Пособие по развитию связной речи у обучающихся с опорой на мнемотаблицу
методическая разработка по коррекционной педагогике

Фарида Фаритовна Биктимерова

 «Посмотри Запомни Расскажи». Описание явлений окружающего мира с помощью мнемотаблицы.

 краткий обзор методического пособия по развитию связной речи у детей с ОНР, СНР с опорой на мнемотехнику

Меня зовут Фарида  Фаритовна Биктимерова, учитель – логопед Сибайской коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

За время работы в коррекционной школе, накоплен немалый опыт работы по преодолению тех или иных речевых нарушений.

Авторское пособие  «Посмотри Запомни Расскажи»   https://nsportal.ru/user/1252609/page/uchebnoe-pos...  поможет в работе по развитию связной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи.

Предложенная методика использования  опорных схем - мнемокарточек адресована логопедам, дефектологам, учителям, воспитателям и родителям для работы с детьми с особенностями развития.

Также будет полезен для работы с   учащимися младших классов общеобразовательных школ. Предлагаемые здесь  таблицы (31 шт), выполнены в технике  «мнемо» по всем  основным лексическим темам, изучаемым по программе как коррекционной, так и общеобразовательной школы. Для удобства, перечень тем расположен в алфавитном порядке. Все  рисунки и схемы таблиц выполнены в черно – белом цвете, для того, чтобы взрослые имели возможность без труда  распечатать их на принтере.  7 мнемотаблиц (для образца) по лексическим темам («Это я», «Мой город Сибай», «Мой город. Достопримечательности», «Лето», «Осень», «Зима», «Весна») выполнены  на плотной бумаге с пунктирными линиями.  При необходимости  их можно разрезать и использовать как «МнемоЛото». На  обратной стороне каждой мнемокарточки  даны предложения.

Занятия по данным мнемотаблицам помогут вашему ребенку:

-развить связную речь;

  • развить зрительное восприятие  и внимание;
  •  обогатить словарный запас.

Ну а в этой статье хотелось бы провести обзор по данному пособию.

Связная речь – является важным фактором межличностных отношений, взаимопонимание, и самое главное – социализации в общество.

Именно социализация детей – иналидов, ОВЗ в общество является нашей основной задачей. Вот мы предлагаем ребенку сюжетную картинку и что видим:

- полной полноценной фразовая речь – отсутствует.  Заменяют просто отдельными словами:мальчик и девочка., папа Могут свои «высказывания» заменять мимикой и жестами.

- словарный запас крайне ограничен (мальчик и девочка вместо дети, братья)

- употребление в предложениях нелитературных слов и выражений (башка, евошный, че, чебы, скоко).

- пассивный словарь преобладает над активным словарем

- низкая заинтересованность.

И тогда встал вопрос поиска метода, которой бы пробудил интерес, превратил  непосильный труд в любимое занятие, помог заложить в памяти  и пересказать услышанное и увиденное.

Таким образом, выбор пал на наиболее действенный, по нашему мнению метод.- использование схем- это мнемокарты, мнемодорожки и   мнемотаблицы.

Сегодня существует много методик рационального запоминания, но суть их одна — вначале запоминается опорный (фон), к которому подобраны ассоциации.

Вспомним фразу: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан" помогающий запомнить порядок цветов спектра. Где начальные буквы слов дают названия цветов. Такой же принцип во фразе "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный..КГБ – цвета флага российского.Блок-схема: узел: 7

На сегодняшний день разработаны множества мнемотаблиц (по лексической теме, для облегчения заучивании стихов) . Но они все адресованы  детям дошкольного возраста и детям с сохранным интеллектом. Возникла идея перенять метод мнемотехники, использовать в работе с детьми с системным недоразвитием речи (СНР), школьного возврата. Таким вот образом появилась идея создания авторской методики «Посмотри - Запомни - Повтори».

Работа начинается с   мнемоквадратов. Далее переходим к мнемодорожкам, Завершающий этап – работа с мнемотаблицей.

