ «Детский сад «Ладушки» Качканарского городского округа на 2021-2025 годы (приказ № 114 – С от 02.07.2021г.);
  • Положение о кружково-студийной работе МДОУ «Детский сад «Ладушки» (решение педсовета № 1 от 26.06.2018г.).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р);
  • Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016г. №№ 11);
  • Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019г. №461-ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Свердловской области»;
  • Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019г. №503-ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Свердловской области»;
  • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. №169-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
  • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 26.06.2019г. №70-Д «Об утверждении методических рекомендации «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Свердловской области»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г.№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программа»
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 30.09.2020г.№533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016г. №ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
  • Письмо Минобрнауки России от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  •  «Программа логопедической работы по преодолению ФФНР у детей» (под редакцией Т.Б.Филичёвой, Г.В.Чиркиной»;
  • «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» (под редакцией Т.Б.Филичёвой, Г.В.Чиркиной»;
  • «Примерную адаптированную программу коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» (Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО, автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, Н. В. Нищева. 2014).

«Программа» составлена на основе авторских систем логопедических занятий:

1. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР /Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.;

2. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием /Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000;

3. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста «Учим ребёнка говорить и читать» / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц, 2007;

4. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко;

5. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями «Развиваем фонематическое восприятие»/ Н.М. Миронова «Издательство ГНОМ и Д, М.2008.

Актуальность программы

За последние годы резко возросло количество детей, имеющих ту или иную речевую патологию. Все чаще в воспитании и обучении детей наиболее актуальными и приоритетными становятся вопросы оказания специализированной логопедической помощи. Реализация стратегии на развитие личности ребенка с речевыми нарушениями становится возможной при условии создания специальных условий образования. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Поздно организованная работа с ребенком с проблемами в развитии не всегда приводит к полной компенсации его дефекта, снижая в будущем уровень его социальной адаптации. В настоящее время в России идет становление новой системы социального сопровождения детей.

Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность.

Новизна

Данная программа разработана для реализации в условиях МДОУ «Детский сад «Ладушки», основной акцент в работе сделан на гибкое удовлетворение образовательных запросов и потребностей детей на образовательные услуги; обеспечивает реализацию идей дополнительного образования на основе оказания психолого-педагогической поддержки каждому ребенку с учетом его индивидуальности, составлена на основе концепции Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, что способствует более эффективному решению задач в преодолении речевых нарушений у детей.

Цели и задачи программы

 Цель программы: коррекция нарушений речи детей в возрасте 4-7 лет, в том числе с ОВЗ, с учётом их речевых, возрастных, индивидуальных особенностей.

 Поставленная цель Программы достигается при решении следующих задач:

Образовательные:

  • Усвоить основные лексические единицы языка
  • Сформировать полноценные произносительные навыки,
  • Сформировать полноценные фонетические представления на базе развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений,
  • Оптимизировать развитие лексико-грамматического строя речи,
  • Совершенствовать навыки связного высказывания,
  • Научить использовать в собственной речи продуктивные модели словоизменения и словообразования;
  • Предупредить нарушения чтения и письма в дальнейшем, при обучении в школе;
  • Овладеть на практике нормами речи в различных формах и видах детской деятельности через включение родителей в коррекционно-образовательный процесс и взаимодействие специалистов.

Коррекционно-развивающие:

  • Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к восприятию и воспроизведению звуков.
  • Сформировать и закрепить правильный артикуляторный уклад звуков, отсутствующих/дефектно произносимых.
  • Развивать фонематические процессы,
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление) в играх и специальных упражнениях.
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них. Сформировать положительную мотивацию.
  • Воспитывать интерес к изучению различных языковых явлений.
  • Активизировать коммуникативную деятельность детей с учетом элементарных общепринятых норм и правил взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральных).

Отличительные особенности программы

Данная Программа является модифицированной и составлена в соответствии с Федеральным законом об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ, Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Содержание коррекционного процесса выстроено в соответствии с модифицированной программой «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» (авторы Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина) и современными научными концепциями дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства; на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и направлено на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей у  детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, структуры нарушения.

Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в школе, а также его социализации.

В основе данной  Программы лежат  следующие принципы:

  • принцип индивидуальности,
  • принцип доступности,
  • принцип интеграции.

Уровень освоения программы

1 год обучения

базовый

Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые обеспечивают освоение специализированных знаний: усвоение основных лексических единиц языка, формирование полноценных произносительных навыков, полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений.

Организация образовательной деятельности

Категория и возраст воспитанников: дети в возрасте 4-7 лет, имеющие нарушения речи.

Срок реализации программы: один учебный год.

Режим занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут, что составляет академический час. («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей» - СанПиН 2.4.4.3172 – 14. (VIII.Требования к организации образовательного процесса. 8.2., 8.5.) - 72 часа в год.

Форма занятий: приоритет отдается индивидуальным занятиям с возможным объединением детей с учётом сходных состояний и динамики продвижения в коррекционных занятиях в микрогруппы (2-3 человека) на период автоматизации и дифференциации звуков.

Методы и формы отслеживания результативности обучения

Программа использует следующие методы  оценки  результативности:

Первичная комплексная логопедическая диагностика – учитель-логопед проводит диагностику состояния речевого развития детей, в том числе с ОВЗ, используя специальные диагностические методы и приёмы (выявление состояния устной речи в форме сопряжено-отраженной и самостоятельной речи ребенка). Изучает результаты медицинского обследования по документации, предоставленной родителями (законными представителями): историю развития ребенка, заключения специалистов, что помогает сориентироваться в структуре нарушения и создать условия для его коррекции.

Опираясь на полученные результаты, специалист осуществляет индивидуальный подход в вопросах планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с реальными потребностями ребенка.

Итоговая комплексная логопедическая диагностика – проводится по результатам логопедической коррекции с целью оценки динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми. Определение дальнейших коррекционно-образовательных перспектив ребенка.

Результативность коррекционной работы определяется подведением итогов в форме психолого-педагогической диагностики: комплексного логопедического обследования ребенка, которое позволяет оптимизировать процесс индивидуального обучения; определить результаты обучения после прогноза; свести к минимуму диагностические ошибки.

УЧЕБНЫЙ   ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Первичное комплексное логопедическое обследование.

4

1

3

Тематический, констатирую-щий

2

Подготовительный этап

10

1

9

Текущий,

педагогическое наблюдение

3

Постановка отсутствующего в речи звука

3

-

3

Текущий,

педагогическое наблюдение

4

Автоматизация поставленного звука.

35

-

35

Текущий,

педагогическое наблюдение

5

Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.

16

-

16

Текущий,

педагогическое наблюдение

6

Итоговое комплексное логопедическое обследование

4

1

3

Итоговый: мониторинг уровня обучения.

Итого

72

3

69

СОДЕРЖАНИЕ   УЧЕБНОГО   ПЛАНА

Тема 1. Первичное комплексное логопедическое обследование.

Теоретическая часть.  Установление эмоционального контакта с ребенком.  Знакомство с пространством кабинета. Изучение условий воспитания и развития ребёнка на основе беседы с родителями и анализа документов.

Практическая часть.  

Комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путём всестороннего и полного изучения речи, её отдельных компонентов, с учётом данных развития личности с раннего возраста.

Формы контроля: опрос, наблюдение.

Тема 2. Подготовительный этап

Теоретическая часть.  Знакомство с органами артикуляции и их основными движениями.

Практическая часть.  

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов ребенка к восприятию и воспроизведению нарушенного звука, а именно:

а) заинтересовать ребёнка логопедическими занятиями, вызвать потребность в них;

б) познакомить с органами артикуляционного аппарата их основными движениями;

в) развивать слуховое восприятие, внимание, память, фонематические процессы в играх и специальных упражнениях;

г) развивать зрительное восприятие, внимание, память, пространственные представления в играх и специальных упражнениях;

д) формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

е) развить мелкую моторику.

