Дидактическая игра/игровое пособие на развитие связной речи детей дошкольного возраста «Лягушка – путешественница
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Хурамшина Светлана Абдулкарамовна

Методика использования дидактической игры/игрового пособия.

Примеры дидактических игр с использование дидактического пособия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskoe_igrovoe_posobie.doc915 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт методической разработки «Дидактическая игра/игровое пособие на развитие связной речи детей дошкольного возраста «Лягушка – путешественница»

Показатели

Характеристика разработки

Название дидактической игры/игрового пособия

«Лягушка – путешественница»

Основная тема игры/игрового пособия

На пруду.

Возрастная группа (группы) дошкольников, для которых подходит игра/игровое пособие

Данное дидактическое пособие возможно использовать в работе с детьми от 4 лет

Краткое описание дидактической игры/игрового пособия

Данное дидактическое пособие представляет  собой игровое поле (пруд): с одной стороны  изготовленный из голубой ткани с зеленой каймой, с другой стороны – белый стеганый материал; 2 сшитые лягушки; коробочки (зиппакеты) с игровым материалом: «Дикие животные», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Насекомые», «Растения», «Счетный материал (палочки Кюнизиера, счетные палочки, стеклянные камни)»; лента с разноцветными бусанинами и цветные карточки с заданиями.

Содержание предметно-пространственной среды проведения дидактической игры/использования игрового пособия

Для проведения дидактических игр и использованием игрового пособия «Лягушка – путешественница» необходим стол со стульями, на котором размещается это пособие.

Аналоги дидактической игры/игрового пособия (если есть)

У игрового пособия аналогов нет.

Сведения об авторе (ах): ФИО, должность и место работы, квалификационная категория, контактные телефоны.

Хурамшина Светлана Абдулкарамовна, воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ -  детский сад  комбинированного вида № 562

Методика использования дидактической игры/игрового пособия

Особенностью современных детей является то, что они с ранних лет учатся жить в виртуальном мире, который подразумевает под собой недостаточно развитый активный словарь, трудности в формировании связной речи и исключается живое общение. Поэтому развитие коммуникативных навыков и социальные отношения должны быть одной из приоритетных задач для педагога ДОУ. Все эти социальные отношения формируются в игре, и чем разнообразнее будет игровой материал, тем эффективней будет взаимодействие, и лучше будут развиты коммуникативные навыки детей. Именно поэтому было создано дидактическое игровое  пособие «Лягушка - путешественница». Изначально оно было создано как дидактическая игра для проекта по экологическому воспитанию, а в последующем оно было усовершенствовано.

Цель - создание дидактического развивающего игрового оборудования «Лягушка - путешественница», способствующего развитию связной речи детей дошкольного возраста.

      Задачи, которые педагоги решают в ходе использования данного игрового пособия:

  • развивать связную речь, высшие психические процессы, такие как мышление, внимание, речь; развивать основные каналы восприятия информации (кинестетический и визуальный), мелкую моторику, пространственные представления; формировать целостную картину мира, расширять кругозор; формировать элементарные математические представления;
  • воспитывать доброжелательные отношения в игре между детьми;
  • создавать условия для дальнейшего развития самостоятельной детской деятельности.

Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, но может быть и интересно детям младшего возраста. Данное дидактическое пособие безопасно. А также привлекает своей яркостью и необычностью.

Игровое пособие «Лягушка-путешественница» представляет собой игровое поле, сделанное из материала с одной стороны это голубое поле с зеленой каемкой, а с другой – это белый стеганый материал, и коробочек с разными названиями в зависимости от темы игры.

При первом знакомстве с дидактическим пособием педагог предлагает самим детям рассказать, что это за игра и  для чего она нужна. Дальше педагог организовывает одну из игр, описанных в данной методической разработке. В последующем дети сами организовывают игры или придумывают свои, используя имеющийся материал.

Примеры дидактических игр с использование дидактического пособия:

Дидактическая игра «Животные на водопое»

Цель: закрепить знания о растениях, животных и насекомых; развивать связную речь.

Ход. Животные пришли к водопою и решили попить воды. Какие животные пришли?

Игра «Скажи какой» (Приложение № 1)

Игра «Назови ласково», или «Один - много» (Приложение № 1)

Игра «Кто назовет больше действий» (Приложение № 1)

Театрализация «Животные»

Ход: Представьте себе, что Вы артисты и вам предстоит разыграть разные роли (тех животных, которые пришли на водопой). Для того, чтобы изобразить какое – либо животное, нужно знать его внешний вид, характер и повадки. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать от имени животного.

