«ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Шалгенбаева Гульзат Тасбулатовна

     Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать любовь и бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста определили тему  «ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

 Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

 Прикоснуться к природе всем сердцем

 Удивиться узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

 И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

     Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать любовь и бережное отношение к природе.

       Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. В экологическом воспитании нам помогают не только наблюдение, общение с природой и уход за её объектами, но и чтение литературы, игра, творчество, музыка. Всё это в комплексе даёт хорошие результаты. Педагог должен помнить: у ребёнка должна быть возможность выразить свои впечатления в игре, творчестве, в слове. Тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребёнком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью., Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст нам возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительное конструирование», снимать психологическую инерцию и активно развивать у воспитанников такие качества мышления как гибкость, подвижность, системность, а также развивать поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.

        Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программе Н. Е. Веракса «От рождения до школы», дополняет ее с получением большей эффективности в результатах.  Игра «Найди противоречия в весне» (За что вы любите весну?, осенью день становится короче, а весной?, осенью с деревьев опадают листья, а весной?, осенью птицы улетают в теплые края, а весной?, что хорошего связано с весной?, что плохого?, дождик весной хорошо или плохо? И т.д.)

     Игры ТРИЗ позволяют активизировать познавательный интерес к окружающей природе, воспитывать осознанное бережное отношение к ней, развивать мыслительные процессы.

     ТРИЗ даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

     Применение методов и приемов ТРИЗ в экологическом воспитании позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут входить как часть любой образовательной деятельности с детьми. Творческие задания – это веселая игра и серьезная интеллектуальная работа, дающие сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.Цель ТРИЗ не только развивать фантазию детей, но и  научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.

  1. ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,
  2. Преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,
  3.  Стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.
  4. ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Основные методы работы:

  • Наблюдение не только в природе , но и за деятельностью человека, как части природы
  • Игры на познание и классификацию  «Назови одним словом»,  «Что будет если…»-на развитии ситуации через сужения поля поиска.
  • Системный анализ «Волшебный экран» .

  • Исследовательские методы обучения (овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы).

Исследовательская работа помогает развивать познавательный интерес ребёнка, его мышление, умение обобщать и обсуждать ожидаемый результат опыта.

  • Частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Основным методом работы с детьми является педагогический  поиск. Мы не даём детям готовые знания, не раскрываем истину, он должен находить её сам. Педагог ставит ребёнка в ситуацию, когда нужно самому найти ответ в какой мере повторить исторический путь познания и преобразования  предмета или явления.

  • Репродуктивные методы обучения (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

Игра «Найди целое и часть»

Вишня-косточка, рак-клешня, кошка-усы,.

 «Что с чем связано?»

Учить детей находить связи между  предметами, даже , если они связаны не на прямую. Учить делать выводы , о  том что все взаимосвязано.

Дерево-вода (без воды дерево жить не может)

Рыбка-рука ( рыбку ловят  сетью, а сеть забрасывают руками, руками чистят рыбу, кормят её в аквариуме).

Работа  построена  на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Приоритет отдается не простому запоминанию и механическому воспроизведению знаний, а пониманию детьми и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип  природосообразности обучения. Обучая ребёнка, педагог должен идти от его природы, понимая то, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

2.Принцип научности. В данном проекте мы использовали формы и методы работы, соответствующие конкретному возрасту детей, учитывающие их психофизиологические особенности.

3. Принцип позитивизма. Предполагает воспитание и обучение детей на положительных примерах. Так, в практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми педагоги знакомят детей. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Важно помнить и о том, что для ребенка дошкольного возраста заучивание лозунгов и правил не составляет особой сложности, однако эффективность такого подхода с точки зрения экологического воспитания - нулевая. Задача знакомства с правилами: создать у ребенка мотивацию определенного типа поведения в природе, причем поведения самостоятельного, независимого от страха наказания или похвалы взрослого, - таким способом не достигается. Для того чтобы ребенок следовал определенным правилам, он должен осознать их значение и эмоционально прочувствовал последствия их несоблюдения.

