Адаптированная программа сопровождения ребёнка ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Бойчук Олеся Владимировна

Программа предусматривает совместную деятельность воспитателя со специалистами: Педегог психолог ,учитель логопед, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель. Целью программы является создания условий для развития и обучения ребенка ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programa_sopr_reb_ovz_.docx87.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Медвежонок»

Принято на ППк ДОУ

Протокол №___

от «___»__________2020г.

Согласовано с родителями

______________________

______________________

УТВЕРЖДЕНО

Заведующим МБДОУ

Д/С  «Медвежонок»

__________________Е.В. Хоймова

Индивидуальная адаптированная образовательная программа

для ребенка с ТНР

Фамилия, имя ребёнка: XXXXXXXX

Дата рождения: 11.03.2015

Возрастная группа: Группа комбинированной направленности

Учебный год: 2020 – 2021 учебный год

Срок реализации: с 01.09.2020     по   31.05.2021г.

Заключение и рекомендации территориальной ПМПК (комиссии): Рекомендовано обучение по адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелым нарушением речи.

Специалисты по сопровождению:        Педагог – психолог: Сарымсакова Л.К.__________

      Учитель – логопед:                              ____________.

      Учитель-дефектолог: Геранина Н.П.___________

Воспитатели:    Бойчук О.В.          _____________

СОДЕРЖАНИЕ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Оглавление

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        3

1.1. Пояснительная записка        3

1.2. Цель, задачи реализации Программы        4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы        4

1.4. Специфические образовательные потребности ребенка с ОВЗ:        5

1.5. Планируемые результаты освоения ребенком с задержка психического развития индивидуальной адаптированной образовательной программы развития.        5

1.6. Характеристика особенностей развития ребенка        5

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        8

2.1. Задачи индивидуального развития ребенка-инвалида        8

2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы на 2019-2020 учебный год        8

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        14

3.1. Мероприятия реализации рекомендаций ПМПК        14

3.2. Мониторинг развития ребенка        15

3.3 Задачи сопровождения детей родителями в условиях семьи        16

Список литературы        17

Приложение 1        19

Приложение 2        24

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Индивидуальная адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ с тяжелым нарушением речи МБДОУ Д/С «Медвежонок» (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466, пунктом 7 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661; на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с задержкой психического развития»/ Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной, Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др., является программным документом, помогающим педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

1.2. Цель, задачи реализации Программы

Цель: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.

  • связи с этим коррекционная работа с особыми образовательными потребностями направлена на решение задач:

Задачи:

  1. Определить особые образовательные потребности ребёнка с ОВЗ.

  1. Создать условия, способствующие освоению детьми с ОВЗ основной общеобразовательной программы дошкольного образования и интеграции их в социум.

  1. Осуществлять индивидуально ориентированную психолого - медико - педагогическую помощь обучающемуся с особыми образовательными потребностями с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей развития, в соответствии с рекомендациями ПМПК.

  1. Оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) обучающегося ребёнка с особыми образовательными потребностями по социальным, правовым и другим вопросам.

  1. Сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

  1. Принцип психолого - педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья с целью определения структуры нарушения, выявления его индивидуально-психологических качеств.

  1. Принцип учета возрастных границ.
  2. Принцип реализации межпредметных связей при проектировании индивидуальной образовательной программы.
  3. Принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы
  4. Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц
  5. Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
  6. Принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы.
  7. Принцип системного подхода к проектированию индивидуальных образовательных программ.
  8. Принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы.

  1. Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы на социализацию ребенка.

11. Принцип единства диагностики и коррекции.

1.4. Специфические образовательные потребности ребенка с ОВЗ:

  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

  • развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
  • стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру;

  • систематическая актуализация сформированных знаний и умений.

1.5. Планируемые результаты освоения ребенком с задержкой психического развития индивидуальной адаптированной образовательной программы развития.

