Развивающая программа «Мини - Ларчик» (по игровой технологии В. В. Воскобовича)
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Римма Марсовна Ноздрина

Профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к детям дошкольного возраста достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском возрасте будет эффективным

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mini_-_larchik.docx39.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ Саратовской области «Ершовский реабилитационный центр

для детей и подростков с ограниченными возможностями»

 

                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                             Директор ГБУ СО ЕРЦ

                                                                           _________ И.А.Осипова

Развивающая программа

«Мини - Ларчик»

 (по игровой технологии В. В. Воскобовича)

Составитель

специалист по реабилитационной работе в социальной сфере стационарного отделения

Ноздрина Р.М.

        Актуальность.

Профессиональное педагогическое сообщество предъявляет к детям дошкольного возраста достаточно высокие требования. Следовательно, успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть от того, насколько развитие, воспитание и образование воспитанников в детском возрасте будет эффективным.

В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Поэтому актуальной в работе с детьми с особенностями здоровья является более эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей во время прохождения реабилитации. Использование развивающих игр в работе с детьми    позволяет перестроить деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно ребёнком. Данный подход эффективно отражён в использовании педагогической технологии развивающих игр В. В. Воскобовича.

         Игровые технологии не являются инновационной для специалистов нашего центра, так как уже не первый год используют развивающие игры в своей работе. Однако сегодня, в аспекте компетентностно-ориентированного образования, возникла необходимость говорить об использовании развивающих игр в воспитательном-образовательном процессе детей с особенностями здоровья, как о специальном построении деятельности специалиста, когда все действия представлены в определенной последовательности и целостности, когда предполагается достижение определенного результата, ориентированного на развитие способностей и умений детей. Организовать реабилитационный процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача

достаточно сложная. Познакомившись с технологией В. В. Воскобовича у меня возникла, идея создать программу «Мини - Ларчик».

Степень новизны данной программы заключается в следующем: обучение детей проходит в интересной игровой форме, все игровые ситуации сопровождает сказочный сюжет, путешествие, преодоление трудностей, разрешение сложных ситуаций, нахождение верного решения, используя авторский приём, что позволяет значительно повысить интерес, мотивацию и снизить утомляемость детей на занятии. Незаметно для себя дети узнают и запоминают цифры и буквы. Осваивают цвет, форму, величину; тренируют мелкую моторику рук. Совершенствуется восприятие, речь, мышление, внимание, память, воображение. В процессе игр дети учатся действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности.

         Цель программы.

 Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников в процессе игровой деятельности с развивающими играми В.Воскобовича.

Задачи программы.

  • Формирование понимания и решения логических задач.
  • Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
  • Формирование умении, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
  • Развитие математических представлений: о геометрических фигурах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
  • Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
  • Закрепление способов измерения предметов, с помощью условной мерки, глазомерных действий.
  • Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать умозаключения на их основе.

  • Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
  • Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.

Участники программы: дети с ограниченными возможностями стационарного отделения и специалист по реабилитационной работе в социальной сфере.

Срок реализации программы: 12.01.2022 г по 30.11.2022г

Формы работы:

  • индивидуальная,
  • групповая (с подгруппой).

Периодичность работы:

  • занятия проводятся 4 раза в месяц,

продолжительность   15-20 минут, с учетом возрастных особенностей и психофизического состояния детей с ограниченными возможностями.

Предполагаемый результат реализации программы.

  • Дети освоят основные игровые приёмы, приобретут навыки конструирования, появится интерес к выполнению заданий, требующих интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания
  • В самостоятельной деятельности у детей усовершенствуются игровые навыки.
  • Дети освоят умение действовать согласованно, соблюдать очерёдность действий, проявлять выдержку и готовность к сотрудничеству.
  • Пополнится и активизируется словарь детей, формируется правильное звукопроизношение, связная речь, фонематический слух.
  • Сформируется умение ориентироваться на плоскости; различать количественный и порядковый счет, цифры, звуки, буквы.

Перспективное планирование программы

«Мини-Ларчик».

 Месяц

Игра

Цель игры

Возраст  детей.

Январь

Рассказывание сказок о жителях мини ларчика

 Познакомить детей с новой игрой,   создать игровой интерес к  играм и игровым персонажам.

3-7 лет.

«Помоги гномикам найти свой домик?»

Формировать умение квалифицировать предметы  по цвету , закрепить представление о сенсорных эталонах цвета, формы и величины.

3-4 лет.

«Дружные гномики»

Развивать  умение группировать предметы по цвету и размеру, формировать понятие один и много, воспитывать сочувствие и эмоциональную отзывчивость.

