Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений, тема: "Поможем Лунтику".
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

 

Занятие "Поможем Лунтику" тематическое, разработано по теме лексической неделе «Космос».

На данном занятии по формированию элементарных математических представлений идет обучение составлению и решению арифметических задач на сложение с помощью моделей, упражнение в умении делить геометрические фигуры по признакам (цвету, форме, величине),сравнивать, обобщать, закрепление счета в прямом и обратном порядке в пределах 10, совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, развитие логического мышления, памяти, внимания.

Занятие состоит из трех частей.

Учитывая то, что ведущим видом деятельности детей является игра, на первой части занятия используются игровые приемы: введение персонажа, чтобы создать у детей эмоционально-положительный настрой, расположить к дальнейшему сотрудничеству.

Во второй части занятия так же используются игровые приемы, наглядные и словесные методы обучения: объяснение, сравнение, вопросы, пояснения, рассуждения.

 Третья часть итоговая, где осуществляется подведение итогов прошедшего занятия. Дети делятся своими впечатлениями, знаниями приобретенными во время игр. Благодаря этому развивается логическое мышление ,связная речь, детская компетентность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luntik.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности   с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений,

 тема: "Поможем Лунтику".

 

Программное содержание: учить составлять и решать арифметические задачи на сложение с помощью моделей. Упражнять в умении делить геометрические фигуры по признакам (цвет ,форма, величина),сравнивать обобщать. Закрепить счет в пределах 10 (прямой и обратный),цифры. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Поощрять стремление высказывать свои мысли, суждения при помощи точной и ясной речи. Развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Предварительная работа: обучение счету в пределах 10 и обратно, составление и решение задач на сложение.

Материал и оборудование. Демонстрационный материал: мягкая игрушка "Лунтик", мяч, мольберт, звезды из картона, объемные и плоскостные геометрические фигуры, обручи. Цифры, сюжетные картинки.

Раздаточный материал: математические наборы, карандаши, тетради в клетку.

Образовательная область:"Познавательное развитие".

Интеграция познавательных областей:"Речевое развитие","Физическое развитие","Социально-коммуникативное развитие","Художественно эстетическое развитие".

Ход:

1.Организационный момент. Мотивация на предстоящую совместную деятельность.

Дети играют в группе.

Воспитатель(заходит в группу  в руках держит игрушку "Лунтика" ).

-Здравствуйте ребята!

Дети:

- Здравствуйте!

Воспитатель:

- Ребята, это «Лунтик» он житель луны, но как вы помните  "Лунтик" упал на землю и теперь путешествует по  ней. Сегодня он у нас в гостях  и хочет обратиться к нам с просьбой  о помощи.

Лунтик:

-Ребята, я хочу отправиться обратно на луну, но я не могу отремонтировать свой космический корабль потому что ничего не умею делать. Я не умею считать, не знаю цифры, не умею решать задачи и не различаю геометрические фигуры. Вы мне поможете? Вы меня научите?

Дети: Да!.

Воспитатель: Лунтик, присаживайся вместе с детьми и слушай внимательно.

2.Основная часть.

Садятся на стульчики.

-А сейчас отгадайте загадку:

Голубой платок, алый клубок
По платку катается, всем людям улыбается".
-Что это?
-Правильно, солнце? А какое оно? (круглое, теплое, жаркое).
-А где находится Солнце? (в космосе, в небе)
-А зачем нам нужно Солнце?
-Солнце большое или маленькое?
-Почему оно кажется маленьким?
-А сейчас отгадайте ещё одну загадку:

"Черная дорожка
           Усыпана горошком."
  (звёзды.)

-А когда мы можем увидеть звёзды?
-Где они находятся?
-Почему кажутся маленькими?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно ребята, звезды далеко в космосе. А сколько звезд на небе?

Ответы детей.

Воспитатель:

 -Можно ли их посчитать?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Звезд очень много и для этого нам потребуется много времени.