                Результаты освоения ребенком с задержкой психического развития, которые созданы на основе ФГОС, оцениваются как итоговые на момент завершения дошкольного образования и предполагают достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Личностные результаты:

  1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  3. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  4. владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  1. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  2. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  1. формирование готовности к переходу на следующую ступень обучения.

Предметные результаты включают освоенные ребенком знания и умения, специфичные для каждой области, готовность их применения.

1.6. Характеристика особенностей развития ребенка

Общие сведения:

- фамилия, имя, отчество ребенка: XXXXXXXXXXXXXXXXX

- адрес регистрации по месту жительства (населенный пункт, улица, дом, квартира): ______________________________

- сведения о родителях (законных представителях): XXXXXXXXXXXXX

- с кем проживает ребенок: с родителями

        Детализированная информация об условиях и результатах обучения ребенка в образовательной организации: - программа обучения основная образовательная /адаптированная для детей с тяжелым нарушением речи- форма обучения  обучение в ДОУ

        Уровень общего развития:

        Основные представления о себе, о своей семье: Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.

        Моторное развитие: (равновесие, координация, владение ножницами, карандашом и др.): У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.

        Сформированность сенсорных эталонов - Сенсорные процессы сформированы частично: наблюдаются искажения в передаче формы целостного образа и его частей. С помощью педагога пересчитывает игрушки в пределах 5, Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

        Ориентированность во времени и пространстве - Ориентация в пространственных и временных представлениях затруднена.         Сформированность предметных представлений: предметы быта, растительный мир,животный мир, транспорт, профессии и др - ограничиваются знанием членов семьи, своего имени (отзывается на имя), элементарных предметов ближайшего окружения. Частично знает (выделяет) предметы по лексическим темам. Познавательные интересы и любознательность на низком уровне.

        Счётная деятельность: математические представления не сформированы. С трудом считает до 5, и только с помощью педагога. Не соотносит количество предметов с числом.

        Путает основные цвета и оттенки. Геометрические фигуры называет, но не соотносит форму предмета с геометрической фигурой. Не использует слова, характеризующие величину (широкий, высокий и др.).

        Особенности обучаемости: Учебная мотивация не сформирована: работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив, во время занятий на слова педагога не реагирует; играет с учебными принадлежностями. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.

Любознательность, активность, познавательная мотивация: отсутствует.

        Особенности ведущей деятельности: игровая

                Испытывает затруднения в работе с ножницами. При работе с клеем мажет деталь, не соблюдая границ. На занятиях по лепке не может слепить предметы заданной формы. Беспорядочно отщипывает маленькие кусочки пластилина и смешивает их между собой, либо намазывает на клеёнку.

        Взаимоотношение обучающегося с коллективом сверстников: У мальчика отмечается игра в одиночку, отсутствие интереса к другим детям. Игра монотонная, бросание и верчение предметов. В группе сверстников бывает агрессивен, не идет с ними на контакт, с трудом контролирует свое поведение на прогулках, в спальне. Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны педагога.

        Отношение самого ребенка и его семьи к имеющимся проблемам и трудностям – родители понимают проблемы развития ребенка. Активно сотрудничают с педагогами.

        В контакте с педагогом проявляет активность, помощь принимает. Способы деятельности: пробующие, примеривающие и хаотичные. Результат деятельности достигается только при совместных с взрослым действиях. Ребёнку требуется стимуляция со стороны взрослого, которая побуждает его к активности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления.

Данные направления отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с задержкой психического развития, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Форма организации обучения – индивидуальная и подгрупповая. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 25-30 минут, подгрупповые занятия 25 минут.