3-4 лет.

«Подарки Слона Лип –Лип»

Развивать умение  соотносить предметы по цвету, стимулировать речевое общение, развивать стремление оказывать помощь, проявлять доброжелательность.

3-4 лет.

Февраль

«Как гномик Желе и Кохле пошли в гости к гномику Зеле»

Формировать взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми, закрепить  представления об основных цветах.

3-4 лет.

«Жили были гномики».

Формировать у детей умение понимать чувства других по выражению глаз, бровей, по облику, классификация объектов по  заданному признаку.

4-5лет.

«Помоги грустным  гномикам перебраться на  левый берег»

Формировать пространственное представление, развивать у детей эмоциональное отзывчивость, развивать мелкую моторику,

3-4 лет.

«Цветы для Пчёлки Жужи»

Закрепит умение детей выделять предметы по цвету, закрепить понятие «один» много, ни одного».

3-4 лет.

         Март    

«Дорога вежливости»

Приобщать детей  к использованию   простым формам речевого этикета, обучение количественному счёте в пределах пяти, воспитывать доброжелательное общение  друг с другом.

4-5лет.

«Перекресток»

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения,о назначении дорожного перехода, светофора, о его сигналах;  стимулировать  стремление помощи  окружающим.

4-5лет.

«Радужный дом Слона

«Лип –Липа»

Воспитывать  у детей культуру поведения и  общения, развивать умение дружить,  укреплять  мелкую моторику рук.

4-5 лет.

«С добрым словом веселей»

Закрепить с детыми  разные формы  приветствия, прощения, выражения признательности, обращения с просьбой.

5-7лет.

Апрель

«Магазин»

Развивать умение  детей находить предметы по форме и цвету, развивать логическое мышление, навыки ориентировки в пространстве.

5-7 лет.

«Пчёлка Жужа собирает нектар»

Закрепить умение детей выделять признак  цвета, учить концентрировать внимание, развивать мелкую моторику рук, воспитывать чувство сопереживания.

3-4 лет.

«Подружки Пчелки Жужи»

Закрепить умение детей группировать по цвету, выделять основной признак- цвета, объединятся в группы для игры.

3-4 лет.

«Ягоды на полянке»

Закрепить умение детей выделять признаки  цвета,   понятий «один, много,  ни одного», счёт до3; тренировать  умение работать в группе.

3-4 лет.

Май

«Осенний дождь

Развивать зрительное и слуховое внимание, формировать умение  воспроизводить   ритмическую структуру.

4-5лет.

«Лесная поляна»

Закрепить умение  детей выделять признаки-цвета; повторить понятие «один,много» ,счёт до 5, закрепить умение сравнивать  группы предметов.

4 -5лет.

«Слон Лип –Лип собирает ягоды»

Закрепить  умение выделять  признаки- цвета, размер; тренировать концентрацию внимания.

4-5 лет.

«День рождение у Слоненка»

Формировать у детей стремление радовать  окружающих хорошими поступками, применять  формулы словесной вежливости.

5-7 лет.

Июнь

«На что похожа радость»

Расширить представление детей об эмоции «радости», применять различные  выразительные средства, воспитывать самостоятельность, творчество, инициативность.

5-7 лет.

         

«Дом для гномов»

Закрепит умение детей двигаться в заданном направление, пользоваться в речи  предлогами  над, под; тренировать память и внимание.

4-5 лет.

«Бусы для  гномов»

Закрепить понятие свойств фигуры- цвет и размер; тренировать определять место объекта по описанию: слева, справа вперед, позади, между.

4-5 лет.

 

«Слон Лип –Лип идет в гости»

Закрепить умение детей  выполнять задания по инструкции; выделять  цвет, размер предметов, счёт до 5.

4-5 лет.

Июль

«Разноцветные лучи»

Закрепит представления о  цвете , форме величины,  способам измерения предметов, с помощью условной мерки, выполнять сложные глазомерные действия.

5-6 лет.

«В гости к веселым гномам»

Формировать представления о сенсорных эталонах цвета, формы, величины; закрепить способы обследования предметов, умения различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.

5-7 лет.

 

«Праздник воздушных шариков»

Развивать сенсорные представления (цвет, размер), элементарные математические представления; закрепить способ  порядкового   счёта  предметов до 5.

5-6лет.

«Бусы для белочки»

Формировать умение детей построению логической последовательности путем чередования двух и более

элементов(яблоко-грибок), цветные кружки (красный-желтый).

5-6 лет.

