Использование игровых технологий в обучении детей 6-7 лет грамоте в условиях детского дома.
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Орлова Антонина Сергеевна

Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного разви­тия (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофрени­ей) нуждаются в коррекционном обучении, способ­ном подготовить их к школе так, чтобы у них не возникло трудностей в усвоении школьной програм­мы. Успешную подготовку детей к школьному обу­чению могут обеспечить игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в обучении детей 6-7  лет грамоте в условиях детского дома.

Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного развития (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофренией) нуждаются в коррекционном обучении, способном подготовить их к школе так, чтобы у них не возникло трудностей в усвоении школьной программы. Успешную подготовку детей к школьному обучению могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

Согласно классификации Г.К. Селевко  педагогические игры в процессе обучения различаются по структуре (игры-упражнения, игры-состязания, сюжетно-ролевые), характеру познавательной деятельности (игры-восприятия, продуктивные, репродуктивные, творческие), степени самостоятельности (различные типы дидактических игр).

На логопедических занятиях используются  дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры и др.

Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Игры, используемые на логопедических занятиях, выполняют следующие функции:

  • обучающую (помогают усвоить либо закрепить материал, предлагаемый на занятии, достичь поставленных дидактических задач);
  • диагностическую (дают возможность логопеду диагностировать различные проявления ребенка);
  • терапевтическую (выступают как средство преодоления различных трудностей в обучении);
  • коррекционную (вносят позитивные изменения, дополнения в структуру личностных показателей ребенка);
  • развлекательную (эмоционально окрашивают деятельность ребенка, делает процесс познания увлекательным).

В игровую технологию, которая используется на логопедических занятиях по обучению грамоте, входят различные виды игр: дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные),игры с движениями, сюжетные, ролевые, игры-драматизации. В сюжетную линию занятия игры включаются ненавязчиво, последовательность их включения определяется логопедом.

Игровые технологии, используемые учителем-логопедом детского дома, — одна из уникальных форм обучения, средство развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических функций.

Для наиболее эффективного использования игровых технологий в детском доме необходимо соблюдать следующие условия:

  • выбор интересного и доступного детям сюжета;
  • проведение индивидуальной работы с вновь поступившими детьми;
  • определение длительности, количества и вариативности педагогических игр не только по уровню развития детей, но и по их психологическому состоянию на текущий день;

проведение занятий на усвоение нового материала по подгруппам, совместных занятий – на закрепление усвоенных знаний;

  • создание на занятиях ситуации успеха, когда каждый ребенок может продемонстрировать свои знания и получить поощрения;
  • обязательное включение в занятие момента снятия умственного и физического напряжения (физкультминутка, сюрприз, музыка);

—        предварительное продумывание и подготовка дидактического материала, игровой атрибутики, костюмов.
В подготовительный период обучения на каждом логопедическом занятии ставятся задачи коррекции нарушений фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Обучение грамоте входит в состав занятия как структурная часть и проводится отдельным занятием 3 раза в неделю. Продолжительность обусловливается видом занятия и составом группы детей, присутствующих на нем.

Занятия-развлечения как итог усвоения материала проводятся 1 раз в месяц, а логопедические праздники с участием музыкального руководителя, воспитателя — в конце основного и заключительного этапов, на них дети показывают свои знания. Для их организации пишется сценарий, ведется предварительная работа по подготовке детей-персонажей.

Занятия-развлечения и развлечения и логопедические праздники проводятся для всех детей, независимо от их умственных способностей и логопедического заключения.

При обучении детей грамоте на занятиях используются игровые технологии:

  • с элементами фантазии (сказки, загадки, сюрпризы);
  • имитационного характера (путешествия, прогулки, ярмарки, соревнования);
  • занятия-развлечения (досуги, представления);
  • педагогические игры на определенном этапе (знакомство с новым материалом; закрепление знаний, навыков; повторение материала);

—        логопедический праздник.
Для организации и проведения всех видов игр необходимо соблюдать следующие
условия:

  • выразительность проведения игр;
  • необходимость включения педагога в игру;
  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;
  • простота, доступность, емкость и наглядность;

-- Индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление возможности показать свои знания.

Структура занятий продумывается с учётом психологических особенностей детей.

 На каждое занятие составляется конспект, в котором определяются тема, цель, задачи, оборудование, словарная работа и ход занятий. Отмечается, на основе какого игрового сюжета занятие будет построено, продумываются сюжетные связки между его частями, так как занятие с использованием игровой технологии должно быть единым целым, а не разрозненной группой игр.

В детском доме используется игровая технология на основе сюжета «Страна царицы Грамоты».

Главным персонажем на занятиях по обучению грамоте выступает царица Грамота. В ее стране есть улица Гласных и Согласных звуков, площадь Мягких звуков, дворец Правил, комната загадок и сказок, волшебная тропинка, проводятся «Аукцион слогов», «Праздник слогов-шариков», «Эстафета звуков», «День рождения звука». В ней есть свой магазин, телеграф, вокзал, от которого по стране царицы Грамоты ездят звуковой автобус и веселый паровозик. Данный игровой сюжет увлекает детей, превращая их на период занятия в жителей этой волшебной страны. Они воспринимают занятие как игру и радость, с нетерпением ожидая продолжения.

Благодаря продуманной структуре, выбранной сюжетной линии, удачно подобранным педагогическим играм занятия по обучению грамоте с использованием игровых технологий интересны и доступны детям детского дома.

Работа по обучению детей грамоте ведется в три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Дети делятся на подгруппы: с ОНР III уровня с сохраненным интеллектом, ЗПР и олигофренией. Цели и задачи обучения у каждой подгруппы соответствуют уровню умственного развития воспитанников.

В процессе практической деятельности была разработана система педагогических игр, соответствующая этапам работы по обучению грамоте с использованием всех видов дидактических игр (с предметами, словесные, настольно-печатные), сюжетных, ролевых, игр-драматизаций. Одна и та же игра может усложняться в разных подгруппах на всех этапах работы. Усложнение игры, длительность ее проведения определяются логопедом.

Таким образом, система педагогических игр, объединенных общим сюжетом, позволяет более успешно обучать грамоте дошкольников, имеющих нарушения речи и разный уровень интеллектуального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...

Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге

Консультация для воспитателей "Использование игровых технологий в обучении детей правилам безопасного поведения на дороге"...

Использование игровых технологий в обучении детей татарскому языку

Индивидуальный план самообразования воспитателя по обучению детей татарскому языку Хайрутдиновой Г.Н.МБДОУ №110 г.Казани на 2016-2020 учебный год....

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку

Применение современных инновационных игровых технологий в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводят к устойчивым положительным результатам в речевом развитии детей. В игре дети естес...

«Использование игровых технологий в обучении детей правилам дорожного движения»

Цель: расширить знания педагогов в вопросе использования игровых технологий при работе по обучению детей правилам безопасного поведения на улице, способствовать развитию профилактической работы ...

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ «Детский сад №15» г.Лениногорска Зариповой Нурсины Мингалиевны на 2020-2024 г.г.Тема : «Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку"

Цель: повышение профессионального развития в межаттестационный период.Задачи:1. Развитие профессиональной компетентности. 2.Педагогическая деятельность по реализации образователь...