2.1. Задачи индивидуального развития ребенка

  • Обучать навыкам общепринятых норм и правил поведения в быту и общественных местах;
  • Совершенствовать мелкую и крупную моторику, двигательные умения и навыки ребенка, формировать правильную осанку.
  • Формировать представления ребенка о сенсорных эталонах;
  • Учить владеть речью, как средством общения. Развивать пассивный и активный словарь ребенка, связную речь, формировать звуковую культуру речи, фонетико-фонематический слух;
  • Формировать представление ребенка о своей семье.
  • Формировать элементарные математические представления: учить определять форму предметов, называть их.
  • Накапливать опыт ориентировки в пространстве.
  • Развивать высшие психические функции.

2.2. Содержание коррекционно – развивающей работы на 2020-2021 учебный год

        В осуществлении индивидуальной адаптированной образовательной программы развития ребенка активную работу проводят воспитатель, педагог – психолог, учитель – логопед, руководитель по физической культуре, музыкальный руководитель. Каждый из специалистов, осуществляет свою работу в рамках образовательного процесса.

Педагогическое сопровождение воспитателей

        Цель: создание благоприятных условий направленных на раскрытие потенциальных возможностей развития ребёнка, выравнивание уровня актуального развития  до нормативов.

Задачи:

-        формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенических навыков.

-        формировать у ребёнка положительное отношение к художественному творчеству.

-        развивать навыки общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх;

-        формировать представления об окружающем мире;

-        развивать моторику и зрительно-двигательную координацию.

-          развивать ВПФ(высшие психические функции)

Образовательная область

Направление коррекционно-развивающей работы

Форма организации работы.

Социально-

коммуникативное развитие

- направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных  действий;  развитие  социального  и  эмоционального интеллекта, формирование эмоциональной готовности к совместной деятельности, отзывчивости, сопереживание, формирование  уважительного  отношения  и  чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;  формирование  позитивных  установок  к  различным видам   труда   и   творчества;   формирование   основ   безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Рассматривание сюжетных картинок

Наблюдение за действиями и отношениями сверстников и взрослых в д/с

Нахождение и общего и отличного во внешнем виде людей

Игры-имитации, хороводные, театрализованные,

Выделение действий и поступков (забота о ком-то)

Беседы о семье

Объединение картинок по общему настроению героев

Игры-имитации на отражение эмоций

Пример взрослого

Собирание общих «сокровищниц» (картинок, камешков, ракушек)

Познавательное развитие

- предполагает развитие интересов ребенка, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения  и творческой  активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах  и  отношениях объектов окружающего мира (форме,  цвете,  размере,  материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части   и   целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Д/игры, развивающие, подвижные

Игры - экспериментирования

Игры с использованием

д/ материалов

Наблюдение

Интегрированная деятельность

(включение ребенком полученного сенсорного опыта в его

практическую деятельность: предметную, игровую) Подбор

и складывание разрезных картинок.

Речевое развитие

-включает  владение  речью  как  средством  общения  и  культуры;

обогащение  активного  словаря;  развитие  связной, грамматически правильной   диалогической   и   монологической   речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,  фонематического  слуха;  знакомство  с  книжной  культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Рассматривание картинок и беседа по ним

Сюжетные игры, распределение ролей

Игры-драматизации «Колобок», «Теремок», «Репка»

Составление рассказа на тему, предложенную ребенком

Изобразительная деятельность

Беседы о личных проблемах, близких людях, мультгероях и пр.

Игры   на   развитие   речевого   дыхания,   на   развитие

фонематического слуха

Упражнения   на   укрепление   мышц   артикуляционного аппарата

Игры с пальчиками на основе фольклорных произведений

Образовательные ситуации

Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.

Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм.

Художественно

–эстетическое развитие

-   предполагает   развитие   предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие

 музыки, художественной литературы, сопереживания персонажам художественных представлений; реализацию самостоятельной творческой деятельности   детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Рассматривание иллюстраций

 Изобразительная деятельность

Игры со строительным материалом

Рассматривание предметов быта

Рассматривание книг

Наблюдение

Чтение Инсценирование произведений

Беседа после чтения Рассматривание иллюстраций

Игры-драматизации

Участие в постановке мини-спектаклей

Вечера литературных развлечений

Предполагаемый результат

  • Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности. Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
  • Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь. Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
  • Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
  • Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями.
  • Значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
  • Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
  • Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
  • Знает свое имя.
  • Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида.
  • Освоил некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), может увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Ребенок испытывает удовлетворение от одобрения правильных действий взрослыми. Внимательно вслушивается в речь и указания взрослого, принимает образец. Следуя вопросам взрослого, рассматривает предметы, игрушки, иллюстрации, слушает комментарии и пояснения взрослого.