Формы контроля: опрос, наблюдение.

Тема 3. Постановка отсутствующего в речи звука

Теоретическая часть.  Постановка отсутствующего в речи звука

Практическая часть.  

Формирование точного артикуляционного уклада для правильного произношения дефектного звука в изолированном звучании, закрепление слухового, кинестетического образа звука, в процессе развития восприятия речи; формирования фонематических процессов; развития артикуляторной моторики; работы по непосредственной постановке звука смешанным способом.

Формы контроля: опрос, наблюдение.

Тема 4. Автоматизация поставленного звука.

Теоретическая часть.  Автоматизация поставленного звука.

Практическая часть.  

Закрепление правильного произношения поставленного звука изолированно, в звукоподражаниях, слогах, словах, предложениях, стишках, потешках, рассказах, в спонтанной речи. Развитие фонематических процессов, формирование и развитие артикуляционной моторики, развитие мелкой моторики. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью. 

Формы контроля: опрос, наблюдение.

Тема 5. Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.

Теоретическая часть.  Дифференциация поставленного и автоматизированного звука.

Практическая часть.  

Формирование умения различать на слух и по артикуляции поставленного звука со смешиваемым. Развитие артикуляционной и мелкой моторики. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

Формы контроля: опрос, наблюдение.

Тема 6. Итоговое комплексное логопедическое обследование

Теоретическая часть.  Обследование по результатам коррекционной работы

Практическая часть.  

Комплекс мероприятий, направленных на определение степени овладения компонентами языковой системы: усвоения основных лексических единиц языка, формирования полноценных произносительных навыков, полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия и совершенствования звуковых обобщений.

Формы контроля: Итоговый: мониторинг уровня обучения.

Планируемые результаты

Процесс становления звуковой стороны языка проходит несколько этапов; подготовительный, этап постановки звуков, этапы автоматизации и дифференциации звуков.

В результате успешного освоения программного содержания ребенок узнает и научится:

  • понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
  • правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
  • четко дифференцировать все изученные звуки;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
  • называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
  • производить элементарный звуковой анализ и синтез;
  • владеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

Будут сформированы: навыки связного высказывания, положительная мотивация к активной  коммуникации.

Оценочные   материалы (диагностический инструментарий)

1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

2. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника.

3. Большакова С.Н. Логопедическое обследование детей 3-6 лет.

4. Новиковская О.А. Большой альбом по развитию малыша от 4 до 7 лет.

5. Володина В.С. Альбом по развитию речи.

Учебно-методический комплекс

Занятия проводятся в индивидуальной форме в специально оборудованном логопедическом кабинете, оснащенном наглядным и демонстрационным материалом.

Коррекционная работа с детьми с нарушением речи требует оснащения многочисленными специальными методическими пособиями и дидактическими материалами, техническими средствами обучения. Используется комплексный подход в выборе эффективных методов и приёмов образовательной и воспитательной работы.

В зависимости от содержания занятий, степени подготовленности детей и их заинтересованности на различных стадиях образовательного процесса используются различные методы и приёмы. От правильности выбора метода или приёма зависит успешность освоения детьми разделов и тем программы.

Словесные методы включают в себя объяснение нового материала, беседу, инструктаж детей по работе с различным материалом. В структуре одного занятия может быть использовано несколько словесных методов: объяснение, беседа, инструктаж, анализ артикуляторных и акустических характеристик звука, звукового/слогового состава слова.

Наглядные методы активное использование данной группы методов во многом определено возрастными особенностями детей, занимающихся по ПРОГРАММЕ. Использование наглядного материала активизирует деятельность разных анализаторов (слухового, зрительного, тактильного), это, в свою очередь, способствует более прочному закреплению новых условных связей при формировании артикуляции звуков, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Практические методы являются основными в реализации данной образовательной программы, обеспечивая непосредственное ознакомление дошкольников с артикуляторным укладом и акустическими характеристиками звуков, умения анализировать звукобуквенные связи, овладеть навыками, лежащими в основе формирования письменной речевой деятельности в будущем.