По другому - Мнемотаблица – это схематическое изображение текста. В качестве схем заменителей используются:  силуэтные изображения, геометрические фигуры, буквы. Каждая ячейка может обозначать или одно слово или целую одежда — image , сад, огород-imageБлок-схема: узел: 8

На завершающем этапе идет работа по  пересказу с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В отличии от других авторов, в данном пособии я  ввела буквенные обозначения. Поскольку оно предназначен для обучающихся школы. «время года, жара,Июнь-июль-август»

image image image

Каждая мнемотаблица построена с максимальным включением и работой основных психических  процессов:  мы тут и анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем и тд.и т.п.Потому что работа ведется с детьми с нарушением интеллекта.

  Поэтому важно при работе с данным пособием придерживаться следующих моментов.

  1. Обучение  осуществляется замедленное, систематично и с  частой повторяемостью.
  2. Подача учебного материала малыми порциями, поскольку от большого потока информации, дети с особенностями психического развития  быстро устают, поэтому не стоит перегружать большим объемом информации.  Блок-схема: узел: 9
  3. Облегченность подачи материала. Работа по обучению пересказу строится по принципу «от простого к сложному». Текст предлагаем грамматически простой. Это 2-3 словные предложения.
  4. Максимальная  расчлененность материала. Объёмный текст делим на смысловые отрезки. Работаем отдельно над пересказом данного отрезка.
  5. Работа будет более результативной, если осуществлять связь  теории с практикой. Так, во время прогулки обращаем внимание детей на ель, которая растет на территории школы: «у березы листья опали, а у ели хвоя такая же зеленая». Данную  информацию используем в таблице «Осень» image).
  6. Широкое использование ассоциаций, привязывание с их помощью незнакомого материала к знакомому. То есть связывание  образных параллелей с уже известной детям информацией. Так, говорим: «Ребята, скоро будем поздравлять наших мам с праздником 8 марта. Праздник мам бывает весной. МАМ – это первые буквы весенних месяцев (М- март, А- апрель, М- март)».

   Далее тщательный подход при подборе картинок. Если они предназначены для «особых» детей, то должны быть максимально реальными. Например, таблица  «Профессии». Ученик  видит перед собой всех действующих лиц. Это помогает ему все свое внимание концентрировать на правильном построении предложений.  Варианты мнемотаблиц (карт) можно менять, усложнять в зависимости от возраста и  от того, насколько ученик усваивает лексический материал. Так, если в  начальных классах (1-2 класс) используем красочные, цветные изображении, чтобы привлечь внимание и  помочь быстро запомнить  цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т. П, то  в более старших классах (с 3-4 класс) переходим на черно – белый вариант. Преимущество черно- белых мнемотаблиц в том, что их без труда можно  распечатать на любом черно – белом принтере и потом, по ходу изучения каждой лексической темы, приклеивать в «Индивидуальных логопедических» тетрадях. Но есть важный момент - мнемокарта усложняется не за счет изменения картинки в квадратике, а за счет  добавления какого- то элемента. Так, в  таблице  «Весна»  видим изображение скворца у скворечника ( «Весной прилетают птицы», «Весной из теплых стран возвращаются птицы»). Этот скворец остается на протяжении всего периода коррекционных занятий. С переходом в другой класс вариант усложняется тем, добавляем буквы – символы – подсказки. Меняется содержание, предложение усложняется:  «весной из теплых стран возвращаются перелетные птицы С-скворцы, «Л» - ласточки , «Ж »- журавли и т.д. Сначала таблицу раскладывает взрослый. Далее уже   в процесс включается сам ребенок.  После нескольких занятий, ребенок опираясь на эту «шпаргалку», самостоятельно сможет составить предложение или рассказ по предложенной лексической теме.Блок-схема: узел: 10

Нужно ли требовать заучивание? Желательно, конечно, минимализировать процесс механического заучивания.  Но с другой стороны, заучивание полезно для развития памяти,  также выученные наизусть некоторые небольшие лексические конструкции из текста  ученик сможет использовать в аналогичной ситуации. 

    В работе важно помнить, что обучение пересказу обучающихся  с нарушением интеллекта нужно проводить в комплексе, то есть лексическая тема изучается на логопедических занятиях. Далее закрепляется как на уроках гуманитарного, так и  естественнонаучного цикла.

   Для закрепления полученных знаний, нужно либо завести отдельный альбом по пройденной теме с рассказами и рисунками детей, либо использовать имеющуюся «Тетрадь для индивидуальных логопедических занятий».