Психологическое сопровождение  совместно со специалистами

Направление работы

Формы, методы

Срок

Индивидуальная коррекционо – развивающая

деятельность по познавательному и эмоционально- волевому развитию.

- пескотерапия; - арттерапия;

- релаксация - игротерапия

Сентябрь-Май

Психологическое обследование

Диагностика развития

(Е.А.Стребелева)

3-4 неделя

Сентябрь, Январь, Май.

Сопровождение в рамках ПМПк

Консультирование, диагностика.

По графику ПМПк.

Консультирование  родителей

Консультации по развитию, воспитанию с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

По запросу родителей

Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)

Направление работы

Формы, методы

Срок

Консультирование родителей по

вопросам развития речи

Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Пропедевтика речевых нарушений.

По запросу родителей

Сопровождение в рамках ПМПк

Консультирование, диагностика.

По графику ПМПк.

Диагностика уровня развития речи

Диагностика уровня речевого развития (Е.А.Стребелева).

Сентябрь, январь, май.

 

Сопровождение инструктора по физической культуре

Направление работы

Задачи

Формы, методы

Срок

Физкультурно –

оздоровительные занятия

- создание и реализация условий физического развития

и  здоровья  ребенка  в  разных  формах организации двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, праздники, спортивные соревнования, подвижные игры и т.п.).

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и его эмоционального благополучия;

- развитие двигательных умений и навыков, общей и мелкой моторики;

- развитие физических качеств.

- основные движения

- подвижные игры

- малоподвижные игры

- развлечения

- имитационные и игровые

упражнения

- дыхательная гимнастика

-самомассаж

Сентябрь-Май

Консультирование

родителей по вопросам физического развития

- оказание помощи семье ребенка  в укрепление

физического  развития и здоровья.

Консультации по запросу родителей,

по физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей

По запросу родителей

Сопровождение музыкального руководителя.

Направления работы

Формы и приёмы организации образовательного процесса

Срок

Развитие  речи  средствами  музыкального восприятия, пения, игр

Совместно-организованная  деятельность:  основные  движения;

танцевальные  движения,  пальчиковая  гимнастика; восприятие  музыки,

распевание,  пение;  ритмика,  музыкальные  подвижные  игры;  аудиальное развитие, праздники, развлечения.

Различная  деятельность  в  режимных  моментах:  утренняя  гимнастика под  музыкальное  сопровождение,  игровые  упражнения,  гимнастика  под музыку после сна, использование музыки для релаксации после занятий.

Совместная  деятельность  детей:  игры  под  пение,  исполнение  песен  под фонограммы,  музыкотрапия; пропевание потешек, попевок; исполнение танцевальных  импровизаций  под  музыку;  праздники  и  развлечения.  Игры под пение на развитие слуха.

Самостоятельная  деятельность  детей:  игра  на  детских  музыкальных инструментах  в  музыкальных  игровых  уголках;  пластическое  и ритмическое фантазирование под музыку.

Взаимодействие  с  родителями:  Консультации  по  темам:  "Музыкальное воспитание  в  семье",  "Музыкотерапия  дома",  "Поём  вместе", "Музыкальные инструменты своими руками».

Сентябрь -  май

Формирование  и  управление  эмоциональной сферой  ребёнка  в  процессе  игр,  развлечений  и праздников

Развитие морально-волевых  качеств ребёнка через  музыкальные  игры,  развлечения, праздники.

