Игры на звуковую культуру речи
материал

Татьяна Владимировна Павловa

Картотека игр 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е., на языке психологии, - мотивация к обучению.

У него должна быть сформирована  социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня.

И, пожалуй,  самое главное – у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Уважаемые родители!

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупиться. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.

 Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел, то письменной ему еще только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретенная письменная речь.

У детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к себе особого внимания, но в дальнейшем значительно затрудняет овладение письмом и приводит к появлению в нем специфических ошибок, не поддающихся исправлению обычными школьными методами. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала обучения грамоте.

Обязательной проверке подлежит следующее:

  1. Правильность произношения звуков.

  1. Умение различать звуки речи на слух.

  1. Владение элементарными навыками звукового анализа слов.

  1. Состояние словарного запаса.

  1. Сформированность грамматических систем.

  1. Владение связной речью.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку  весело учиться, он учиться лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по- настоящему творческими личностями и дает им возможность  испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

  1. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

  1. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже регресса.

  1. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

  1.  В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

  1. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

  1. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

  1. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

      А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

      Итак, успехов вам и – больше веры в себя и возможности своего ребенка!



Предварительный просмотр:

Игры с мячом

Непросто научиться ловить мяч. Начните с мяча среднего размера (чуть меньше волейбольного). Киньте (или вложите в руки ребенка) мяч с близкого расстояния. Малыш должен научиться подбрасывать мяч, ударять им об пол, перебрасывать маме. Научите ребенка...

  1. Встаньте напротив малыша на расстоянии одного метра. Прокатите мяч по полу, чтобы он поймал его. Предложите ему прокатить мяч, чтобы он попал к вам.
  2. На расстоянии одного метра поставьте стул. Покажите ребенку, как направлять мяч, чтобы он прокатился между ножками стула. Первый раз направьте его руку, второй раз пусть попробует сам.
  3. Стоя рядом с ребенком слегка толкните лежащий на полу мяч вперед. Пусть малыш догонит мяч, поймает его.
  4. Киньте мяч ребенку с ближнего расстояния, чтобы он наверняка мог поймать его. Пусть его вдохновит первая удача. Постоянно увеличивайте расстояние.
  5. Теперь предложите малышу кинуть мяч вам. Подбадривайте его: «Повыше, повыше».
  6. Ударить мяч о землю и поймать его.
  7. Подбросить мяч вверх и поймать его совсем непросто. Придется поупражняться.
  8. Покажите, как ударить мяч о землю, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнеру по игре. Помогите малышу усвоить это упражнение.

Постепенно уменьшайте размеры мячей. Учите малышей перекладывать, перекатывать мяч из одной руки в другую. Маленький резиновый мяч ребенок должен уметь удерживать одной рукой, сжимая его. Научите его выполнять команды: прокатить мяч вперед, назад; подбросить вверх, бросить вниз.

Перебросить мяч через препятствия (скамеечку, веревку и т.п.) – очень увлекательная задача. А от вас к ребенку мяч вернется по полу.

Попасть мячом в широкую корзину, стоящую на полу. Малыш будет в восторге, если сможет точно забросить в корзину 2-3 мячика.

        А теперь корзинка (коробка) расположена на высоте.

        Научите ребенка забрасывать мяч из поднятых кверху рук.

       Ударить мячом об стену, а затем поймать отскочивший от пола мяч.

Сбить мячом кеглю, кегли.

Игры с кубиками

Начните с простых образцов: домик, башенка, дорожка, стол, стул, скамейка, кроватка.

Постепенно уменьшайте размеры кубиков и усложняйте задания: ворота, будка, забор, лесенка.

Обязательно приучите малыша складывать кубики в коробку. Это, кроме привычки к порядку, вырабатывает умение располагать предметы в определенной последовательности.

Это занятие можно превратить в игру, развивающую наблюдательность и логическое мышление ребенка. Предложите укладывать кубики в заданном порядке, например: первый ряд – желтые кубики, второй – зеленый и т.д. Или: кубики в ряд укладываются в такой очередности: красный, желтый, красный, желтый... Попросите ребенка закончить этот «узор». В дальнейшем можно усложнить узор: два желтых, синий, два желтых...

Игры со скакалкой

Попросите ребенка:

  1. Вытянуть скакалку по прямой линии.

  1. Выложить из скакалки «змейку», «лесенку».

  1. Выложить из скакалки круг, квадрат, треугольник.

  1. Намотать скакалку на ручку; размотать; сложить вдвое, вчетверо, держа в руках (не раскладывая на столе или на полу).