Репродуктивные (воспроизводящие) методы направлены на закрепление у детей представлений и практических умений, посредством включения игровых заданий и упражнений (дыхательная гимнастика, артикуляторная гимнастика).

Частично-поисковый (эвристический) метод основан на самостоятельной деятельности ребенка, направленной на переработку информации с целью выявления противоречий и возникающих в соответствии с ними проблем, а так  же поиск путей решения этих проблем и анализ результатов. Например, включение комбинированных заданий помогает детям научиться самостоятельно выбирать способы достижения положительного результата, основанные на гибком использовании простых и сложных форм звукового анализа, активизации словарного запаса (смысловая догадка, актуализация конкретных семантических полей).

Оборудование   кабинета

Настенная доска

Доска с металлическим покрытием, позволяющим использовать ее для письма мелом и для размещения картинок с фиксацией их магнитами.

Наборное полотно представляет собой основу с карманами для картинок, табличек, рисунков и другой информации, выставляемой для демонстрации.

Дидактические пособия

Пособия для развития мелкой моторики, дыхания, дидактические пособия и игры, основанные на методике наглядного моделирования.

 Пособия для развития фонематического восприятия, анализа и синтеза, коррекции звукопроизношения, лексико-грамматической стороны речи, просодических компонентов речи.  

Пособия для развития пространственной ориентировки, зрительного восприятия, развития сенсорных способностей, мыслительных процессов, формирования временных представлений. Задания на группировку и классификацию предметов, формирование обобщающих понятий.

 Качественный текстовой и иллюстративный материал: стихи, сказки, потешки, считалки, пословицы и поговорки, азбуки в стихах.

Натуральные предметы и муляжи, предметы-заместители и модели, картинки, схемы, карточки с заданиями, логопедический инструментарий.

        Список использованной литературы

  1. Волкова, Л.С. и др. Логопедия: 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 703 с.
  2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. - СПб., 2000
  3. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003- 739 с.
  4. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985.
  5. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально - подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. - М., 1998.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. - М., 1998
  7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПБ., 2001.
  8. Лопухина И. В. Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб 1995.
  9. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. – М.: СФЕРА, 2005. – 112 с.
  10. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993.
  11. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. - М., 1993.

Приложение 1

ПРОТОКОЛ №_______

логопедического обследования дошкольника

Ф.И.О. ребенка  ________________________________________________________________________

Дата рождения  ______________________________ Возраст на момент обследования _____________

Домашний  адрес _____________________________________ Дата обследования_________________

Кем направлен _________________________________________________________________________

Сведения о родителях:

Мать __________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Отец __________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Речевая среда ___________________________________________________________________

АНАМНЕЗ:

 общий

Беременность (по счету) ________  Характер беременности ____________________________________

_______________________________________________________________________________________

Течение родов __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Вес ________________________________  Рост ______________________________________________

Перенесенные заболевания _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 речевой

Гуление ____________ Лепет _____________ Первые слова _______________ Фраза _______________

Заключения специалистов:

Психиатр ______________________________________________________________________________

Невропатолог __________________________________________________________________________

Отоларинголог _________________________________________________________________________

Офтальмолог __________________________________________________________________________

Стоматолог ____________________________________________________________________________

Состояние общей моторики (двигательная память, переключаемость движений, произвольное отражение, статическая и динамическая координация движений и др.) ___________________________ _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Состояние произвольной моторики пальцев рук (статическая и динамическая координация движений) _______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 Артикуляционный аппарат:

 строение (губы, зубы, прикус, челюсть, подъязычная уздечка, маленький язычок, нёбо) ___________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 моторика (двигательная функция губ, челюсти, языка, мягкого нёба) __________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

 состояние мимической мускулатуры (объем и качество движения мышц лба, глаз, шеи, мимических поз, характеристика символического праксиса) ______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонетическая сторона речи:

 звукопроизношение (изолированно, в слогах, словах, связной речи)

смешение звуков ________________________________________________________________________

отсутствие звуков _______________________________________________________________________

искажение звуков _______________________________________________________________________

замена звуков ___________________________________________________________________________

 состояние просодии (характеристика голоса, темпо-ритмической и мелодико-интонационной сторон речи, речевого дыхания)___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________

Слоговая структура слова (сокращение, упрощение, уподобление, перестановка слогов, добавление звука)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фонематический слух  ___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Фонематическое восприятие ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Импрессивная сторона речи (понимание номинативной, предикативной и адъективной сторон речи, распространенных наречий, предложений различной сложности, грамматических форм)__________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарный запас (обобщение, употребление в речи слов различных частей речи, антонимов, синонимов и др.) _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Грамматический строй (составление предложений, словоизменение, словообразование, употребление грамматических форм)__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Связная речь (пересказ, составление рассказа: описательного, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, из собственного опыта)_______________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Особенности психических процессов (память, внимание и др.), поведение в ситуации обследования

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение: ___________________________________________________________________________

Рекомендации:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Председатель комиссии____________________________________________________________

Логопеды____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Психолог _______________________________________________________________________

С выводами комиссии ознакомлен. К процедуре обследования претензий не имею.

Подпись родителей (законных представителей) ______________________________________________


 

Приложение 3

Речевая карта ребенка (5-6 лет)

Общие сведения

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

Дата рождения, возраст __________________________________________________

Домашний адрес, телефон _______________________________________________

Дата заполнения речевой карты _________________ Логопед _________________

Анамнез

Мать _________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка, место работы)

Отец _________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические  соматические заболевания, инфекции) ______________________________________________________________________

Роды   (досрочные,    срочные,    стремительные,     обезвоженные,      стимуляция, наблюдалась ли асфиксия) ______________________________________________

Раннее развитие (сидит, стоит, ходит) _____________________________________

Слух __________________________________ зрение ________________________

Перенесенные заболевания (тяжелые соматические заболевания, инфекции, травмы, судороги) _______________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление (норма: 2-3 мес.) ___________________ Лепет (4-8 мес.) ______________

Первые слова (около 1г.) ________________________________________________

Первые фразы (от 1,5 до 2 лет) ___________________________________________

I.   Исследование неречевых психических

  1. Слуховое внимание (дифференциация звучащих игрушек «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)

____________________________________________________________________

  1. Восприятие и воспроизведение ритма: --.., -..-, -…, …-; _________________________________________________________________
  2. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: показать правую и левую руку, ногу, глаз, ухо _______________________________________________
  3. Состояние общей моторики:__________________________________________________________________________________________________________
  4. Состояние ручной моторики: «ушки», «колечки», «рожки»: _________________________________________________________________
  5. Состояние мимической мускулатуры: нахмурить брови, наморщить лоб, подмигнуть левым и правым глазом, надуть левую и правую щеки  поочередно и одновременно, выразить радость, испуг, грусть __________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Строение органов артикуляционного аппарата
  1. Строение органов артикуляции: губы, зубы, язык, прикус, маленький язычок, твердое и мягкое небо______________________________________

  1. Состояние сенсомоторного уровня речи.
  1.       Состояние фонематического слуха (слухо-произносительной диффе-ренциации звуков речи).

1.1. Повторение  слогов с оппозиционными звуками:

па-ба                ма-мя                ка-га                га-да

ба-на                та-на                та-да

1.2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых  в

     произношении.

                 мишка-мышка                бочка-точка

удочка-уточка                трава-дрова

1.3. Дифференциация звуков смешиваемых  в произношении.

миска-мышка                 крыса-крыша                ложки-рожки

челка-щелка                косы-козы                        цветик-Светик

  1. Состояние фонематического анализа и синтеза.

        2.1. Выделение заданного звука из слов звука (р).

Слышишь ли рычание собачки: ррр -  в словах: комар, мышь, доска, шар, стол, рыба.

        2.2. Выделение ударного гласного в начале слова. Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

        2.3. Определение первого согласного звука в словах.        Дым, мак, трава, воробей, чашка.

        2.4. Определение последнего звука в словах.        Дом, мак, нос, ключ, танк.

  1. Состояние артикуляционной моторики.
  • Губы в улыбке;
  • Губы трубочкой;
  • Язык лопаткой;
  • Язык иголочкой;
  • Щелкание языком;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Качели»;
  • Чередование движений губ «улыбка» - «трубочка».
  1. Состояние звукопроизношения.

Свистящие:

С____________С’____________З______________З’____________Ц_____________

Шипящие:

Ш________________Ж______________Ч________________Щ_________________

Сонорные:

Р______________Р’_____________Л_____________Л’___________Й____________

Другие звуки:

5. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слога:

помидоры                                температура                                лекарство

сквозняк                                милиционер                                сковорода

  1. Исследование состояния словаря (экспрессивный словарь).
  1. Номинативный словарь.
  1. Конкретные существительные (картинки):   пирамидка, заяц, чашка, ложка, платье, шапка, диван, стол, телевизор, иголка, щетка.
  2. Обобщающие понятия.          Обувь, игрушки, овощи, фрукты, животные, мебель, одежда.
  3. Существительные, обозначающие части тела, части предметов:

Части тела: шея, живот, грудь;

Части предметов мебели: стул (спинка, сиденье, ножки);

Части одежды: рукав, воротник, пуговица.

  1. Название профессий (сюжетные картинки):            Воспитатель, врач, учитель, повар.
  1. Предикативный словарь.
  1. Кто как передвигается (картинки):        Змея, заяц, птица, рыба.
  2. Кто как голос подает:         Ворона, корова, петух, кошка, свинья, собака.
  1. Атрибутивный словарь.
  1. Название цветов (картинки).

Белый, черный, коричневый, синий, голубой, красный, оранжевый, розовый, зеленый.

  1. Название формы.

Солнце (круглое), слива (овальная), флажок (треугольный), печенье (квадратное).

  1. Исследование грамматического строя речи.
  1. Состояние словоизменения.
  1. Существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.

Стол – столы

Кукла -                                Ухо -                                 Лев -

Рот –                                Слон -                                   Рукав -

Окно –                                Лист -                                 Дерево -

Пень -                                 Стул -                                 Воробей -

  1. Родительный падеж множественного числа существительных.

Шар -                                Книга -                         Лист -

Береза –                         Стол -                         Стул -

Чашка -                                 Дерево -                         Мяч –

Карандаш –

  1. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами:

в, из                                к                                за

на, с                                над                                под                                

  1. Согласование прилагательных  с существительными в единственном числе (картинки):        

                        Шар, ведро, машина, платье.

  1. Согласование числительных с существительными:         

        Дом, шар, кукла.

  1. Состояние словообразования.
  1. Образование существительных  с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

дом –                                         кровать -                                 ложка –

кукла –                                         шкаф -

мяч –                                         тарелка -

  1. Образование названий детенышей животных.

у кошки –                                у зайца -                                 у лисы –

у утки –                                         у медведя -

у гуся –                                         у волка –

  1. Исследование понимания сложных логико-грамматических отношений.

Покажи:                 Ключом – карандаш                ключ – карандашом

Где хозяин собаки                где собака хозяина

Дочка мамы                        мама дочки

  1. Состояние связной речи

Пересказ текста: достаточно полная передача сюжета рассказа, воспроизведение не менее 50% текста. ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 4

Речевая карта ребенка (6-7 лет)

Общие сведения

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________________

Дата рождения, возраст __________________________________________________

Домашний адрес, телефон _______________________________________________

Дата заполнения речевой карты _________________ Логопед _________________

Анамнез

Мать _________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка, место работы)

Отец _________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции) ______________________________________________________________________

Роды  (досрочные,    срочные,    стремительные,     обезвоженные,      стимуляция, наблюдалась ли асфиксия) ______________________________________________

Раннее развитие (сидит, стоит, ходит) _____________________________________

Слух __________________________________ зрение ________________________

Перенесенные заболевания (тяжелые соматические заболевания, инфекции, травмы, судороги) _______________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление (норма: 2-3 мес.) ___________________ Лепет (4-8 мес.) ______________

Первые слова (около 1г.) ________________________________________________

Первые фразы (от 1,5 до 2 лет) ___________________________________________

I.   Исследование неречевых психических процессов

  1. Слуховое внимание (дифференциация звучащих игрушек «Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)

____________________________________________________________________

  1. Восприятие и воспроизведение ритма: --..- , -..-- ; --…, …--; _________________________________________________________________
  2. Зрительно-пространственный гнозис и праксис: показать правой рукой левый глаз,  левой  рукой правое ухо; показать предметы справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади ________________________________________
  3. Состояние общей моторики:__________________________________________________________________________________________________________
  4. Состояние ручной моторики: «ушки», «колечки», «рожки»; «игра на рояле», «кулак – ладонь – ребро» __________________________________________
  5. Состояние мимической мускулатуры: нахмурить брови, наморщить лоб, подмигнуть левым и правым глазом, надуть левую и правую щеки  поочередно и одновременно, выразить радость, испуг, грусть __________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Строение органов артикуляционного аппарата
  1. Строение органов артикуляции: губы, зубы, язык, прикус, маленький язычок, твердое и мягкое небо______________________________________

  1. Состояние сенсомоторного уровня речи.
  1.    Состояние фонематического слуха (слухо-произносительной диффе-ренциации звуков речи).

1.1. Повторение   слогов с оппозиционными звуками:

             ба – ба - па                        са - за - са

             та -  да - та                           жа - за - жа

             га - ка - га                            ча - ща - ча

             ба - па - ба                            за -  са - за

1.2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых   в

     произношении.

                 мишка-мышка                бочка-точка

удочка-уточка                трава-дрова

1.3. Дифференциация  звуков смешиваемых   в произношении.

миска-мышка                 крыса-крыша                ложки-рожки

челка-щелка                косы-козы                        цветик-Светик

  1. Состояние фонематического анализа и синтеза.

        2.1. Выделение ударного гласного в начале слова:

                аист, утка, Оля, Ира, Эдик _____________________________________

        

        2.2. Определение первого согласного звука в словах:

                мак, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука____________________

        2.3. Определение последнего звука в словах:        

                мак, дом, камыш, ключ, муха, барабан, труба_____________________

         2.4. Определение последовательности звуков в слове:

                мак, суп, лук, каша, рама_______________________________________

        2.5. Определение количества звуков в словах:

                  дом, рак, луна, совы, банан, лампа_______________________________

  1. Состояние артикуляционной моторики.
  • Губы в улыбке;
  • Губы «трубочкой»;
  • Язык «лопаткой»;
  • Язык «иголочкой»;
  • Щелкание языком;
  • «Вкусное варенье»;
  • «Качели»;
  • Чередование движений губ «улыбка» - «трубочка».
  1. Состояние звукопроизношения.

Свистящие:

С____________С’____________З______________З’____________Ц_____________

Шипящие:

Ш________________Ж______________Ч________________Щ_________________

Сонорные:

Р______________Р’_____________Л_____________Л’___________Й____________

Другие звуки:

  1. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова:

                экскаватор                                сковорода

                регулировщик                          парикмахерская

                аквариум                                  милиционер

  1. Исследование состояния словаря (экспрессивный словарь).
  1. Номинативный словарь.
  1. Обобщающие понятия:         обувь, игрушки, овощи, фрукты, животные, мебель, одежда, транспорт______________________________________
  2. Существительные, обозначающие части тела, части предметов.
  • части тела: локоть, колено, брови, ресницы, подбородок;
  • части окна: рама, подоконник, стекло;
  • части предметов одежды: воротник, манжет, петля.
  1. Название профессий (картинки):

          учитель, воспитатель, повар, художник, строитель, музыкант.

  1. Предикативный словарь.
  1. Кто как голос подает:         

          Кошка мяукает, а ворона …

          Как подает голос свинья? Петух?  Воробей? Собака?

  1. Кто что делает (с использованием названий профессий).

          Инструкция: скажи, что делает повар? Швея? Художник? Маляр?  

          Почтальон?

  1. Атрибутивный словарь.
  1. Назвать предъявленные цвета:

          Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый,

          розовый, белый, черный, серый, коричневый.

  1. Назвать форму.

Руль, какой? (круглый). Окно, какое? (квадратное). Флажок, какой? (треугольный). Слива, какая? (овальная). Одеяло, какое? (прямоугольное).

  1. Подбор антонимов.

          Добро - …, горе - …, друг - …, хороший - …, большой - …, широкий, высокий, острый, легкий, поднимать, давать, покупать.  

  1. Исследование грамматического строя речи.
  1. Состояние словоизменения.
  1. Существительные в именительном падеже единственного и множественного числа.

Стол – столы

Кукла -                                Ухо -                                 Лев -

Рот –                                Слон -                                   Рукав -

Окно –                                Лист -                                 Дерево -

Пень -                                 Стул -                                 Воробей -

  1. Родительный падеж множественного числа существительных.

Шар -                                Книга -                         Лист -

Береза -                                  Стол -                         Стул -

Чашка -                                 Дерево -                         Мяч -

Карандаш –

  1. Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами:

в, из                        к                        за                        из-за

на, с                        над                        под                         из-под                 между        

  1. Согласование прилагательных   с существительными в единственном числе (картинки):                шар                                  машина

                                        ведро                                платье

  1. Согласование числительных с существительными:         

        карандаш                                    озеро

          лев                                               зверь

  1. Состояние словообразования.
  1. Образование существительных   с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

гриб –                                         воробей -                                 

лиса –                                         одеяло -

лист –                                         

4.2.  Образование названий детенышей животных.

у коровы –                                у лошади -                                 

у свиньи –                                 у собаки –

4.3. Образование относительных прилагательных.

Инструкция: стол из дерева, значит он деревянный.

Стена из кирпича, какая?  Кукла из соломы…? Шапка из меха…? Шапка из пуха…? Ложка из металла…,? Носки из шерсти…?

4.4. Образование притяжательных прилагательных.

Скажи, чей хвост? (картинки).

У белки хвост беличий, а у волка? у зайца? у лисы? у медведя?

4.5. Образование приставочных глаголов. Назвать действия с опорой на картинки.

Машина из гаража …

Машина на горку…

Машина с горки…

Машина к дому…

Машина через мост…

VI. Исследование понимания сложных логико-грамматических отношений.

а) покажи ключ, карандаш;                 

б) покажи карандашом ключ;

        в) покажи карандаш ключом.

Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

        Сашу ударил Коля. Кто драчун?

VII. Состояние связной речи

Составление рассказа по серии сюжетных картинок: 3 – 5 предложений различной сложности ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Логопедическое заключение

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 5

Индивидуальный маршрут коррекции речевых нарушений

  ____________________________________________________________________

(ФИ ребенка, учебный год)

№ п/п

Направление коррекционной работы

Содержание

Коррекционной работы

1

Укрепление соматического состояния

2

Уточнение нервно-психического

состояния и укрепление нервной системы

3

Нормализация зубочелюстной системы

4

Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации

5

Развитие произвольной моторики пальцев рук

6

Развитие моторики речевого аппарата

7

Развитие мимической

мускулатуры

8

Формирование правильного звукопроизношения

9

Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа

10

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

11

Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...