Программа «Всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста при помощи камушков Марблс» «РАЗНОЦВЕТНОЕ ВОЛШЕБСТВО»
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Трофимова Татьяна Ивановна

 

Актуальность   программы   заключается   в    том,   что   целенаправленная   и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешков Марблс стимулируют развитие познавательных способностей, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга.

Система работы с камешками МАРБЛС учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, лексические темы по формированию предметных представлений МБДОУ д/с № 7, включает интеграцию всех образовательных областей. Использование возможно в любом виде деятельности педагога: во время совместной или индивидуальной работы,  во время непосредственной образовательной деятельности, при проведении интегрированного досуга, а так же, как рекомендуемая игра для родителей с детьми.  Играя, ребенок лучше усваивает программный материал, удовлетворяет свои эмоциональные потребности и, в то же время, приобретает навыки, необходимые в дальнейшей жизни. 

 

Цель: развитие сенсорного восприятия, зрительных функций, мелкой моторики, воображения, речи и ВПФ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа79.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 7 «Одуванчик»

Программа

«Всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста  при помощи камушков Марблс»

«РАЗНОЦВЕТНОЕ ВОЛШЕБСТВО»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Трофимова Татьяна Ивановна

 

 

 

 

 

Дивногорск

Содержание

 

 

 

1.     Пояснительная записка

2.     Актуальность, цель, задачи проекта

3.     Отличительные особенности программы

4.     Новизна

5.     Инструменты и материалы, применяемые на занятии с детьми

6.     Этапы работы проекта

7.Методы и приемы работы с детьми

8.Предполагаемый результат обучения

9.Педагогическая диагностика

10.Учебно-тематический план

11.Работа с семьёй

12. Работа с коллегами

13. Материально-техническое оснащение программы

14.Методическая литература

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Важным условием для начала успешного школьного обучения ребенка является сформированная устная речь, в настоящее время число речевых нарушений растет. Дошкольникам требуется коррекционная помощь. Среди дошкольников с ОВЗ И РАС значительное место занимают дети с общим недоразвитием речи и познавательного интереса. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования указывает на необходимость «Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями». В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано: «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

      «Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют познавательное и речевое развитие, но и являются «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие ребенка.

Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие ребёнка. Применение камешков «Марблс» - это один из инновационных приёмов обучения, интересный для детей. Игры с камешками «Марблс» воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику. Систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков «Марблс» способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности.

     Разноцветные камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации.

     Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Актуальность   программы   заключается   в    том,   что   целенаправленная   и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук с помощью камешков Марблс стимулируют развитие познавательных способностей, но и являются средством повышения работоспособности головного мозга.

Система работы с камешками МАРБЛС учитывает возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, лексические темы по формированию предметных представлений МБДОУ д/с № 7, включает интеграцию всех образовательных областей. Использование возможно в любом виде деятельности педагога: во время совместной или индивидуальной работы,  во время непосредственной образовательной деятельности, при проведении интегрированного досуга, а так же, как рекомендуемая игра для родителей с детьми.  Играя, ребенок лучше усваивает программный материал, удовлетворяет свои эмоциональные потребности и, в то же время, приобретает навыки, необходимые в дальнейшей жизни. 

Цель: развитие сенсорного восприятия, зрительных функций, мелкой моторики, воображения, речи и ВПФ

Задачи.

Коррекционные

  1. Формировать:
  • умение определять предмет по силуэтному изображению,
  • умение ориентироваться на горизонтальной плоскости,
  • определять местонахождение одного предмета          относительно другого предмета
  1. Развивать:
  • прослеживающую функцию глаз,
  • функцию фиксации взора,
  • сенсорное восприятие
  • слуховое внимание
  • цветовосприятие,
  • поисковую функцию глаз.
  1. Повышать:
  • остроту зрения.
  1. Способствовать:
  • развитию внимания и памяти.