Скажите ,с помощью чего записывают данные о счете?

Ответы детей.

-Правильно, с помощью цифр.

- Давайте поиграем в игру"Веселый счет".

(читаю отрывок из стихотворения С.Маршака "Веселый счет").

Вот один, иль единица,

Очень тонкая, как спица,

А вот это цифра два

Полюбуйся, какова:

Выгибает двойка шею,

Волочиться хвост за нею.

А за двойкой посмотри

Выступает цифра три.

Тройка третий из значков

Состоит из двух крючков.

За тремя идут четыре,

Острый локоть оттопыря.

А потом пошла плясать

По бумаге цифра пять.

Руку в право протянула,

Ножку круто изогнула.

Цифра шесть дверной замочек:

Сверху крюк, внизу кружочек.

Вот семерка-кочерга.

у нее одна нога.

У восьмерки два кольца

Без начала и конца.

Цифра девять иль девятка-

Цифровая акробатка.

Один ребенок у мольберта, а остальные дети на местах выкладывают карточки с соответствующими цифрами. Затем они называют цифры по порядку.

Воспитатель:

-Цифрами записываются числа. Числа нужны людям для счета предметов.

-Хорошо, молодцы,  цифры вы знаете.

Воспитатель:

 -Ребята, что такое цифры "Лунтик" запомнил, но он не умеет решать задачи, а мы обещали его научить.

 Игровое  упражнение "Составим задачи".

(На мольберте звезды).

Воспитатель:  

-Давайте с вами вспомним, из каких частей состоит задача? Как называется каждая часть в задаче? (условие, вопрос, решение, ответ). Молодцы! А вот и задача: на небе было три звезды, потом появилось еще две звезды. Сколько звезд стало на небе?

-Какое условие задачи?

Дети:

- На небе было три звезды, потом появилось еще две звезды.

-Какой вопрос в задаче?

Дети:

-Сколько звезд стало на небе?

Дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков, отвечают на вопрос задачи и читают запись.

Воспитатель:

-Вместе с детьми проверяет правильность ответа.

-Кто хочет придумать свою задачу со звездами?

Дети придумывают задачи на сложение. Один ребенок работает у мольберта,

Воспитатель:  

-Ребята мы с вами составили задачи  с помощью предметов, вы составили задачу самостоятельно, можно составлять задачи с помощью сюжетных картинок, но мы с вами научимся составлять задачи при помощи моделей, используя круги двух цветов. Затем дети выкладывают решение с помощью цифр и арифметических знаков. Вызванный ребенок "записывает" решение задачи на мольберте.

- Ребята, решать задачи можно не только по картинкам, но и по моделям. Как это делать, я вам сейчас расскажу.  Модели это зашифрованное условие задачи. Посмотрите на одну из них. Здесь изображено два круга с точками. Сколько точек в одном круге? Сколько в другом? Количество точек обозначает количество предметов. Посмотрите, как можно составить задачу по модели.

Воспитатель дает образец.

Воспитатель показывает детям следующую модель. Один ребенок составляет задачу, другой записывает решение с помощью магнитных цифр.

Индивидуальная работа (в паре). Педагог раздает детям схему, по которым они должны самостоятельно составить решение задачи. Один ребенок составляет, другой проверяет.  

Воспитатель:

-Молодцы, ребята, вы с заданием справились, а сейчас мы проведем разминку.

Физкультминутка.

Раз- два- три-четыре-пять
Чтоб получше нам размяться,
Будем глубже наклоняться.
Наклоняемся вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вперёд и назад.)
Вот ещё одно заданье —
Выполняем приседанья.
Не ленитесь приседать!
Раз- два- три-четыре-пять. (Приседания.)
Мы шагаем дружно, бодро,
Но пора закончить отдых. (Ходьба на месте.)

Игровое упражнение: "Назови фигуры".

Воспитатель:

- А на чем летают в космос?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Правильно, на ракете. Я предлагаю вам выбрать для ракеты необходимые фигуры.