Укрепление  здоровья  через  музыкально-ритмические движения.

Формирование пространственных и временных представлений  в  процессе  музыкально-ритмических  движений,  музыкальных  игр  и танцев.

Формирование  различных  видов познавательной  деятельности  в  процессе музыкальных игр и танцев

Формирование  движений артикуляционного аппарата в процессе пения.

Формирование  правильного дыхания  в процессе пения песен и попевок.

Развитие  тембрового, интонационного, динамического, ритмического слуха через аудиальное развитие.

Закрепление лексико-грамматических средств языка  средствами  специально  подобранных  игр, песен, попевок.

Закрепление  и  автоматизация  поставленных звуков  в  процессе  пения  песен,  попевок, специальных аудиальных упражнений.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Мероприятия реализации рекомендаций ПМПК

                Расписание занятий составлено так, чтобы ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью.

                Форма организации обучения – в процессе педагогической деятельности. Частота проведения занятий и игровой деятельности  определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребёнка.

Направления работы

Наименование мероприятия

Периодичность

выполнения

Условия по организации

обучения

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для воспитанника с задержкой психического развития

в течение учебного года

Психолого - педагогическое сопровождение учебного процесса

в течение учебного года

Специальные

педагогические условия

для получения образования

Анализ реализации программы

май, январь

Анализ посещаемости

май, февраль, сентябрь

Психологическая помощь

Психолого-педагогическое обследование ребенка специалистами ДОУ.

три раза в год

(сентябрь, январь, май)

Консультации для родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи ребенку

1  раз  в  квартал,  по  мере необходимости

Индивидуальные коррекционно- развивающие занятия с педагогом – психологом

в течение года

Определение психологической комфортности ребенка в группе, ДОУ и семье

два раза в год

(май, сентябрь)

Педагогическая помощь

Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направленные на:

- формирование навыков самообслуживания и культурно гигиенических навыков;- формирование положительного отношения к художественному творчеству;

- развитие навыков общения со сверстниками, совместного выполнения действий в играх;

- формирование представлений об окружающем мире;

- развитие мелкой моторики руки закрепляют приобретенные ребенком знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь ребенка

ежедневно

Работа с родителями

Родители выполняют рекомендации членов ППк (педагога-психолога и учителя-логопеда) по реализации данной программы с целью закрепления с ребенком

упражнений и заданий в домашних условиях.

в течение года

3.2. Мониторинг развития ребенка

Специалисты

Уровень развития на начало учебного года (сентябрь)

Уровень развития на середину года

(январь)

Уровень развития на конец учебного

года (май)

Динамика

1.

Учитель-логопед

2.

Педагог-психолог

3.

Музыкальный руководитель

4.

Инструктор по физическому

воспитанию

5.

Воспитатель

3.3 Задачи сопровождения детей родителями в условиях семьи

Направления

коррекционно-

развивающей

работы

Физическое развитие

Речевое

развитие

Познавательное

развитие

Навыки

деятельности

Личностная

сфера

Родители

Укрепление здоровья и

общефизическое

развитие,   соблюдение

режима дня;

Посещение

спортивных секций

Выполнение

рекомендаций

учителя- логопеда.

Домашнее чтение

художественной

литературы;

Речевой этикет.

Развивающие

Развивающие игры

рекомендации педагогов и в соответствии с возрастом ребёнка

развитие внимания, памяти, учить собирать пирамидку, матрешку, разрезные картинки.

Выполнять пальчиковую гимнастику.

Различать цвета, размер, форму.