  1. Простейший способ научить завязывать узел: разложите скакалку или веревку на столе полукругом, затем сблизьте ее концы  и расположите их крест-накрест. Покажите, как один конец, лежащий поверх другого, заправляется под нижний, затем медленно стяните концы в узел.

Игры с мелкими предметами

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук.

От кубиков крупных размеров, перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

  •    

Дайте ребенку граненый карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.

  •        

Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».

  •  

Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.

  •  

Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.

«Волшебный мешочек»

В этой игре ребенок развивает зрительное внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

  •  

Деревянный матрешки – прекрасное средство для развития ручных умений ребенка и его мышления. Покажите, как разнимаются матрешки, как складываются. Начните с трех матрешек разной величины. Объясните, что большая матрешка не может поместиться в меньшей, и что нижняя часть должна соответствовать по величине верхней. А теперь дайте поэкспериментировать малышу, по возможности воздерживаясь от помощи действием. Можно помочь ребенку советом, четким указанием. В конце концов, с помощью метода проб и ошибок, малыш достигает своей цели.

  •  

Мозаика, конструктор, разные картинки – бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка – способствуют и интенсивному развитию движений пальцев рук. Обратясь к этим играм, вы сможете провести множество упражнений, занятий, интересных и необходимых малышу.

Игры с шариками

Ребенок овладел играми в мячи больших и малых размеров. Научите его простым играм с шариком.

  1. Попасть шариком в цель (в игрушку).

  1. Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.

  1. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.

  1. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это –«ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик  к левой ладони.

  1. Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы. Попросите ребенка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберет бусинки, опуская их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он может помочь вам нанизать бусы на нитку. Со временем он сможет нанизывать бусины в определенном порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.

Пластилин

Слегка разогрев, размяв руками пластилин, покажите, как скатать из него шарики, вращая кусочек пластилина между ладонями.

Расплющить шарики в лепешки большим и указательным пальцами.

Скатать жгутики. Вылепить из жгутиков баранку, крендель. Сплести из двух жгутиков канатик.

Вылепить из шариков морковку, яблочко, грибок и т.д.

Со временем ребенок научится выполнять более тонкую работу: вылепит тарелку, корзинку...

Легко вылепить змейку. Труднее украсить ее пятнышками из пластилина другого цвета. А потом змея  свернется в кольцо.  

Игры с кольцами

Обязательно предложите ребенку игры с кольцами.

Научите его надевать кольца на стержни, держа кольца кончиками двух или трех пальцев (не зажимая в клак).

Нанизывать колечки на веревку, на шнурок.

Предложите повторить за вами такие действия:

Три кольца уложены на плоскости вертикально. Сопровождайте упражнение такими словами: «Одно колечко – в середине, одно – сверху, одно – снизу».

Три кольца уложены горизонтально. «Одно колечко – в середине, одно – слева, одно – справа».

Пять небольших колечек наденем по одному на каждый пальчик левой руки, затем – на каждый пальчик правой руки. Надевая, называем пальчики: большой, указательный, и т.д. Снимая с пальчиков колечки, укладываем их в горизонтальный ряд.

Поместите на небольшом расстоянии друг от друга 5 колечек. Предложите, чтобы пальчики последовательно «прошагали» по кольцам туда и обратно (от мизинца к большому и наоборот).

Игры со шнурками

Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.

«Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распутать.

Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался...

Научите малыша «плести» из шнурка такой узор: кончик шнурка обмотан вокруг мизинца, затем обводится снизу под безымянным, сверху – на средний, снизу – на указательный, сверху – на большой, и обратно – в противоположной последовательности.

Из цветных кусочков сукна хорошо вырезать цветочки, звездочки и другие фигурки с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда ребенок овладеет «механикой» нанизывания, попросите его располагать фигурки в определенной последовательности: цветок, звездочка, кружочек, или: синий, красный, белый.

Вырежьте из картона сапожок или жилетку, проделайте дырочки для шнуровки и дайте малышу зашнуровать игрушечную обувь или одежду. После этого ему легче будет научиться справляться со своей одеждой и обувью.

Вырежьте из картона или сукна цветные силуэты зверей, игрушек, птичек и т.д.  На небольшом расстоянии от края проделайте дыроколом (или специальным инструментом) небольшие дырочки на равных (1 или 1,5 см) расстояниях друг от друга. Продевая шнурок в дырочки, покажите малышу, как обшить фигурку красивым узором. Таким способом маленький портной с удовольствием украсит и салфетку, и кукольное одеяло, и игрушечный коврик.