    В заключении хочу добавить, что работая по  данной методике более 10 лет, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции.

    На мой взгляд, мнемотехника - это самое действенное, универсальное, вспомогательное средство, облегчающий и систематизирующий процесс усвоения детьми навыка составления рассказ

    Многолетняя практика  последних лет показала ощутимые результаты:

✓ у детей появилось желание пересказывать — как на занятии, так и в повседневной жизни;

✓ расширился круг знаний об окружающем мире;

✓ активизировался словарный запас;

✓ дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Предлагаю фрагмент урока с использованием данного пособия. https://vk.com/video392743825_456240323

Все вопросы по пособию и его  приобретению можно направить на электронную почту biktimerova76@mail.ru

 

ку

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Сибайская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья НАШ АДРЕС, город СИБАЙ, ТОРГОВЫЙ ПЕРЕУЛОК-9 телефон: 8 (34775 ) 5-54-60 e- mail : sibai_korek@mail.ru Директор ЯНБЕКОВА ДИАНА ЯНУЗАКОВНА 1971-2021 «Работа логопеда в коррекционных школах и коррекционных группах детских садов тем и отличается, что ведет он своего «особенного» ребенка чуть другими путями, иными методами, приемами, пусть даже и своеобразными… Главное , не надо останавливаться. Тогда ваш ученик и УВИДИТ и ЗАПОМНИТ и РАССКАЖЕТ !» Биктимерова Ф.Ф. Министерство образования и науки Республики Башкортостан «Работа логопеда в коррекционных школах и коррекционных группах детских садов тем и отличается, что ведет он своего «особенного» ребенка чуть другими путями, иными методами, приемами, пусть даже и своеобразными… Главное , не надо останавливаться., тогда ваш ученик и УВИДИТ и ЗАПОМНИТ и РАССКАЖЕТ !» Биктимерова Ф.Ф. Презентация учебно - методического пособия учителя –логопеда Биктимеровой Ф.Ф. Сибай - 2021

Слайд 2

Рецензент: кандидат педагогических наук Янбекова З.Р Издательство Сибайского информационного центра филиала ГУП РБ Издательского дома «Республики Башкортостан Тираж : 500 экз. логопедам, дефектологам, учителям, воспитателям, родителям . А также для работы с обучающмися младших классов общеобразовательных школ. адресовано: работа по данной методике будет способствовать : развитию связной речи развитию зрительного восприятия и внимания обогащению словарного запаса улучшению памяти «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету. К.Д.Ушинский ГБОУ Сибайская КШ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 16

https://learningapps.org/display?v=pyrqdmmnt21

Слайд 18

Спасибо з а внимание



Предварительный просмотр:

Обзор пособия «Посмотри Запомни Расскажи»

Меня зовут Фарида  Фаритовна Биктимерова, учитель – логопед Сибайской коррекционной школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

За время работы в коррекционной школе, накоплен немалый опыт работы по преодолению тех или иных речевых нарушений.

Авторское пособие  «Посмотри Запомни Расскажи»  поможет в работе по развитию связной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи.

Предложенная методика использования  опорных схем - мнемокарточек адресована логопедам, дефектологам, учителям, воспитателям и родителям для работы с детьми с особенностями развития.

Также будет полезен для работы с   учащимися младших классов общеобразовательных школ. Предлагаемые здесь  таблицы (31 шт), выполнены в технике  «мнемо» по всем  основным лексическим темам, изучаемым по программе как коррекционной, так и общеобразовательной школы. Для удобства, перечень тем расположен в алфавитном порядке. Все  рисунки и схемы таблиц выполнены в черно – белом цвете, для того, чтобы взрослые имели возможность без труда  распечатать их на принтере.  7 мнемотаблиц (для образца) по лексическим темам («Это я», «Мой город Сибай», «Мой город. Достопримечательности», «Лето», «Осень», «Зима», «Весна») выполнены  на плотной бумаге с пунктирными линиями.  При необходимости  их можно разрезать и использовать как «МнемоЛото». На  обратной стороне каждой мнемокарточки  даны предложения.

Занятия по данным мнемотаблицам помогут вашему ребенку:

-развить связную речь;

  • развить зрительное восприятие  и внимание;
  •  обогатить словарный запас.