Развивать навыки

рисования, аппликации,

лепки, конструирования

Развивать мелкую

моторику

Развивать уровень

произвольности

и самоконтроля;

усидчивость.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Ветлугина М.А. Музыкальные занятия в детском саду.
  3. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.
  4. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. /Соста вители Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000 г.
  5. Додокина Н.В., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду: совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011г.
  7. Забрамная С. Д.,  Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. / С. Д. Забрамная, О. В. Боровик. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г.
  8. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  9.  Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2010.
  10. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2010.
  11. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2–7 лет. – М.: Мозайка-Синтез, 2006.
  13. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик – Семицветик» [текст]/ Н. Ю. Куражева, Н.В. Вараева - Спб.: Речь, 2005. – 96 с.
  14. Кыласова Л.Е. «Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы». – Волгоград: Учитель, 2009
  15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  16. Мишина Г.А., Разенкова Ю.А., Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие //Приложение: «Наглядный материал для обследования детей» (под редакцией Стребелевой Е.А.). - М: «Просвещение», 2007 г.
  17. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» СПб, 2005
  18. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014
  19. Пименова Т.И. «Выговаривать хочу… Исправление  недостатков звукопроизношения у детей»: Дидактический материал. – СПб.: КАРО, 2009
  20. Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под редакцией Стребелевой Е.А. – М.: Полиграф – Сервис, 1998 г.
  21. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». Москва, Альфа, 1993
  22. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у дошкольников: Практическое пособие». Москва, Айрис – пресс, 2004.
  23. Шарохина В. Л. «Коррекционно-развивающие занятия» [текст]/,В. Л. Шарохина. – М.: Прометей; Книголюб, 2013 г. – 72 с.
  24. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми (4-5, 5-6 лет) / Под ред. О.Ф. Горбуновой. – М.: Мозайка-Синтез, 2010.

Содержание коррекционно-развивающей работы на 2021 – 2022 год

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА

Тема

Цель

Материал

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ

«Постучим, погремим!»

Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

«Тук-тук!»

Развивать слуховое внимание.

Кукла и другие игрушки.

«Узнай по звуку»

Развивать слуховое внимание; восприятие на слух звуков, которые издают различные звучащие игрушки.

Звучащие игрушки (погремушки,свистульки, пищалки, колокольчики, трещотки и др.), ширма.

«Веселый петрушка»

Развивать слуховое внимание; учить умению

быстро реагировать на звук.

Петрушка; музыкальные   инструменты (барабан,  бубен,  металлофон,  пианино, дудочка, гармошка), ширма.

«Мишка и зайчик»

Развивать слуховое внимание, восприятие и

дифференциацию на слух различного темпа

звучания музыкальных инструментов.

Барабан или бубен.

«Кто там?»

Развивать речевой слух.

Игрушки:    кошка,    собака,    птичка, лошадка,   корова,   лягушка,   мышка, курочка и другие животные; картинки с

их изображениями.

«Кто позвал?»

Развивать речевой слух; учить различать на слух голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.

Пригласите ребенка в центр комнаты и попросите его повернуться к остальным участникам игры  спиной

(можно попросить его закрыть глаза).

«Найди картинку!»

Развивать речевой слух.

Парные картинки из лото с изображением различных игрушек и предметов

РАЗВИТИЕ ОСЯЗАНИЯ

«Круглое и квадратное»

Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики.

«Угадай, что в ящике»

Развивать осязание; учить ощупывать предметы.

Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.

«Переливание воды»

Развивать осязание; знакомить со свойствами

жидкости.

Лейка,   воронка,   емкости   разного объема (банки, чашки, бутылки и др.), вода, большой таз, тряпки.

«Прячем руки»

Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.

Крупы и бобовые (гречка, рис, горох и др.), миска, совок, маленькая игрушка.

«Помяли, пощипали!»

Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами.

Тесто, пластилин, глина.

«Горячо - холодно»

Развивать осязание.

Вода разной температуры, ведерки или миски.