Маленький коврик можно соткать и таким способом: сделать внутри прямоугольного куска сукна параллельные надрезы (на расстоянии примерно 1,5 см), а затем по поперечным направлениям продевать цветные шнурки, переплетая ими полоски сукна поочередно сверху, снизу, сверху, снизу и т.д. «Мастер» будет очень горд подарить вам такую салфетку или, к примеру, подставку под горячее.

В процессе этой работы попросите малыша распутать узелки, «случайно» завязавшиеся в шнурке (не сильно затянутые).  В следующий раз можно устроить соревнование: кто быстрее развяжет узелок на своем шнурке.

Пуговицы

Попросите своего малыша помочь вам навести порядок в шкатулке с пуговицами. Самые крупные – в коробочку побольше, средние – в среднюю, мелкие – в мелкую.

Теперь можно выложить из пуговиц красивый узор или фигурку, чередуя их по цвету, форме, величине: цветок, бусы, корзинку и т.п.

Из цветного сукна вырежьте силуэт машины, парохода, самолета... Пришейте пуговицы, чтобы пристегивать детали: крылья, парус, колеса, окна парохода (круглые детали должны быть больше пуговиц, чтобы обрамлять их).

На силуэт зверя можно пристегивать уши, хвостик, лапы и т.д. На силуэт бабочки можно пристегнуть силуэт меньшего размера и другого цвета – бабочка будет разноцветной.

У картонной куклы кофточка украшена множеством пуговок. К ней можно пристегнуть юбку, жилетку, сарафан, брюки, шорты, пояс, кармашки.

Все эти игры помогут малышу вовремя научиться застегивать пуговицы на своей одежде. Этот навык, тренируемый повседневно, в свою очередь сделает его пальчики более умелыми и ловкими.

К пяти годам малыш готов к играм-занятиям, целенаправленно развивающим его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, мышление. Эти игры помогают стимулировать его воображение, развивать творческие способности.

Игры, предлагаемые ниже, объединяют в себе задачи развития способностей, мышления ребенка и дальнейшего совершенствования тонких движений пальцев рук – мелкой моторики.

Таким образом, неразрывный круг:

- МЕЛКАЯ МОТОРИКА –

- РЕЧЬ –

- МЫШЛЕНИЕ –

развивается более разносторонне и интенсивно.

Чтобы эти занятия были привлекательней и интенсивней, их продолжительность не должна превышать 10-15 минут, а предметы для этих игр ребенок должен получать только на время занятий.  Позаботьтесь о том, чтобы убрать из поля зрения малыша ненужные для занятий вещи. Они могут отвлечь ребенка.



Предварительный просмотр:

оВ наши дни специальными исследованиями установлено, что тактильные контакты с матерью не только успокаивают боль ребенка, но и стимулируют функции мозга.

Роль прикосновений материнских рук настолько велика, что разрабатываются специальные методики “воспитания прикосновениями”. Есть дети (даже старшего дошкольного возраста), у которых потребность в прикосновениях значительно сильнее, чем у сверстников. Они хотят, чтобы их обняли, погладили, пожалели, любят ходить за руку, сидеть на коленях, притрагиваться к маме или воспитателю.

“Тактильные” дети, обычно очень чувствительные и впечатлительные, любят массажи, растирания, пытаются придумать себе болезни, лишь бы погладили “больное” место. После прикосновений их боли сразу исчезают.

Существуют различные методики успокаивающих прикосновений, передачи тепла, любви, уверенности ребенку.

С “тактильными” детьми специалисты рекомендуют проводить особые игры-массажи. Девочкам четырех - шести лет очень нравится игра “Собираемся на бал”. Взрослый предлагает ребенку отправиться на бал и объясняет, как они будут готовиться к нему. Сначала делают воображаемую красивую прическу (легкий массаж головы). Затем будто бы украшают прическу лентами, цветами, надевают серьги (при этом слегка нажимают на мочки ушей), делают легкий массаж шеи (“примеряют” разные бусы). На каждый палец “надевают” кольца, на запястье – браслет, т.е. разминают – массируют все пальцы. Грудь и спину “украшают” бантиками, долго возятся с воображаемой застежкой – она как раз приходится на позвоночник. На ноги “примеряют” туфельки, конечно хрустальные, а для этого приходится и пяточки поджимать, и пальцы ног помассировать, и ступню. При одевании – прикосновении “тактильный голод” утоляется – мозг успокаивается.

Для мальчиков того же возраста проводится игра-массаж “Собираемся на турнир рыцарей” (варианты “На охоту”, “На битву”). Сначала примеряют воображаемые шлемы (массаж головы), затем на шею “вешают” цепи и рыцарские знаки, на грудь “надевают” доспехи, периодически “снимая” их, чтобы удлинить или укоротить. “Надевают” перчатки (разминают каждый палец).