4. Принцип проблемности: использование элементов технологии ТРИЗ предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций, в решение которых вовлекается ребенок. Примером таких ситуаций может быть элементарная поисковая деятельность детей, экспериментирование, активное наблюдение. Проблемная ситуация характеризуется следующими особенностями: у ребенка есть потребность решить задачу, есть неизвестное, которое необходимо найти и которое отличается определенной степенью обобщенности; уровень знаний, умений ребенка достаточен для активного поиска.

5. Принцип системности. Наиболее эффективной является системная организация работы с дошкольниками. Системность проявляется и в организации работы с родителями, и в координации работы с различными учреждениями, и в одновременной реализации всех основных компонентов системы экологического воспитания.

  1. Принцип наглядности позволяет учитывать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление ребенка-дошкольника. Использование этого принципа предполагает, что для решения целей и задач экологического воспитания педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые тот может наблюдать непосредственно в своем окружении.

Принцип наглядности означает также постоянное использование в работе с детьми наглядного материала: иллюстраций, пособий, видеоматериалов, картин, плакатов, моделей, макетов мнемотехник

7. Принцип гуманистичности. Проявляется, прежде всего, в выборе гуманистической модели образования, подразумевающей личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества взрослого и ребенка, диалоговую форму обучения, когда ребенок становится равноправным членом обсуждения, а не просто обучаемым.

     Этот подход особо важен именно для дошкольной педагогики, так как ребенку без помощи взрослого трудно осознать себя партнером в общении со взрослым. В процессе экологического воспитания педагог должен отдавать предпочтение методам работы, которые направлены не на механическое воспроизводство знаний (простое запоминание тех или иных фактов), а на формирование способности самостоятельно мыслить, оценивать отношения человека и окружающей среды, понимать существующие в природе (элементарные) взаимосвязи.

Предлагаю педагогам проиграть  сказочную задачу

     Сейчас я вам расскажу одну историю, которая приключилась в нашем лесу. 
Однажды несколько волшебников поспорили, каким должен быть лес. Долго они спорили, но никак не могли друг с другом согласится. Решили, что каждый из них создаст такой лес, какой ему нравится. И вот , что у них получилось:
-первый волшебник решил, что в его лесу никаких животных, даже самых крошечных, не будет, только деревья, кустарники, трава и грибы. Скоро лес превратился в непроходимую чащу, а потом погиб. Волшебник не мог понять, почему. -   Ребята, помогите волшебнику, скажите почему погиб его лес ?
- второго волшебника раздражал всякий шум, и он создал лес, в котором не было птиц. И этот лес постигла та же участь, он тоже погиб.

-   Как вы думаете, что случилось?
- третий волшебник был очень добрым и хотел, чтобы все дружили. Он поселил в своем лесу только мирных, травоядных животных. И они чуть не съели весь лес. Очень огорчился добрый волшебник. В чем была его ошибка? 
- четвертый поселил в своем лесу только хищников. Но они вскоре покинули этот лес.

- Почему это произошло?
- пятый волшебник сотворил обычный лес, и никто этот лес не покинул.

-  Почему?

  Это хорошо, что последний волшебник создал такой прекрасный лес где всего в меру. Но,  к сожалению, на нашей земле есть такие места, где ничего не растет и ни кто не водится, это очень печально, и в наших с вами силах это исправить.

При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.

8. Принцип последовательности связан с принципами системности и проблемности.. Этот принцип отражается в системе последовательного развертывания знаний - от простого к более сложному.

9. Принцип безопасности предполагает, что используемые формы и методы работы должны быть безопасными для ребенка. Практическая деятельность воспитанников должна исключать потенциально опасные для них территории и методики работы.

10. Принцип деятельности. Такой подход позволяет сделать деятельность ребенка более осмысленной и необходимой для него лично. Данный принцип предполагает интегрированный подход в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.

Уважаемые коллеги, сейчас мы с вами  рассмотрим методику «Тайна двойного» разрешение противоречий , которые можно проиграть с детьми.