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Тема

Задачи

Содержание

«Весёлые

вагончики»

- Развивать умение различать предметы по цветам;

- развивать память, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Упражнение «Здравствуй, песок»

Упражнение «Вагончики»

Упражнение «Кубики»

Релаксация

«Цветочная

полянка»

- Формировать умение различать предметы по цвету;

- развивать память, мышление, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

Упражнение «Здравствуй, песок»

Упражнение «Цветные крышечки»

Упражнение «Фрукты»

Релаксация

«Весёлое

путешествие»

- Формировать умение различать предметы по цвету;

- развивать память, мышление, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Упражнение «Здравствуй, песок»

2. Упражнение «Бусинки»

3. Упражнение «Разноцветные дорожки»

4. Релаксация

«Весёлое

путешествие»

- Совершенствовать умение различать предметы по цвету;

- развивать память, мышление, восприятие цвета;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Упражнение «Здравствуй, песок»

2. Упражнение «Бусинки»

3. Упражнение «Разноцветные дорожки»

4. Упражнение «Художники»

5.Релаксация

 «Волшебные

грибочки»

- Формировать представление о понятиях «большой», «маленький»;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Упражнение «Песочный дождик»

2. Упражнение «Грибочки»

3. Упражнение «Художники»

4. Релаксация

«Зонтики»

- Формировать представление о понятиях «большой», «маленький»;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Упражнение «Песочный дождик»

2. Упражнение «Зонтики»

3. Релаксация

«Мячики»

- Формировать представление о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1.Упражнение «Секретики»

2.Упражнение «Мячики»

3.Стихотворение С.Маршака «Мяч»

4.Релаксация

«Мячики»

- Формировать представление о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету,

по форме, по размеру;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Упражнение «Секретики»

2. Упражнение «Мячики»

3. Стихотворение Т.Прокушевой «Мячик»

4. Упражнение «Части и целое»

5. Релаксация

«Ковёр - самолёт»

- Формировать представление о понятии «квадрат»;

- уточнить представления о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1.Упражнение «Ковёр-самолёт»

2.Упражнение «Строители»

3.Упражнение «Художники»

4.Релаксация

«Ковёр - самолёт»

- Формировать представление о понятии «квадрат»;

- уточнить представления о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1.Упражнение «Ковёр-самолёт»

2.Упражнение «Строители»

3.Упражнение «Мешочек»

4.Упражнение «Секретики»

5.Релаксация

«Лошадки»

- Формировать представление о понятии «треугольник»;

- уточнить представления о понятии «круг», «квадрат»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Упражнение «Песочный ветер»

2. Упражнение с фигурами

3.Упражнение «Заплатки»

4. Релаксация

«Лошадки»

- Формировать представление о понятии;

- уточнить представления о понятии «круг», «квадрат», «треугольник»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха ивыдоха;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1.Упражнение «Песочный ветер»

2.Раскрашивание

3.Релаксация

«Шарики»

- Уточнить представление о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету,

по форме, по размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1.Упражнение «Секретики»

2.Упражнение с мячом

3.Релаксация

«Строители»

- Уточнить представление о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету,

по форме, по размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Упражнение «Строители»

2. Упражнение с разрезными картинками

3. Релаксация

План коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.

№ п\п

Основные направления работы

Содержание

1.

Строение и функции артикуляционного аппарата

1. Работа по устранению тонуса язычной мускулатуры.

2. Выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов.

3. Работа по растягиванию подъязычной связки.

4. Работа по устранению тонуса лицевой мускулатуры, моторной напряженности.

5. Выработка координации движений.

2.

Развитие просодической стороны речи

1. Совершенствование и развитие речевого дыхания.

2. Совершенствование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3. Совершенствование навыка голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжение работы над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в игровой и свободной речевой деятельности.

5. Работа над интонацией и паузацией.

3.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Активизация и совершенствование работы органов речевого аппарата.

2. Работа над паузацией.

3. Работа над постановкой звуков: [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц], [Ч], [Щ], [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ].

4. Работа по автоматизации правильного произношения дефектных звуков: [С], [СЬ], [З], [ЗЬ], [Ц], [Ч], [Щ], [Л], [ЛЬ], [Р], [РЬ].

5. Дифференциация поставленных звуков.