Ну а в этой статье хотелось бы провести обзор по данному пособию.

Связная речь – является важным фактором межличностных отношений, взаимопонимание, и самое главное – социализации в общество.

Именно социализация детей – иналидов, ОВЗ в общество является нашей основной задачей. Вот мы предлагаем ребенку сюжетную картинку и что видим:

- полной полноценной фразовая речь – отсутствует.  Заменяют просто отдельными словами:мальчик и девочка., папа Могут свои «высказывания» заменять мимикой и жестами.

- словарный запас крайне ограничен (мальчик и девочка вместо дети, братья)

- употребление в предложениях нелитературных слов и выражений (башка, евошный, че, чебы, скоко).

- пассивный словарь преобладает над активным словарем

- низкая заинтересованность.

И тогда встал вопрос поиска метода, которой бы пробудил интерес, превратил  непосильный труд в любимое занятие, помог заложить в памяти  и пересказать услышанное и увиденное.

Таким образом, выбор пал на наиболее действенный, по нашему мнению метод.- использование схем- это мнемокарты, мнемодорожки и   мнемотаблицы.

Сегодня существует много методик рационального запоминания, но суть их одна — вначале запоминается опорный (фон), к которому подобраны ассоциации.

Вспомним фразу: "Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан" помогающий запомнить порядок цветов спектра. Где начальные буквы слов дают названия цветов. Такой же принцип во фразе "Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку" для запоминания очередности падежей в русском языке: именительный, родительный, дательный, винительный..КГБ – цвета флага российского.

7

На сегодняшний день разработаны множества мнемотаблиц (по лексической теме, для облегчения заучивании стихов) . Но они все адресованы  детям дошкольного возраста и детям с сохранным интеллектом. Возникла идея перенять метод мнемотехники, использовать в работе с детьми с системным недоразвитием речи (СНР), школьного возврата. Таким вот образом появилась идея создания авторской методики «Посмотри - Запомни - Повтори».

Работа начинается с   мнемоквадратов. Далее переходим к мнемодорожкам, Завершающий этап – работа с мнемотаблицей.

По другому - Мнемотаблица – это схематическое изображение текста. В качестве схем заменителей используются:  силуэтные изображения, геометрические фигуры, буквы. Каждая ячейка может обозначать или одно слово или целую одежда —  , сад, огород- 

8

На завершающем этапе идет работа по  пересказу с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

В отличии от других авторов, в данном пособии я  ввела буквенные обозначения. Поскольку оно предназначен для обучающихся школы. «время года, жара,Июнь-июль-август»

  

Каждая мнемотаблица построена с максимальным включением и работой основных психических  процессов:  мы тут и анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем и тд.и т.п.Потому что работа ведется с детьми с нарушением интеллекта.

  Поэтому важно при работе с данным пособием придерживаться следующих моментов.

  1. Обучение  осуществляется замедленное, систематично и с  частой повторяемостью.
  2. Подача учебного материала малыми порциями, поскольку от большого потока информации, дети с особенностями психического развития  быстро устают, поэтому не стоит перегружать большим объемом информации.  

9

  1. Облегченность подачи материала. Работа по обучению пересказу строится по принципу «от простого к сложному». Текст предлагаем грамматически простой. Это 2-3 словные предложения.
  2. Максимальная  расчлененность материала. Объёмный текст делим на смысловые отрезки. Работаем отдельно над пересказом данного отрезка.
  3. Работа будет более результативной, если осуществлять связь  теории с практикой. Так, во время прогулки обращаем внимание детей на ель, которая растет на территории школы: «у березы листья опали, а у ели хвоя такая же зеленая». Данную  информацию используем в таблице «Осень» ).
  4. Широкое использование ассоциаций, привязывание с их помощью незнакомого материала к знакомому. То есть связывание  образных параллелей с уже известной детям информацией. Так, говорим: «Ребята, скоро будем поздравлять наших мам с праздником 8 марта. Праздник мам бывает весной. МАМ – это первые буквы весенних месяцев (М- март, А- апрель, М- март)».

