Методическая разработка образовательной деятельности «Волшебный круг для Лунтика»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Чаркина Людмила Михайловна

НОДс использованием метода мандалотерапия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №40 «Веселинка»

города Губкина Белгородской области

Методическая разработка образовательной деятельности

«Волшебный круг для Лунтика»

(образовательная область «Познавательное развитие»,

раздел «Тропинка в окружающий мир»

основной образовательной программы дошкольного образования под редакцией В.Т. Кудрявцева «Тропинки»)

Комаревцева Е.Н.,

Чаркина Л.М.

воспитатели

МБДОУ «Детский сад комбинированного

 вида №40 «Веселинка»


Возраст детей/направленность группы

Дети 5-6 лет/старшая группа общеразвивающей направленности

Форма проведения ОД

Интерактивное познавательное занятие

Приоритетные образовательные области

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Цель

Расширение представлений детей о временах года, закрепление знаний о технике «рисунок в круге «мандала», развитие коммуникативных навыков, дружелюбия, стабилизация эмоциональной сферы детей, отзывчивости.

Программные задачи

«Познавательное развитие»:

  • развивать познавательный интерес к данной теме;
  • развивать поисковую деятельность и интеллектуальную инициативу;
  • развивать первоначальные умения делать умозаключения и выводы;
  • закрепить представления о временах года.

«Социально-коммуникативное развитие»:

  • учить работать в подгруппах, индивидуально и коллективно;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • воспитывать чувство сплоченности в коллективе;
  • обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей.

«Речевое развитие»:

  • побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением, четко проговаривая слова;
  • продолжать воспитывать слушать ответы других детей, не перебивать их;
  • активизировать словарь детей.

«Художественно-эстетическое развитие»:

  • развивать творческие способности и нестандартное мышление;
  • продолжать учить работать с пластилином, восковыми мелками;
  • воспитывать эстетические чувства.

«Физическое развитие»:

  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • воспитывать заинтересованность в сохранении собственного здоровья;
  • выявлять поведенческие особенности детей и корректировать их с помощью мандалотерапии, научить их сосредотачиваться и концентрировать свое внимание.

Основные понятия (новые слова)

Мандала, времена года, сектор.

Виды детской деятельности

Коммуникативная (беседа, диалог); изобразительная (выкладывание и рисование мандалы); двигательная (работа с игровым барабаном для выполнения упражнений); познавательная (работа с построением мандалы «Времена года» на интерактивной доске).

Формы организации детской деятельности

совместная деятельность взрослого и детей, деятельность детей по парам; деятельность детей по подгруппам; индивидуальная деятельность.

Ресурсы

Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением мандал, пластилин, семена растений (фасоль, горох, тыква, кукуруза, семечки), восковые мелки.

Наглядно-демонстрационный материал: карточки к дидактической игре «Времена года».

ИКТ: интерактивная доска, проектор, компьютер.

Ожидаемые результаты

- проявляют интерес к учебной деятельности;

- знают времена года и их последовательность, признаки времен года;

- самовыражаясь, взаимодействуют со сверстниками в игре;

- умеют сосредоточиться на поставленной задаче;

- способны сохранять и укреплять свое психическое здоровье, поддерживать устойчивое положительное психоэмоциональное состояние.

Этапы ОД

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

I. Организационный этап

Воспитатель: Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть! А теперь я вам предлагаю взяться за руки и подарить друг другу улыбку. Я вам сейчас прочитаю небольшое стихотворение, а вы в это время постарайтесь повторять за мной. Готовы?

Здравствуй, друг!

(здороваемся с соседом справа)

Здравствуй, друг!

(здороваемся с соседом слева)

Здравствуй, наш волшебный круг!

(делаем поклон кругу)

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

(дети берутся за руки и улыбаются друг другу).

Ребята, я сегодня рада видеть Машу, которая выздоровела и пришла в детский сад.

Дети приветствуют друг друга по кругу.

Ваня (предпоследний ребенок в круге): А я рад видеть Елену Николаевну.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы встали именно в круг?

Ответы детей (так мы лучше видим друг друга, мы стоим рядом все вместе).