6. Введение в речь поставленных и автоматизированных звуков.

4.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

1. Развитие умения подбирать слова на заданный звук, а также показывать картинки.

2. Развитие умения дифференцировать согласные звуки по твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, по акустическим признакам и месту образования.

3. Развитие умения выделять звук на фоне слова, выполнять звуковой анализ и синтез слов из четырёх звуков.

4. Развитие умения дифференцировать оппозиционные звуки в звуковом ряду.

5. Развитие навыка составления слов из 3 последовательно названных звуков.

6. Развитие умения определять местоположение звука в слове.

7. Развитие умения определять наличие-отсутствие звука в слове.

5.

Совершенствование грамматического строя

1. Развитие умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Развитие умения образовывать и использовать ед.ч. во мн.ч. имен существительных.

3. Развитие умения согласовывать имя числительное с именем существительным.

4. Развитие умения изменять слово в Р.п. мн.числа.

5. Совершенствование умения образовывать прилагательное от существительного.

6. Совершенствование умения образовывать слова префиксальным способом.

7. Формирование правильного употребления падежных окончаний у различных частей речи.

8. Развитие умения изменять слова по падежам (с помощью вопросов).

9. Формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.

6.

Работа над слоговой структурой слова

1. Совершенствование умения выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трёх, четырёх слогов.

2. Совершенствование умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

3. Развитие умения работать по слоговой схеме слова.

4. Работа по ритмизации.

7.

Развитие словаря

1. Расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний о окружающем в рамках изучаемых лексических тем согласно плану ОУ.

2. Обогащение экспрессивной речи сложными словами, многозначными словами, словами в переносном значении, однокоренными словами.

3. Обогащение экспрессивной речи обобщающими словами, словами с противоположным значением, антонимами, омонимами.

4. Дальнейшее обогащение экспрессивной речи простыми и сложными предлогами (из-за, из-под, около, между, через, возле).

5. Продолжение работы по дальнейшему овладению приставочными глаголами.

6. Работа по обогащению глагольного словаря.

8.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Обучение использованию принятых норм вежливого речевого общения.

3. Совершенствование умения составлять описательные рассказы о предметах, объектах, явлениях природы; рассказы по картине и серии картин по плану.

4. Формирование умения составлять рассказы по представлению.

5. Развитие навыка пересказа рассказов и знакомых сказок по плану.

6. Формирование умения составлять рассказы по серии сюжетных картинок (по картинке).

7. Развитие умения задавать вопросы по прослушанному тексту и отвечать на них.

8. Развитие навыка составления грамматически правильных распространенных предложений.

9.

Обучение грамоте

1. Развитие умения «печатать» буквы, слоги, слова.

2. Развитие умения выкладывать буквы из палочек, кубики; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами; различать правильно и неправильно напечатанные буквы.

3. Формирование умения правильно называть буквы русского алфавита.

4. Работа над пониманием обращенной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная коррекционно-развивающая программа сопровождения дошкольника с ОВЗ или с инвалидностью

Цель программы – коррекция психического развития, сохранение психического здоровья, развитие коммуникативных умений, навыков самоконтроля, произвольного внимания....

Адаптированная программа для ребёнка с ОВЗ на 2019-2020 учебный год

Адаптированная программа и индивидуальный маршрут для ребёнка с ОВЗ...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...

Программа сопровождения ребёнка с ОВЗ воспитателем

Программа сопровождения ребёнка с ОВЗ воспитателем1 «Мой любимый детский сад»Развитие устойчивого внимания.Использование определений, обозначающие моральные качества людей, оценку их ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с нарушением слуха...

Программа индивидуального сопровождения индивидуального логопедического сопровождения ребёнка дошкольного возраста, как часть Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного обучения с ОВЗ ТНР

Организация логопедического процесса в условиях инклюзии заключается в том, что позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психофизические нарушения, способствуя достижению главной цели педаг...