Пример. Ты кто? (Я – лиса), Какая? (рыжая, пушистая, хитрая, умная, быстрая) и т.д.

И все то, что дети сказали, они должны изобразить.

Дидактическая игра «На пруду»

Цель: развитие психических процессов, связной речи.

Ход: Участники игры выбирают для себя фишки и  устанавливают их на старте (на кувшинке) и разыгрывают с помощью игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются по дорожке из разноцветных пуговиц на столько пуговиц, сколько очков выпало на кубике. Если игрок останавливается на синей пуговице – он должен пропустить ход. При остановке на пуговицах другого цвета необходимо выполнить задание из карточки такого же цвета. Выигрывает тот участник, который первым доберется до финиша.

Также возможен второй вариант игры.

Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация (дифференциация звуков),выделение заданного звука в произношении слов по картинкам; проговаривание слов, начинающихся со звука.

 В игру можно играть как индивидуально (от двух и более игроков), так и небольшими командами (все игроки делятся на команды).

Ход: Участники игры выбирают для себя фишки и  устанавливают их на старте (на кувшинке) и разыгрывают с помощью игрального кубика очередность ходов. После чего по очереди бросают кубик и передвигаются по дорожке из разноцветных пуговиц на столько пуговиц, сколько очков выпало на кубике. Заранее на некоторые пуговицы раскладываются картинки с разными предметами того цвета, которого пуговица. Если игрок останавливается на пуговице с картинкой – он должен назвать, что нарисовано и на какой звук начинается это слово. Если игрок не может назвать, то он должен пропустить ход. Выигрывает тот участник, который первым доберется до финиша.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель: развитие представлений о временах года; расширение словаря, насыщение его прилагательными и существительными по теме «Времена года».

Ход. Детям предлагается из имеющихся материалов выбрать те, которые бы обозначили основные признаки того или иного времени года. Педагог начинает так: «На пруду наступает зима… Как изменится пруд? Что произойдет с лягушкой и всеми его обитателями?»

После того, как дети все расставили, они должны описать, какие изменения произошли.

Дидактическая игра «Лягушка-путешественница»

Цель: закрепить счет в пределах 10, согласование числительного и существительного, развитие мелкой моторики и конструктивных способностей.

Ход. Жила-была лягушка. Вот уже несколько дней никто не приходил к ней на пруд, и ей стало скучно. Она решила посчитать, сколько прыжков от одной кувшинки до другой, но мост она стоить не умеет. Давайте ей поможем.

Игра «Веселый счет» (Приложение 1)

Дидактическая игра «Придумай сказку»

Цель: диагностика развития связной речи, мыслительных процессов.

Ход. Перед детьми разложить пособие и вспомнить сказку «Лягушка – путешественница». Затем предложить детям придумать другой конец у этой сказки. После того, как у всех деток получилось придумать свой конец, усложнить задание: дети должны придумать свою сказку с этими героями.

Возможные направления использования дидактического игрового пособия во взаимодействии с родителями

Данное пособие может быть использовано в качестве стенда для родителей для показа продуктов детской деятельности.

Способы, которыми обеспечивается индивидуализация образовательного процесса и позитивная социализация детей с ОВЗ, одаренных

         Целенаправленная позитивная социализация детей с ОВЗ, одаренных детей достигается следующими путями:

  • игра в команде с использованием данного пособия формирует у детей терпимость по отношению друг к другу; воспитывает положительное отношение к социальным контактам и окружающим людям; формирует у детей освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций;
  • игры, в которых каждый за себя, позволяют формировать у детей чувства уверенности в себе и своих силах.

Индивидуализация же образовательного процесса с использованием данного дидактического пособия достигается за счет того, что в детях поддерживается любознательность и творческий подход. Детям предлагается также сочинение сказок с тем игровым материалом, который входит в это пособие. Также оно позволяет детям придумывать свои игры или комбинировать  уже существующие, усложняя их, меняя правила и сюжеты.

Способы, которыми обеспечивается поддержка детской инициативы

Для дальнейшей социализации ребёнка очень важна ситуация выбора, так как  взрослому человеку часто приходится сталкиваться с необходимостью выбора. Задача педагога в данном случае — с одной стороны, помочь сделать выбор, направить и увлечь той деятельностью, той игрой, которая в данный момент наиболее полно может удовлетворить образовательные и личностные потребности ребенка, помочь ему овладеть определенными способами деятельности, с другой — педагог может решить собственно педагогические задачи. При первом знакомстве с игровым пособием «Лягушка – путешественница» педагог предлагает детям самим рассказать, что это за вещь, для чего она нужна и что мы можем с ней сделать. Необходимо создать условия, чтобы дети догадывались самостоятельно, получая при этом от этого открытия удовольствие.

