РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Одним их важных средств реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Анисимова Татьяна Игоревна, Филиппова Алина Вячеславовна

(«Чебоксарская НОШ для обучающихся с ОВЗ №2»

Минобразования Чувашии г. Чебоксары, Alexfo1945@yandex.ru)

Аннотация.  Одним их важных средств реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО является развивающая предметно-пространственная среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество).

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, системно-деятельностный подход.

Как известно, немаловажное значение для реализации системно-деятельного подхода имеет развивающая предметно-пространственная среда, в которой ребенок с ОВЗ чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, проектирование или художественное творчество). 

В соответствии с требованиями ФГОС ДО организация пространства должна обладать многофункциональными качествами гибкого зонирования и оперативного изменения в зависимости от образовательной ситуации. Она должна быть содержательно-насыщенной, отвечать принципам трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности для ребенка [1].

При создании развивающего пространства в групповом помещении мы учитывали принцип гибкого зонирования, который предполагает наличие различных центров для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. Наши центры достаточно трансформируемы в зависимости от воспитательно-образовательных задач и индивидуальных особенностей детей, так как периодически дополняются, объединяются.

Игровой деятельности в развитии дошкольников отводится ведущая роль, поэтому большое пространство в нашей группе занимает «Игровая зона, достаточно насыщенная разнообразными атрибутами и игровыми материалами для сюжетно-ролевых и театрализованных игр («Семья», «Магазин», «Больница», «Салон красоты», «Почта», «Библиотека», «Театр» и др.). Чтобы максимально экономно использовать пространство, атрибуты для некоторых сюжетно-ролевых игр расположено в легко открывающихся шкафах прямо в игровой зоне. Дети знают, где что лежит и всегда могут без труда взять то, что им нужно для игры, что отвечает принципу доступности. Для мобильности игровой зоны мы используем передвижные ширмы, игровое оборудование, символы и знаки для зонирования, способствующие моделированию игры по выбору ребенка, его сценарию. Дети имеют возможность самостоятельно разворачивают игровые действия, объединяя различные атрибуты игр и распределяя роли между собой.

С целью обеспечения двигательной активности детей в течение дня, профилактики нарушения осанки, развитие ловкости, меткости, координации движений в группе создан «Центр двигательной активности», содержащий разнообразный спортивно-игровой материал (дартс, кегли, мячи, обручи, скакалки, массажная дорожка, картотека подвижных игр, пальчиковых игр, дыхательной гимнастики и пр.)

Для формирования первичных естественнонаучных представлений, формирования способов познания путём сенсорного анализа, развития наблюдательности, активности мыслительных операций, навыков исследовательской деятельности, в группе создан центр «Я познаю мир». Он содержит: учебно-методические материалы (природные и различные сыпучие материалы, глобус, предметные картинки с изображением объектов природы, разнообразные схемы и модели, дидактические игры, календари наблюдений), инвентарь для исследовательской деятельности и для ухода за растениями. Ребенок свободно может заняться той или иной деятельностью: вырастить кристаллы соли и сахара, а затем сравнить их форму и размеры; сравнить на ощупь металлические, деревянные, пластмассовые предметы, проверить их свойства; рассмотреть через лупу или микроскоп капельку воды или листья комнатного растения и т. д. Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

Центр «Юные художники» оборудован материалами для творческой деятельности. Каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом: рисовать, лепить, конструировать, просматривать альбомы и пр.

В центре «Интересная книга» для доступа детей имеется большой выбор книг детских писателей, сказок, о природе, энциклопедии и др. Рядом расположен удобный диван, где воспитанники в уютной домашней обстановке могут взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи именно тогда, когда ему самому захочется это сделать и даже уединиться и отдохнуть от шумной компании.

В основу содержательного наполнения центра «Будем говорить правильно» нами положены лексические темы, рассматриваемые в соответствии с календарно-тематическим планированием.  Центр оборудован зеркалом, имеются картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков, разноцветные фишки для звукового и слогового анализа, сюжетные картинки для составление описательных рассказов, дидактические игры для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, оборудование для дыхательной гимнастики, мелкой моторики и др.

Для приобщения к общечеловеческим ценностям, воспитания духовной культуры, формирования представлений о истории и культуре, воспитания патриотических чувств, любви к родному городу в группе имеется центр «Я патриот». Ребята здесь могут просмотреть открытки, фотографии с видами родного города и городов республики в настоящем и прошлом времени; ознакомиться с картой родного города, изображениями флага и герба республики и страны, фотографиями народного быта; рассмотреть кукол в национальных костюмах, портреты президента страны и главы республики.

В нашей раздевалке, визитной карточки группы, детям можно продемонстрировать свои достижения в художественно-эстетическом развитии (рисунки, поделки).

Итак, предметно-пространственную среду нашей группы мы стараемся организовать так, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в ней комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, находить занятие по душе, поверил в свои силы и способности, научился взаимодействовать с педагогами и сверстниками, включался в процесс исследования, а не только получал готовые знания.

Список литературы

  1. Карабанова О.А., Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ.

В данной статье представлен опыт работы по проектной деятельности....

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

   Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзы...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Мастер-класс «Современное занятие, как средство реализации системно-деятельностного подхода»

Раскрываются подходы деятельностного метода на занятиях с дошкольниками....

"Развивающая предметно-пространственная среда как средство реализации системно-деятельностного подхода"

Освещение практического опыта работы "РППС как средство реализации системно-деятельностного подхода"...