   Далее тщательный подход при подборе картинок. Если они предназначены для «особых» детей, то должны быть максимально реальными. Например, таблица  «Профессии». Ученик  видит перед собой всех действующих лиц. Это помогает ему все свое внимание концентрировать на правильном построении предложений.  Варианты мнемотаблиц (карт) можно менять, усложнять в зависимости от возраста и  от того, насколько ученик усваивает лексический материал. Так, если в  начальных классах (1-2 класс) используем красочные, цветные изображении, чтобы привлечь внимание и  помочь быстро запомнить  цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т. П, то  в более старших классах (с 3-4 класс) переходим на черно – белый вариант. Преимущество черно- белых мнемотаблиц в том, что их без труда можно  распечатать на любом черно – белом принтере и потом, по ходу изучения каждой лексической темы, приклеивать в «Индивидуальных логопедических» тетрадях. Но есть важный момент - мнемокарта усложняется не за счет изменения картинки в квадратике, а за счет  добавления какого- то элемента. Так, в  таблице  «Весна»  видим изображение скворца у скворечника ( «Весной прилетают птицы», «Весной из теплых стран возвращаются птицы»). Этот скворец остается на протяжении всего периода коррекционных занятий. С переходом в другой класс вариант усложняется тем, добавляем буквы – символы – подсказки. Меняется содержание, предложение усложняется:  «весной из теплых стран возвращаются перелетные птицы С-скворцы, «Л» - ласточки , «Ж »- журавли и т.д. Сначала таблицу раскладывает взрослый. Далее уже   в процесс включается сам ребенок.  После нескольких занятий, ребенок опираясь на эту «шпаргалку», самостоятельно сможет составить предложение или рассказ по предложенной лексической теме.

10

Нужно ли требовать заучивание? Желательно, конечно, минимализировать процесс механического заучивания.  Но с другой стороны, заучивание полезно для развития памяти,  также выученные наизусть некоторые небольшие лексические конструкции из текста  ученик сможет использовать в аналогичной ситуации.  

    В работе важно помнить, что обучение пересказу обучающихся  с нарушением интеллекта нужно проводить в комплексе, то есть лексическая тема изучается на логопедических занятиях. Далее закрепляется как на уроках гуманитарного, так и  естественнонаучного цикла.

   Для закрепления полученных знаний, нужно либо завести отдельный альбом по пройденной теме с рассказами и рисунками детей, либо использовать имеющуюся «Тетрадь для индивидуальных логопедических занятий».

    В заключении хочу добавить, что работая по  данной методике более 10 лет, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции.

    На мой взгляд, мнемотехника - это самое действенное, универсальное, вспомогательное средство, облегчающий и систематизирующий процесс усвоения детьми навыка составления рассказ

    Многолетняя практика  последних лет показала ощутимые результаты:

✓ у детей появилось желание пересказывать — как на занятии, так и в повседневной жизни;

✓ расширился круг знаний об окружающем мире;

✓ активизировался словарный запас;

✓ дети преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Предлагаю фрагмент урока с использованием данного пособия. https://vk.com/video392743825_456240323

Все вопросы по пособию и его  приобретению можно направить на электронную почту biktimerova76@mail.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие для развития связной речи "Сундук со сказками"

Процесс развития связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Одним из показателей высокого уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста являет...

Пособие по развитию связной речи.

Составление описательных рассказов по схемам....

Дидактическая игра/игровое пособие на развитие связной речи детей дошкольного возраста «Лягушка – путешественница

Методика использования дидактической игры/игрового пособия.Примеры дидактических игр с использование дидактического пособия...

Пособие для развития связной речи старших дошкольников с ОНР «Рассказы цепной структуры»

Аннотация: В данной статье автор выделили одно из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речиу детей с ОНР по методике В.К. Воробьевой. Автор считает, что применение данной...

Конспект ННОД по развитию связной речи с использованием современных технологий и мнемотаблиц в старшей группе «Зимушка-зима».

1. Расширить представления детей о зиме.2. Уточнить и активизировать словарь по темам «Зима».Развивающие:1. Развивать связную речь детей, учить детей рассказывать, опираясь на графические ...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с применением мнемотаблиц

Мнемотехника -в переводе с греческого  -«искусство запоминания».  Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов,помогают детям выстраивать: Логическую послед...

Самообразование на тему: «Развитие связной речи детей с использованием схем и мнемотаблиц»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая проблема воспитания. В настоящее время ...