Воспитатель: Правильно, круг сближает, объединяет людей, делает их дружелюбнее друг к другу.

А как называются необычные рисунки в круге, которые мы с вами уже раскрашивали и изготавливали?

Дети: мандалы.

Воспитатель: Правильно. Такие рисунки успокаивают, помогают расслабиться, дарят нам хорошее настроение и самочувствие.

Звучит сигнал скайпа.

Воспитатель: Послушайте, у нас звонок. Кто это может быть?

Здороваются и дарят друг другу хорошее настроение.

Дети эмоционально настроены на совместную деятельность.

II. Мотивационно- ориентировочныйэтап

На экране появляется Лунтик.

- Ребята, здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь. Баба Капа готовила сюрприз деду Шеру – мандалу по временам года. Но я нечаянно её испортил. Я хочу всё исправить, но не знаю порядок времен года, ведь у нас на Луне этого нет.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать?

Дети: Надо помочь Лунтику.

Воспитатель: А как нам решить его проблему? Оля, как ты думаешь? А ты, Саша?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, надо определить порядок времен года.

Воспитатель: Ребята, а какие времена года вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Итак, сколько всего времен года?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Отлично! Ребята, вы уже знаете, что такое мандала. Кто может напомнить?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо. Посмотрите на нашу интерактивную доску. На ней изображён круг, который разделён на 4 части. Кто знает, как называются части круга?

Дети затрудняются с ответом.

Воспитатель: Часть круга – это сектор. Он напоминает кусок торта. Ребята, а как вы думаете, почему наш круг разделен на 4 части?

Дети: Потому что у нас 4 времени года.

Воспитатель: Правильно. Лунтик просил нас помочь ему узнать порядок времён года, чтобы правильно собрать мандалу, которую он испортил. Чтобы не ошибиться, мы можем каждый сектор выделить разным цветом. Богдан, какой цвет больше всего подходит зиме?

Ответы детей.

Воспитатель: А весне, Милана?

Ответы детей.

Воспитатель: А лету? А осени?

Ответы детей. На экране каждый сектор раскрашивается в называемый детьми цвет.

Участвуют в беседе, эмоционально реагируют на персонажа.

Знают порядок времен года, цветовую гамму, характерную для каждого времени года.

III. Поисковый этап

Воспитатель: Молодцы! А теперь я предлагаю вам поиграть в игру.

Дидактическая игра «Догадайся, докажи»

Детям предлагается набор картинок, перевернутых изображениями вниз. Каждый ребенок выбирает картинку и определяет, какое время года на ней изображено. Далее дети объединяются в команды по временам года. Каждая команда аргументирует свой выбор и ответ.

Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.

Воспитатель: А какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. Хорошо! Ребята, предлагаю вам собрать осенний сектор мандалы. Как вы думаете, из чего мы его можем сделать?

Ответы детей (из каштанов, шишек, листьев).

Игра «С какого дерева листок»

Воспитатель: Я приготовила для каждого из вас картинки с изображением осенних листьев, но эти картинки нужно собрать из частей.

Дети собирают разрезные картинки. В итоге получаются круглые картинки с изображением листьев.

Проявляют любознательность, внимательность. Работают в подгруппах. Делают выводы.

Работают индивидуально.

Умеют сосредоточиться на поставленной задаче

IV. Практический этап

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите на экран – каким красивым стал осенний сектор нашей мандалы!

Дети, а после осени какое время года наступает?

Дети: Зима.

Воспитатель: Молодцы! Значит, какой сектор мы будем готовить следующим?

Дети: Зимний.

Воспитатель: Совершенно верно.

Эксперимент «Лёд в варежке»

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам провести необычный эксперимент. У меня есть кусочки льда и тёплые варежки.

Как вы думаете, если льдинку положить в варежку, она растает быстрее?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас проверим. Одну льдинку я положила в прозрачный пакет, а затем в варежку. А вторую – оставила лежать на открытом воздухе. Смотрите, что с ними произошло. Расскажи, Саша, где льдинка растаяла сильнее?

Ответ ребенка.