Диалог с игрушкой о погоде. Игрушка приходит на занятие вся мокрая. Воспитатель её вытирает и разговаривает с ней.

В: -Почему ты такая мокрая?

И:- Я бегала под дождём. Я очень дождь люблю!

В:- Но ведь дождь  плохой, холодный, ты можешь заболеть!

И:- Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать. Он цветочки поливает, от него всё чистое становиться!

В:- Нет, это солнышко  хорошее, а  не дождь.

И:- Нет солнышко плохое! Когда жарко болит голова и пить хочется; все цветы вянут…

В:-  А, нашим,  ребятам, солнышко наоборот нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение. Хочется радоваться и играть.

 Игра «Солнышко и дождик»

Обсуждение с детьми противоречия о погоде.

- Ребята, а как  по –вашему дождь- хороший  или плохой?

-Что хорошего в дожде?

-А что плохого в дожде?

-Значит, получается, что в дожде  есть хорошее, и плохое. Мы говорим, что дождь –это «хорошо» тогда, когда…, и дождь для нас это «плохо», когда…

 И: -А ,солнце какое, хорошее или плохое?

В:- Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?

- А что плохого может быть в солнце?

Твёрдые и жидкие человечки.

 Закрепление свойств воды и льда.

    В воскресенье я была на дне рождения у Снежной королевы. На Севере всё кругом такое красивой, сверкает, переливается… Особенно мне, понравилась посуда: тонкая, прозрачная, искристая… Снежная королева мне даже одну чашечку подарила на память. Я её положила в коробочку, чтобы не разбить и привезла вам; сейчас покажу…

(Игрушка открывает корочку, но там ничего нет, только дно-мокрое).

-Ой, а где же  чашечка? Как она могла исчезнуть?

( В процессе обсуждения выясняется, что  чашка у Снежной королевы была сделана изо льда, а лёд растаял).

2.Сравнение твёрдых и жидких веществ.

    Оказывается лед волшебный, он умеет превращаться. Лёд-это твёрдое вещество, в нём человечки держаться крепко за руки.  Вот так.

    Когда становится тепло, человечки перестают держаться за руки- и получается жидкость-вода.

- А чем жидкие вещества отличаются от твёрдых?

-Что можно делать  с водой, а что – со льдом?

Прогнозируемый результат в работе с детьми с применением методики ТРИЗ

  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию детям старшего дошкольного возраста.
  • Развитие познавательного интереса к миру природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

  • Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Слайд  21

  • Формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
  • Развитие творческих способностей детей.

  • Включение родителей воспитанников в проектную и образовательную деятельность, развитие партнёрских отношений.

Рекомендации по организации ТРИЗ в  деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

1.Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

2.Каждый день работы с детьми – поиск.  Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

3.Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём»  (в каждом предмете, явлении, факте).

 «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда  что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).

4.Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).  

  1. Играйте с детьми каждый день.
  2. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …, то ...». «Если я была бы…, то я бы..»

Красота природы таится во всем, что нас окружает – и в солнечном дне и ласковом море, которое плещется у нас под ногами.

В буйной зелени, в которой утопают сады летом.

Но так же красива зима – с ее бесконечными вьюгами и морозом.

Сколько совершенства и тончайшей красоты в одной-единственной снежинке!

А осень?

Обласканная солнцем и омытая дождями, то грустная,

то ворчливая, то нежная, то угрюмая…

Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала – вот главное нравственное качество настоящего человека.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы

В статье представлен опыт использования деятельностного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы на примере авторского пособия -...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста"

1.Воспитание эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость; 2. Воспитание умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей пом...

"ТРИЗ как средство реализации системно -деятельностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте, а  в частности детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети в этот период очень любознательные, добрые, отзывчивые. Так как у ни...

«Реализация проекта «Лэпбук, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» в рамках современного экологического образования дошкольников с ОВЗ в дошкольной образовательной организации».

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук», является успешным шагом на пу...

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы, «Развитие речи в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»....

Программа по экологическому воспитанию «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и сказок»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе; накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышлени...