Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с РАС
статья по коррекционной педагогике

Нурмухаметова Лариса Рафиловна

Условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является психолого-педагогическое сопровождение  родителей. Задача специалистов – помочь родителям на каждом этапе вышеуказанных временных фаз получить квалифицированную помощь, довести до родителей всю объективную информацию и оказать социально-психологическое содействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Юсупова Г.Х., к.пс.н., доцент

кафедры коррекционной педагогики ГАУ ДПО ИРО РБ

Нурмухаметова Л.Р., учитель-логопед

МБДОУ ЦРР-детский сад № 1 с. Бураево

Идельбакова Р.Р., старший методист

кафедры коррекционной педагогики ГАУ ДПО ИРО РБ

Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, часто оказываются одинокими в своей проблеме.  Ощущается нехватка  знаний о взаимоотношениях с ребенком, методах обучения, коррекции нежелательного поведения детей. Оказавшись один на один со своей проблемой, родители переживают тяжелый стресс, отчаяние.

Описание психологической реакции на травматическое событие включает пять временных фаз:

Шок и отрицание это самый тяжелый кризисный период, когда родители особенно нуждаются в поддержке.

Сделка. Для этой стадии характерно стремление родителей «излечить» ребенка, полагаясь на справедливость и вознаграждение за «правильное поведение» и «добрые» дела.

Гнев. Зачастую гнев обращен на специалистов, которые не в состоянии оказать нужную помощь.

Депрессия. Если специалисты не готовы или боятся данных негативных переживаний, то родители могут начать избегать общения

Принятие. Наступает тогда, когда родители способны относительно спокойно говорить о проблемах ребенка; способны адекватно проявлять любовь к ребенку и поощрять его самостоятельность;

Условием эффективной коррекционной работы и успешной адаптации ребенка с РАС является психолого-педагогическое сопровождение  родителей. Задача специалистов – помочь родителям на каждом этапе вышеуказанных временных фаз получить квалифицированную помощь, довести до родителей всю объективную информацию и оказать социально-психологическое содействие.

Необходимо объяснять родителям, что важно собирать все моменты повседневной жизни семьи ребенка с РАС,  воздерживаться от активного вмешательства, даже если специалист не согласен с действиями родителей.  Правильное взаимодействие специалиста с ребенком послужит моделью для родителя в последующем  [4, с.26].  

Любая программа помощи ребенку с нарушениями развития может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов[4, с.39].  

Гарантом взаимопонимания с родителями являются: доброжелательное отношение к ребенку и родителям; установка специалиста на работу с родителями как с единомышленниками.

Прежде чем говорить о недостатках ребёнка, специалист должен продемонстрировать родителям его успехи. О серьезных проблемах своих детей родители знают лучше всех. Следует обратить внимание не на проблемы, а на достижения. Специалист, заметив прогресс у ребенка, немедленно должен сообщить об этом родителям. Первоначально от родителей требуется лишь копировать действия специалиста и их последовательность, иногда даже подражая его поведению.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с РАС предполагает их обучение различным методикам, таким как, методика альтернативной коммуникации PECS; методика визуального расписания, имитация действий и движений, моделинг ситуаций, социальные истории, продуктивная деятельность. Обучение основным методам АВА терапии (Прикладного анализа поведения) поможет родителям предотвратить нежелательное поведение ребёнка, привить навыки самообслуживания, коммуникации, учебные и игровые навыки.

Специалист должен помочь родителям:

1. Научиться получать удовольствие от общения со своим ребенком.

2. Наблюдать за поведением ребенка и своим поведением, научиться анализировать свои собственные действия по отношению к ребенку.

3. Понять, почему возникло проблемное поведение, какова его причина, и есть ли у ребенка другое поведение, которым можно заменить проблемное.

4. Научить замечать изменения в поведении ребенка и в своем собственном поведении.

5. Управлять ситуацией и правильно определять, чего именно они хотели бы достичь.

Основные этапы психолого-педагогического сопровождения родителей:

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, и последующая  профилактика нарушений психического развития.
  • Определение методов воспитания, используемых в семье и диагностика их личностных характеристик.
  • Реализация индивидуальной программы
  • Коррекционные занятия
  • Разработка рекомендаци с учетом психофизических особенностей и индивидуальной нагрузки.
  • Анализ эффективности  и результатов сопровождения

Чрезвычайно важным элементом в работе с родителями детей с РАС, являются консультации, задачами которых являются развитие общности родителей, их сплочение, повышение образовательного уровня родителей; проведение развивающих и коррекционных занятий для детей совместно с родителями и педагогами; обучение родителей методам коррекции поведения детей с РАС;

На консультациях рассматриваются темы: « Меняем не ребёнка, а его поведение», «Подсказки и их виды», «Система альтернативной коммуникации. Алгоритм обучения навыкам коммуникации», « Как повысить мотивацию ребёнка?», «Сенсорные стимуляции. Полезные подсказки», «Методика глобального чтения», «Навыки самообслуживания. И почему так важен прикладной анализ поведения?»

         Итак, можно выделить два основных направления в работе с родителями детей с РАС. Первое – это  необходимость возвращения функции контроля родителя над поведением ребенка, а второе –  работа над осознанием и принятием своих чувств по отношению к его болезни [4, с.22].  

Конечным результатом психолого-педагогического сопровождения родителей является самостоятельное адаптированное функционирование всей семьи с возможностью дальнейшего роста и развития всех её членов. Квалифицированная помощь специалистов значительно улучшит качество жизни ребёнка и его семьи.

Список литературы:

  1. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
  2. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. М.: Владос, 2005.
  3. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
  4. Хаустов А.В. Организация работы с родителями детей с РАС. М., 2017г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Психологическое сопровождение родителей воспитывающих детей с отклонениями в развитии"

Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствую установлению гармоничного контакта с ними и с окр...

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

«Технологии эффективного взаимодействия специалистов психолого-педагогического профиля с родителями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ»

laquo;Технологии эффективного взаимодействия специалистов психолого-педагогического профиля с родителями, воспитывающимиребёнка с ОВЗ»...

Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психологического сопровождения родителей воспитывающих детей с ОВЗ".

Психологическое сопровождение  описано на примере практического опыта работы МДОУ 158 "Детский сад №158 " г.Ярославль...

Психолого-педагогические аспекты сопровождения личностного развития детей

Психолого-педагогическое сопровождение личностного развития ребенка приобретает особую актуальность сегодня, в период радикальных изменений, происходящих в системе российского образования.Психолого-пе...

ПРОЕКТ психолого-педагогического сотрудничества с семьями воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Цель проекта: Организация  сотрудничества, психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция о...

Консультация для родителей "Комплексное сопровождение родителей,воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями"

Консультация о том, как родители "принимали" диагнозы детей, с какими трудностями сталкивались родители ,что помогло им справится....