Воспитатель: Правильно. Дело в том, что все предметы в мире обмениваются своим теплом друг с другом и окружающей средой. Если мы хотим что-то сохранить холодным (или горячим), то нам надо как-то защитить его от окружающей среды. Теплый воздух снаружи плохо проходит в варежку, поэтому и лёд в ней нагревается медленнее.

Воспитатель: Посмотрите на нашу доску – на ней появился зимний сектор мандалы (на интерактивной доске появляется анимированное изображение снежинки из льдинок). Из чего он сделан?

Ответы детей (льдинки и снежинки).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас есть игровой барабан, который похож на мандалу. Предлагаю вам немного размяться и согреться после опыта со льдинками (игра с игровым барабаном для выполнения физических упражнений. Дети по очереди крутят барабан и показывают упражнения, выпавшие на барабане, остальные повторяют за ним).

Воспитатель: Молодцы, ребята! После зимы наступает..?

Дети: Весна.

Воспитатель: Хорошо! Значит, какой сектор следующий?

Дети: Весенний.

Воспитатель: Весной многие готовятся к посадке огородов. Вы помогаете своим родителям или бабушкам и дедушкам высаживать семена на грядки? Посмотрите, осенью я заготовила семена разных растений. От какого растения эти семена? А эти?

Ответы детей.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы из семян появились растения?

Ответы детей.

Воспитатель: Предлагаю посадить семена на необычные грядки, которые уже есть. Они круглой формы, а вместо земли на них пластилин. Посадка огорода – дело хлопотное, одному не под силу. Поэтому лучше это делать в парах, по очереди высаживая семена. Вы можете увидеть на фотографиях (предлагаются готовые образцы), как это делают уже опытные огородники, и так же красиво оформить свою грядку.

Воспитатель: Ребята, какие красивые грядки у вас получились! Уверена, что на них вырастут очень красивые растения, которые осенью дадут хороший урожай. Посмотрите на экран – теперь и весенний сектор у нас стал ярким и красивым. А какой же сектор у нас остался незаполненным?

Дети: Летний.

Воспитатель: А чем вы занимаетесь летом?

Ответы детей (отдыхаем на море, гуляем, загораем, катаемся на каруселях, велосипеде, самокате).

Воспитатель: А ещё летом можно рисовать разноцветными мелками на асфальте. Но так как сейчас на улице сыро и холодно, можно сделать большой общий рисунок восковыми мелками. А раз у нас остался незакрашенным последний, летний, сектор, то предлагаю нарисовать всё, что связано с летом (рисуют на ватмане круглой формы).

Дети, а теперь посмотрите – мы вместе собрали мандалу по временам года и теперь можем отправить её Лунтику. А он по нашей схеме правильно сделает мандалу для деда Шера.

Работают в парах.

Работают коллективно.

Умеют работать с пластилином, самостоятельно выполнять творческое задание.

Умеют работать по образцу и

воплощать собственный творческий замысел.

Самовыражаясь, взаимодействуют со сверстниками.

V. Рефлексивно -оценочный этап.

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали?

- А какие задания выполняли?

- Что у нас получилось?

- Какое задание было самое интересное?

- Лиза, что в нашей игре тебе удавалось легче всего?

- Костя, а что у тебя вызывало трудности?

А теперь я предлагаю вам прилечь на ковёр и полюбоваться красивыми мандалами.

Звучит спокойная релаксирующая музыка. Дети, лёжа на ковре, рассматривают проекции красивых мандал.

Отвечают на вопросы.

Умеют отвечать на вопросы, делать выводы и умозаключения, анализировать результат своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении  в природе, в жизни человека(«Познание...

Методические разработки на тему: «Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «Волшебная капелька»

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив (старшей возрастной группе)Тема: «Волшебная капелька»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «...

Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности " Волшебный сундучок"

Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста...

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНЫЕ КАМЕШКИ»

Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочен...

Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".

Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обу...

Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности «Волшебное превращение круга в гусеницу» (интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе .

Продолжить формировать представление о круге: учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по величине: большой, маленький.•  Спосо...

Методическая разработка образовательной деятельности «Волшебная страна геометрических фигур»

Цель: Формирование элементарных математических представлений посредством игры-путешествия...