Август

« Слоник  Ляп –Ляп идет в гости к Мальвине»

Закрепить умение детей двигаться в заданном направлении; тренировать умение  сравнивать длинны с помощью мерки, познакомить с понятием « отрезок, кривая».

5-6 лет.

«Судок»

Продолжать развивать  у детей зрительную память, логическое мышление,  концентрацию  внимания, умение ориентироваться на игровом поле.

5-7 лет.

 

«Приключение  Слоника»

Закрепить умение детей изменять силу голоса, способствовать понятию «высокий», «низкий»  тембр речи, развивать зрительное внимание.

4-5 лет.

 

«Как Цифрята поделили грибы?»

Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Формирование счета, состава числа в пределах 5; знакомить с понятиями: полное и неполное множество, пустое множество; развитие мелкой моторики рук.

4-5 лет.

 Сентябрь

«Буквоцирк»

Знакомство с гласными звуками; развитие внимания, произвольной

памяти.

5-7 лет.

«Подарок для Крутика По»

Закрепить знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); закрепить навык счёта в пределах 5; развивать умение использовать цифры; формировать умение выкладывать изображение по схеме (способ наложения).

 4-5 лет.

 

«Разноцветные цифры»

Познакомить с понятием координаты клеток; формировать умение ориентироваться на плоскости; различать количественный и порядковый счёт; развивать внимание, мышление.

5-7 лет.

 

«Готовимся к празднику»

Закрепить с детьми цвета радуги; учить выполнению чередования цветов по образцу; развивать внимание, логическое мышление; развивать мелкую моторику.

5-7 лет.

 Октябрь

«Собери цветы»

 формировать умение работать по схеме; закреплять знания о геометрических фигурах, закрепить умение соотносить количество предметов с соответствующей цифрой  ( счёт до 5).

5-7 лет.

 

«Выступление цифрят в цифроцирке»

Закрепить умение уравнивать разные группы предметов; закреплять порядковый и количественный счёт в пределах 5; сформировать умение соотносить цифры с количеством предметов.

5-7 лет.

 

«Разложи фигуры»

Закрепить знания детей о сенсорных эталонах (форма, цвет, величина); формировать умение классифицировать по заданному признаку.

5-7 лет.

 

«Собери яблоки»

Формировать представления детей о величине предметов (большой-маленький, высокий – низкий); развивать умение сравнивать предметы по величине; закреплять умения уравнивать группы предметов разными способами.

5-7 лет.

Ноябрь

«Узор»

Формировать умение детей передаче метрических отношений (равномерно повторяющихся  ритмов) заданных по наглядной схемой, развивать навыки общения, моторику рук.

5-7 лет.

«Звуковик»

Закрепить умение детей выделять звук на фоне слова, развивать мышление, слуховое внимание.

5-7 лет.

«Осветим фиолетовый лес подарками»

Закрепить умение детей ориентироваться на клетчатой  основе ,определять  направление движения и называть его, закрепить умение работать с закрытыми глазами по словесной инструкции.

5-7 лет.

«Как гусеница Фифа и Лопушок дарили друг другу подарки»

Развивать умение детей ориентироваться  на    клетчатом поле, закрепить знание о геометрических фигурах ( квадрат, прямоугольник),развивать воображение, творческое мышление.

5-7 лет.

Список использованной литературы

  1. Т.Г. Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
  2. Воскобович В.В. Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С- Петербург, 2007.
  3. Т.М.Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж: 2012.
  4. Методические рекомендации к игровому комплекту «Ковграфт Ларчик»,

«Мини- Ларчик» С-Петербург 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как хорошо уметь читать» с использованием развивающих игровых технологий В.В. Воскобовича

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопелической группе с приминением развивиающих игр В.В. Воскобовича...

Программа дополнительной образовательной услуги для детей 6-7 лет «Сказочный мир» на основе игровой технологии В.В.Воскобовича.

Цель : развитие интеллектуально-творческих и эмоциональных способностей на основе игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», элементов песочной терапии.•  Спо...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В. В. ВОСКОБОВИЧА В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙТВА ЗРЕНИЯ)

Наш детский сад много лет работает с детьми, имеющими функциональные расстройства зрения - амблиопию и косоглазие. Эти дети ограничены в зрительном восприятии окружающего мира и поэтому испытывают тру...

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста

В ходе игры ребенок приобретает необходимые навыки, а также практику. В процессе практических упражнений закладываются основные данные о теории. Благодаря методике Воскобовича удается максимально разв...

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....

Картотека развивающих игр с использованием игровых технологий В.В. Воскобовича для детей младшего дошкольного возраста.

Картотека развивающих игрс использованием игровых технологий В.В. Воскобовичадля детей младшего дошкольного возраста....