Использование игровых технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями для развитие звукового и тактильного анализаторов
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кристина Кучерявый

Представленные материалы развивают умение ориентироваться на звуковой и тактильный анализаторы. Вместе с тем развивая их

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями для развитие звукового и тактильного анализаторов

  • логико-математическое направление.
  • дети с нарушением зрения: нужна развивать умение ориентироваться на звуковой и тактильный анализаторы. Поэтому игры должны базироваться не на зрительном восприятии, а на тактильном и звуковом. Возраст средний дошкольный (5 лет)
  • Тема: Изучение свойств и качеств предметов

Вид обуч. игры

Пример

Ранг. место

Дидактическая игра

«Собери бусы». Нужно много бус (разных форм, цвета, величины, материала) и нитка. Детям нужно составить бусы по заданию. Например для начала можно давать задания составить бусы одной формы, а затем чередовать и т.д.

Для ребенка с нарушением зрения нужно давать задания, исключающие цветовой признак.

4

Сюжетно-дидактическая игра

«Овощная база». В ходе данной игры воспитатель занимает роль продавца. И к нему приходят «покупатели» (дети). И дети должны описать предмет, подбирая точные слова- признаки, при этом не называя его. Остальные должны догадаться, и воспитатель отдает или не отдает фрукт/овощ, при этом объясняя ребенку почему он отдал или не отдал.

Товар (фрукты и овощи) должны быть однозначного цвета.

5

Игра-упражнение

«Назови похожий предмет»

Взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы…

Предметы стоят возле ребенка для того чтобы ребенок смог их обследовать (форму, материал и т.д.)

2

Ролевая игра

«Ателье». Дети распределяют роли (Секретарь, модельеры, закройщики, швея и гладильщик) и выполняют действия, связанные с ролью. Покупатели делают заказ проходят к модельерам, которые предлагают выбрать эскиз того или иного изделия, на выбор заказчика, подбирают ткань, затем проходят к закройщикам снимать мерки. Закройщики, раскроив на ткани по лекалу детали одежды относят швее, а затем и гладильщику).

Ребенку с нарушением зрения нужно дать роль модельера, или добавить новую роль- человек, который проверяет качество и целостность ткани.

6

Игра-диалог

«Небылицы»

Воспитатель рассказывает детям небылицы (например: «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Взяли квадратный мяч и начали играть с ним», «У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье»).

Когда ребенок понял что это небылица, он должен сказать почему так не бывает и выразить свое мнение.

Ребенок с нарушением зрения ставится в одинаковые условия с остальными детьми.

10

Игра-экспериментирование

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»

На столе разложены материалы, которые изучаются совместно. В ходе этого знакомства Дед Знай беседует с детьми, (вопросы беседы «Как звучат эти предметы?» «С помощью чего вы услышали эти звуки?»

«Пахнут ли эти предметы?»

Далее ребенку даются следующие задания: «Угадай, что звучит», «Отгадай по запаху», «Отгадай на вкус», «Отгадай на ощупь»

Делается итоговый вывод: Что было бы, если бы у нас не было носа, ушей, пальцев и языка?

Нужно стараться как можно чаще обращать внимание на свойства и качества предмета ребенка с нарушением зрения.

1

Игра-путешествие

Воспитатель читает стихи о Снежной королеве. Обсуждают ее, а затем в группу звонит Герда и просит о помощи. Для того чтобы узнать что им понадобится в пути они выполняют задание (раскладывают льдинки в порядке возрастания и получается слово «Дружба»). Дети «телепортируются» к замку и там их ждет задание 1: разложить фигуры (разного размера, цвета и толщины) по определенному порядку. Задание 2: помогают Каю собрать геометрическую фигуру, каждый индивидуально (целое из частей). После каждого задания делается вывод. Воспитатель их хвалит и они возвращаются домой.

Ребенок с нарушением зрения совместно остальными выполняет задания (они не требуют обязательного использования зрительного анализатора и ребенок может ориентироваться на тактильный анализатор).

8

Игра-загадка

Детям загадываются загадки о фруктах. В загадках должны быть признаки предметов, которые помогут отличить загадываемый фрукт или овощ от других, похожих.

Например:

Само с кулачок,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

Откусишь – сладко. (яблоко)

Ребенок с нарушением зрения ставится в одинаковые условия с остальными детьми.

9

Игра-этюд

«Вот он какой!». Становимся мимами. Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчётливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.

Поскольку изобразить цвет невербальными средствами нельзя, все дети, в том числе и ребенок с нарушением зрения, будут ориентироваться форму, размер и другие признаки.

Ребенок с нарушением зрения ставится в одинаковые условия с остальными детьми.

3

Игра-имитация

«Урожай»

Осень в гости к нам идет,

Урожай с собой несет: (Попеременно: хлопки, удары кулачками.)

Капусту круглую, (Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста).)

Картошку смуглую, (Сжать обе руки в кулаки (картошка).)

Морковку сладкую, (Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.)

Свеколку гладкую. (Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла).)

Сначала изучаем движения, которые нужно будет выполнять. Особенно следим за ребенком с нарушением зрения, и если у него не получается,  то подходим к нему и помогает расположить руки правильно.

7

Игра-предположение

«Что было бы, если ...»
Детям предлагается начальная фраза, например: «Что было бы, если: (Мячи были бы квадратные и т.д.).

Дети пытаются представить себе заданные условия и что с ними изменится.

Ребенок с нарушением зрения ставится в одинаковые условия с остальными детьми.

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями

Интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями. Интегрированное образование предполагает пространственное "соприсутствие" детей с особенносями развития и обычных детей в общео...

Использование игровых технологий в обучении детей 6-7 лет грамоте в условиях детского дома.

Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного разви­тия (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофрени­ей) нуждаются в коррекционном обучении, способ­ном подготови...

Игровые технологии в обучении детей с особыми образовательными потребностями (ЗПР)

Познавательное направление образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Знакомство с миром природы (дикие и домашние животные)....

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Детский сад №15» г.Лениногорска Зариповой Нурсины Мингалиевны на 2020-2024 г.г.Тема : «Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"

Цель: повышение профессионального развития в межаттестационный период.Задачи:1. Развитие профессиональной компетентности. 2.Педагогическая деятельность по реализации образователь...