Консультация для педагогов "Формы и методы художественно-эстетического развития детей с ОВЗ дошкольного возраста"
консультация по коррекционной педагогике

Макарова Дарья Алексеевна

Организационные формы, методы и приемы художественно-эстетического развития детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ:

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»

В процессе работы по художественно эстетическому развитию детей с ОВЗ следует учитывать особенности их психофизического развития, такие как особенности восприятия, его узость, фрагментарность, особенности внимания, памяти, особенности мышления и мыслительных операций, недостаточность развития операций анализа и синтеза, особенности двигательной сферы.

Художественно-эстетическое воспитание с учетом своеобразия развития детей с ограниченными возможностями здоровья и особой роли коррекционной образовательной организации направлено на решение таких задач:

1) способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психологического и физического развития детей постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2) развивать и совершенствовать эмоциональную сферу воспитанников, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствия, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

3) содействовать развитию элементарных творческих способностей и доступных детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, художественного рукоделия, ручного творчества). 

С учетом специфики контингента воспитанников, необходима специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой учреждении, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционной направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Используются как традиционные методы (показ, наблюдение, анализ, объяснение, пример взрослого), так и специфические, например, совместная деятельность с педагогом.

Основными формами художественно-эстетического развития являются изобразительная деятельность и театрализованные игры.

В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Однако сами по себе мыслительные операции не совершаются автоматически в процессе рисования. Для активного развития мышления ребенка с интеллектуальной недостаточностью и исправления свойственных ему недостатков нужны особые методы и средства, которые применяются на занятиях

Прежде чем приступить к рисованию какого-либо объекта, необходимо его детально изучить. Ввиду недостаточной активности аналитической деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, от учителя требуется особая организация той части урока, которая касается изучения объекта рисования.

Обследование предмета, как правило, проводится по следующей схеме:

•        Организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика - назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);

•        Анализ предмета (выделение основной, наиболее крупной части; выделение остальных частей; определение формы основной части; определение формы остальных частей; установление конструкции, строения предмета - расположения частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу; выделение цвета каждой части);

•        Повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета)

Работа над рисунком требует от ребенка соблюдения определенной последовательности действий. Однако способность к планированию формируется у детей с ОВЗ чрезвычайно медленно. Поэтому при объяснении сложных заданий учитель показывает полностью весь процесс выполнения рисунка. Объяснять и показывать схему построения рисунка учитель должен на каждом уроке и внимательно следить, чтобы порядок действий не воспринимался учащимися пассивно. Во время работы полезно задавать вопросы: что надо нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что ещё надо рисовать? Такие вопросы активизируют мыслительные процессы и речь детей с интеллектуальной недостаточностью, тем самым помогают упорядочить процесс изобразительной деятельности.

Также необходима постоянная работа по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), развитию мелкой моторики.

Формой художественно-эстетического развития детей с ОВЗ также является театрализованная деятельность.

Главные методические принципы построения занятий: ·      

- последовательность и системность. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе;

- Доступность и индивидуализация - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

- Постепенное повышение требований

- Повторяемость материала

- Наглядность – безукоризненный практический показ.  

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  1. изобразительная деятельность является той формой деятельности, которая вызывает эмоционально-положительное отношение к себе у учащихся вспомогательной школы
  2. в данной деятельности заложены коррекционные возможности, как для развития познавательной сферы, так и для художественно-эстетического развития, но оно не происходит само по себе в процессе рисования. Нужна систематическая коррекционная работа для развития тех или иных функций в процессе занятий;
  3. Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий рисованием и театрализованной деятельностью может быть достигнут в том случае, если учитываются психофизические особенности детей с ОВЗ, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон и коррекцию недостатков развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.

Консультация для родителей по художественно-эстетическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте....

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Консультация для педагогов на тему: «Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста».

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества реч...

Консультация на тему: «Система педагогической работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста, направленная на понимание произведений этнокультуры»

Развитие ребенка уже с малых лет невозможно без нравственно-патриотического и этнокультурного воспитания, которое, начиная с привития любви к малой родине (родной семье, детскому саду, городу, краю), ...

консультация «Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста».

Консультация«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста»....