Так незаметно проводится приятный массаж и происходит “воспитание прикосновением”.

“Ручная терапия” включает также и трудотерапию. Для детей любой приносящий удовольствие труд является и оздоравливающим, и развивающим, и профилактическим средством. Наиболее показаны и распространены такие “терапевтические работы”, как вязание, вышивание, плетение, лепка из глины, раскрашивание ткани, рисование, работа с тестом, занятия с песком, водой, землей, ухаживание за растениями, животными и т.д.

По статистическим данным, показатели здоровья детей дошкольного возраста в последние годы оставляют желать лучшего, значит, надо использовать все, что может помочь в решение этой проблемы. И в том числе оздоравливающие, корректирующие, снимающие эмоциональное и психическое напряжение игры и упражнения.

Игры и занятия детей могут выполнять несколько функций:

- развлекательную – создавать благоприятную атмосферу;

- релаксационную – снимать напряжение, вызванное негативными эмоциями, перегрузками мышц, нервной системы, мозга;

- коммуникативную – объединять детей в группы, способствовать их сотрудничеству, взаимодействию между собой;

- воспитательную – формировать моральные и нравственные качества;

- обучающую – давать новые знания, умения, навыки или закреплять их;

- развивающую – развивать внимание, память, мышление, т.е. важнейшие психические процессы;

- коррекционную – “исправлять” эмоциональные поведенческие или другие проблемы ребенка;

- профилактическую – предупреждать появление психосоматических заболеваний;

- лечебную – способствовать выздоровлению;

       Задача взрослого – использовать те игры и упражнения, которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, способствуют его развитию и саморазвитию.

Особая роль отводится играм с песком, или “песочной терапии» (концепция такой терапии использовалась М.Монтессори, основателем аналитической психотерапии Карлом Юнгом, английским педиатром Маргарет Ловенфельд и другими учеными).

Педагоги считают, что “песочная терапия” снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает бурную фантазию.

Как проводится “терапия” песком?

Детям показывают, как можно, глубоко погрузив руки в чистый речной песок, перетирать его между ладонями, сжимать, просеивать, т.е. делать самомассаж. Следует обучать детей проговаривать свои ощущения: “Мне нравиться погружать руки в этот песок”; “Я чувствую тепло песка”; “ Я чувствую крупинки, они покалывают мои ладони. Мне приятно”.

Проводятся упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальцы “ходят гулять” по песку, прыгают, выполняют зигзагообразные движения, играют “на пианино”.

Дети с интересом оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от ботинок. Нравится им делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький, средний).

Кроме того, песок можно раскладывать в пакеты, взвешивать, “продавать”, перевозить, лепить из него “угощения” и т.д.

С удовольствием дошкольники играют в “сыщиков» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), в строительство ходов, лабиринтов, колодцев.

Песочная терапия”- это и возможность обучения детей предметному и ландшафтному конструированию. Из песка и природных материалов       (кусков дерева, веток, шишек, камушков и т.п.) они сооружают реки, долины, горы, озера, дороги, туннели, мосты. Вдоль дорог возводят строения и целые города, населяют их жителями (игрушками- фигурками людей и животных). При этом развивается кругозор детей, их речь, пространственная ориентация, умение сотрудничать друг с другом, работать и играть сообща.

На песке детей учат рисовать, писать буквы и целые слова (пальцем, палочкой). Это вызывает гораздо больший интерес, чем письмо на бумаге.

Таким образом, “песочная терапия” позволяет:

- стабилизировать психоэмоциональное состояние;

- совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

- стимулировать развитие сенсорно- перцептивной сферы, тактильно- кинестетической чувствительности;

- развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

- стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

- разнообразить  способы сотрудничества.

Не менее эффективна “терапия глиной”.  

          Археологи находят глиняных зверушек в тысячелетних пластах на всех континентах и объясняют, что древний человек, создавая из глины зверей, рыб и птиц, видел глубокую связь между ними и реальными животными.

Глина была первым материалом для изготовления посуды, из неё строили жилища – глинобитные дома, делали кирпичики, из которых клали стены и печи. Глина несла тепло и уют.

Всё то полезное, что дают игры с песком, можно с уверенностью отнести и к играм с глиной, которую не заменит самый дорогой пластилин. Рука, входящая в соприкосновение с песком и глиной получает знания и опыт – основу мышления.