Приоритетной сферой, в которой чаще всего проявляется детская инициатива в старшем дошкольном возрасте, является внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками. Обязательными условиями для поддержки детской инициативы является создание положительного микроклимата в группе, условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; помощь детям в решении проблем организации игры – все эти условия и соблюдены при изготовлении игрового пособия «Лягушка – путешественница».

Приемы педагогического наблюдения и логопедической диагностики речевого развития детей в условиях использования игрового пособия

Одним из информативных средств в диагностике ребенка является педагогическое наблюдение в процессе игровой деятельности детей. Данное пособие в игре «На пруду» позволяет определить нарушения звукопроизношения, в играх «Придумай сказку», «Животные на водопое» и т.д. можно определить уровень развития связной речи у детей (развитие навыков диалога, составление описательных рассказов), словарный запас (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики), умение согласовывать слова и использовать различные части речи. Также педагог в процессе игры может оценить уровень овладения детьми той или иной лексической темой.

Приложение 1

Варианты игр с использованием игрового пособия «Лягушка путешественница»

Игра «Скажи какой»

Цель: учить выделять и называть признаки предметов.

Ход игры: Дети берут животных, которые пришли на водопой, и называют их признаки (сначала внешние признаки, а затем и качества животного).

Игра «Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

Ход игры: Дети по-очереди берут тех же животных и говорят, что они умеют делать. Кто назовет больше, тот и выиграл.

Игра «Веселый счет» 

Цель: закрепить счет в пределах 10, согласование числительного и существительного, развитие мелкой моторики и конструктивных способностей.

 Ход игры: детям предлагается построить мост через пруд, считая палочки, из которых строят мост,  или посчитать кувшинки, которые расцвели на пруду и т.д.

Игра «Назови ласково» 

Цель: создание условий для развития связной речи, словообразования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход игры: педагог предлагает назвать ласково всех животных. Если необходимо на столе разложены дополнительные карточки.

Игра «Один – много» 

Цель: создание условий для развития связной речи (словоизменение) и умения составлять простые предложения.

Ход игры: педагог предлагает детям назвать предмет и произнести, как будет, если этих предметов будет много.

Приложение 2

Фотографии дидактического игрового пособия

Самостоятельная детская деятельность с использованием дидактического пособия, игра «На пруду» (вариант первый)

Карточки с заданиями к игре «На пруду»

Детская деятельность совместно с воспитателем. Дидактическая игра «Лягушка – путешественница». Выкладывание мостика из палочек

Самостоятельная детская деятельность. Дидактическая игра «Времена года»

Зиппакеты с игрушками

Дидактическая игра «Животные на водопое»

        

Приложение 3

Технология изготовления игрового пособия

Размеры пруда: 60 х 90 см.

«Пруд» имеет 2 стороны:

1 сторона – голубая плащевка, край – 8 см изготовлен из ткани зеленого цвета (ткань плащевка), сизаль зеленый (декоративное сено), искусственные цветы (кувшинки), атласная лента, пуговицы.

2 сторона – стеганое полотно белого цвета (креп-сатин и синтепон).

             Игрушки: 2 сшитые лягушки.

             Зиппакеты с игровым материалом: «Дикие животные», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Насекомые», «Растения», «Счетный материал (палочки Кюнизиера, счетные палочки, стеклянные камни)»; цветные карточки с заданиями; картинки «Времена года».

            Этапы изготовления:

  1. Раскроить материал. К ткани голубого цвета пришивает зеленую ткань. Сшиваем стеганое полотно и голубое полотно. На зеленую каемку раскладываем сизаль, в некоторых местах приклеиваем его или пришиваем.
  2. На атласную ленту пришиваются пуговицы в порядке расположения цветов в радуге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста в ДОУ посредствам дидактической игры»

Поможет детям в развитии творческих способностей, развитии речи....

«Роль дидактической игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Доклад на тему:«Роль дидактической  игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста»...

Доклад на тему : "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Доклад на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

Дидактическое пособие для формирования связной речи детей дошкольного возраста " Сказочные коробочки"

Материал предназначен для воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, родителей....

Игровое методическое пособие по развитию связной речи детей дошкольного возраста «История вишни»

Предлагаю вашему вниманию методическое игровое пособие для воспитателей по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.В увлекательной форме данное пособие поможет ребе...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и пособий

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшимусловием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшегоправильного развития её. Речь, во всем её многообразии, является не...