- Какие фигуры у нас в коробке? (Плоскостные и объемные)

- Для ракеты нам понадобятся только плоскостные фигуры. Выбирите их и положите в обруч.

- Молодцы, справились. Но не все плоскостные фигуры нужно использовать. А только желтые фигуры, имеющие угля.

- Выберите  желтые фигуры с углами и положите в следующий обруч.

- Назовите фигуры, которые понадобятся Лунтику для строительства ракеты.

Воспитатель:

-Молодцы, с заданием справились. Мы с вами выбрали фигуры из которых можно построить ракету. Скажите, а откуда запускают ракеты?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Правильно с космодрома. А когда запускают ракету, что делают?

Дети:

- Делают отсчет.

Воспитатель:

-А как?

Дети:-10,9,8,....

Воспитатель:

 -Правильно. Давайте и мы с вами поиграем в игру "Обратный отсчет", все встанут в одну колонну и будут передавать мяч друг, другу называя числа в обратном направлении.

Воспитатель:

-Хорошо, молодцы.

Игровое упражнение "Продолжи ряд" (если останется время)

Воспитатель:

-Ребята "Лунтику "нужно научиться делать разные записи, давайте познакомим его с тетрадями в клетку, где мы сделаем запись "шифровки".

У детей тетради в клетку, на которых дано начало "шифровки". На мольберте такой же рисунок.

Воспитатель:

- Ребята, внимательно рассмотрите рисунок, последовательность расположения точек и линий; соблюдайте интервалы между ними и продолжите"шифровку".

После выполнения проверяю правильность  выполнения задания.

3 .Подведение  итогов.

Воспитатель:

-Ребята вам понравилось играть?

-Что вам больше всего понравилось? Чему вы научились? Что закрепили?."Лунтик", понравилось тебе играть с нашими детьми? Чему ты научился?

"Лунтик"благодарит всех за помощь.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в форме занятия (подготовительная логопедическая группа) Образовательная область «Познание» Формирование элементарных математических представлений Тема: «Поможем Ленивице»

Непосредственная образовательная деятельность в форме занятия (подготовительная логопедическая группа)Образовательная область «Познание»Формирование  элементарных математических представлен...

Конспект занятия в средней группе. Познание (формирование элементарных математических представлений) Тема: "Поможем другу".

Еще одно интерсное интегрированное занятие, где дети в игровой форме, помогая другу,закрепляют счет до 5, сравнение предметов по длине, высоте, знание геометрических фигур, умение строить по схемам из...

Конспект занятия по познавательно-исследоватльской деятельности(формирование элементарных математических представлений) Тема: "Поможем гному"

Познавательно-исследовательская деятельность, направлённая на обогащение и закрепление сенсорного опыта детей, совершенствование умений детей считать до 5, на расширение представлений детей о временны...

Методическая разработка конспекта открытого занятия с детьми подготовительной логопедической группы по формированию элементарных математических представлений "Тайна волшебной коробочки"

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной логопедической группе, на котором дети за 30 минут  должны будут открыть 4 "замочка "волшебной коробочки, чтобы узнать что в ней находится, т...

Открытое занятие «Формированию элементарных математических представлений». Тема: «Поможем Машеньке».

Совершенствовать умение называть и различать знакомые геометрические фигуры: круг, звезда, квадрат, треугольник, прямоугольник.Закреплять умение называть основные цвета (красный, синий, желтый, зелены...

Фрагмент конспекта непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Тема: «Поможем Черепахе-Тортилле» Возраст 5-6 лет.

Цель:-Формировать познавательный интерес, через различные виды математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:-Формировать познавательный интерес, через логич...

Фрагмент непрерывной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений Тема: «Поможем Черепахе-Тортилле» Возраст 5-6 лет.

Цель:-Формировать познавательный интерес, через различные виды математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Образовательные:-Формировать познавательный интерес, через логич...