В работе с дошкольниками мы использовали такое наследие предков, как “глинопись”. Сначала дети делали на куске сырой глины отпечатки ладоней и ступней и подписывали своё имя (сами или с помощью взрослого). Узнав про “глиняные” книги, стали палочками выдавливать буквы.

Глина оказалась и отличным математическим материалом: можно скатать колбаску и разделить на равные части; можно лепить цифры, геометрические фигуры (и при желании изменять их форму).

Конечно, работа с глиной требует особых приспособлений, клеёнчатых фартуков для детей, дополнительных хлопот по уборке, но результат от приобретенных умений, от жажды творить и быть “скульптором” окупает все затраты.

Рука ребенка, соприкасающаяся с водой, также развивает и гармонизирует работу его мозга. В педагогике известно более сотни упражнений: от массажа рук в воде до опытов, связанных с различными агрегатными состояниями воды: жидкостью, паром, льдом.

“Таланты детей находятся на кончиках их пальцев”, - так утверждала и доказывала на основе многочисленных экспериментов известный педагог Мария Монтессори.

Исследования современных физиологов показывают, что имеется тесная связь больших полушарий мозга с нервными окончаниями, заложенными в подушечках пальцев и в кистях рук: утомление мышц рук вызывает торможение центральной нервной системы и наоборот. Можно влиять на рецепторы кистей рук и пальцев, механически раздражая их и вызывая ощущение тепла с помощью массажа.

Известный японский учёный Йосиро Цуцуми в течение тридцати лет изучал древние манускрипты и современную медицину и в конечном итоге разработал оригинальную методику “сохранения здоровья пальцевыми упражнениями”.

Самые простые из рекомендованных им упражнений применяются в обязательном порядке во всех детских садах и школах Японии. Начиная с двухлетнего возраста детей обучают приемам самомассажа кистей рук и пальцев.

1.Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца. Растирают сначала подушечку пальца, затем медленно опускаются к его основанию. Такой массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками (“приговорками”).

2.Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками. По свидетельству археологов, люди играют кремниевыми, каменными, мраморными и глиняными шарами многие столетия. Детям предлагаются шарики, которые можно просто вертеть в руках, щелкать по ним пальцами и “стрелять”, направлять в специальные желобки и лунки, состязаясь в меткости.

3.Массаж грецкими орехами. Предлагается:

                               а) катать два ореха между ладонями;

                               б) прокатывать один орех между пальцами;

                               в) удерживать несколько орехов между                                                                    

                               растопыренными пальцами ведущей руки;

                               г) удерживать несколько орехов между пальцами

                             обеих рук.                                                                                  

4.Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко “укалывают” ладони и активизируют нервные окончания, снижают напряжение. Детей учат пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживать его в определенном положении в правой и левой руке.

5.Массаж “четками”. Перебирание “четок” (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы. В это время можно считать количество “четок” (в прямом и обратном порядке).

Медики и педагоги едины в своем мнении: такие игровые упражнения развивают представления детей о возможностях своего организма, улучшают память, внимание, устраняют психическую напряженность, восстанавливают бодрое настроение, благотворно влияют на мозг и нервную систему.

Попробуйте осуществить с детьми проект, который условно можно назвать “Наши руки”. Предложите им обмакнуть ладони в яркие краски (заранее разведите их и налейте в тарелки) и приложить к большому листу ватмана, на котором изображен только ствол. Получится разноцветное дерево с кроной листьев-рук. И пусть дети подумают и расскажут, что можно делать своими руками. Дети узнают, что руки-трудяги могут все на свете, а у взрослых появятся новые темы для интересных и познавательных бесед с детьми.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по звуковой культуре речи

Разви­вать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо про­износить многосложные слова громко и шепотом, различать слова,  похожие по звучанию,  правильно ставить  ударение....

Совместная деятельность родителей и детей в старшей группе: «Игры по звуковой культуре речи.»

Оптимизация процесса развития звуковой стороны речи посредством активного привлечения родителей к игровому закреплению освоенных дошкольниками навыков....

Авторские игры по звуковой культуре речи.№1

Авторские игры по звуковой культуре речи, созданные специально для повторения пройденного материала по обучению грамоте. Игры рекомендованы для детей подготовительных групп и  их родителей....

Игры на звуковую культуру речи с детьми дома

Предлагаю игры на развитие у детей 5-6 лет звуковой культуры речи, в которые родители могут играть дома с детьми ....

Дидактические игры по звуковой культуре речи старшая группа.

Игры помогут детям в определении первого и последнего звука в слове, в нахождении места звука в слове. Упражнять детей в дифференциации звуков....

Дидактические игры по звуковой культуре речи

Игры по звуковой культуре речи (словесные игры)...