Образовательные

  1. Обогащать:
  • активный словарь детей
  1. Развивать:
  • связную речь,
  • умение правильно называть предметы,
  • коммуникативные навыки (общение со взрослым и сверстниками).
  • умение различать цвета, находить цвет по образцу, словесному обозначению
  1. Закреплять:
  • формирование понятий по лексическим темам
  • названия основных цветов и их оттенков.
  • названия материалов
  1. Формировать умение:
  • анализировать,
  • обследовать предмет,
  •  выслушивать ответы сверстников, 
  • обосновывать свое мнение,
  • доброжелательные отношения со сверстниками, умение работать в подгруппе.
  1. Воспитывать:
  •  взаимоуважение.
  1. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления о его целостности.

Средства реализации программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

        демонстрационные и раздаточные;

        визуальные, аудиовизуальные;

        естественные и искусственные;

        реальные и виртуальные.

Средства, направленные на развитие деятельности детей:

        игровой (игры, игрушки);

        коммуникативной (дидактический материал);

        чтения художественной литературы (книги для чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

           

Для реализации проекта необходимо следующее обеспечение: камешки «Марблс» картотека картинок, набор камушков Марблс, карточки с эталонами цвета, карточки с заданиями, презентации и мультфильмы по работе с камешками, световой стол с песком.

 

Новизна

Уникальность и новизна программы «Марбарики» «Формирование познавательной деятельности с помощью камушек Марблс» определяется тем, что, дети знакомятся с чудесным миром камней. Дошколята постигают азы игры, при этом понимаются, как четко структурированная система постепенно усложняющихся дидактических игр и заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей детей.

Отличительные особенности   программы

 

            Отличительной особенностью данного проекта также является интеграция обучения игре с камушками Марблс, с другими направлениями детской деятельности: использование на занятиях познавательного развития: познание, математика, логопедические занятия, занятия с психологом, занятия с дефектологом, игры для самостоятельной деятельности в группе.

  Методы и приемы варьируются, но основным остается игра, так как процесс обучения проходит в форме увлекательной игры с использованием художественного слова, мультфильмов, сказок, игровых упражнений и др.

Особенность программы в том, что ребенок впервые знакомится с камушками Марблс. Они знакомятся с историей возникновения игры через сказку, учатся выполнять различные дидактические задания.  На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки, презентации, мультфильмы. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они выкладывают камушки по схемам, делают выводы.

 

План действий по реализации программы

1.     Этап – проектировочный

 Анализ мнения родителей по ведению занятий с детьми по работе с камушками  Марблс.

 Разработка программы «Всестороннего развития дошкольников с помощью камушек Марблс ».

 

2.     Этап – практический 

 Реализация программы

 

3.     Этап – обобщающий

 Показ методов   работы с камушками Марблс на методическом объедение педагогов МБДОУ №7 «Одуванчик» «Использование камешков Марблс в образовательной деятельности детского сада»

 

Методы реализации программы

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач проекта. 
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации программы используются следующие методы: 

  методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, просмотр презентации, просмотр мультфильма, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

  информационно-рецептивный метод - предъявление информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, просмотр презентаций, рассказы педагога); 

  репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

  метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения.

 

Планируемые результаты. По завершению реализации образовательной программы «Разноцветное волшебство » у воспитанников наблюдается значительное повышение уровня развития речевых способностей;

        расширяется и обогащается словарный запас; развивается мелкая моторика рук.

        Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.

        Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах развития детей.

        Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.

        Использование камешков «Марблс» в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности.

        Создание в группе развивающей среды с использованием камешков «Марблс»

  

Нормативно правовая база:

1.Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

3 Конвенция оправах ребенка.

4.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования

 

Педагогическая диагностика 

Методика обследования уровня развития умений и навыков детей.

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о «камушках Марблс».  Умеет   быстро и правильно находить нужные цвета, показывая и называя их вслух. Знает, как работать по схеме. У ребёнка развита познавательная активность, воображение. Обладает навыками счёта предметов. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ориентировка на схеме, способность думать, мыслить, анализировать. Хорошо развита мелкая моторика.

Средний: ребенок затрудняется называть цвета, показывать и называть их вслух. Плохо ориентируется в схеме. Не сразу правильно выполняет задание по схеме. Затрудняется в выкладывании логических цепочек. Не достаточно хорошо развита мелкая моторика.

 Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить цвета, показывать и называть их вслух. Не умеет ориентироваться в схеме. Не умеет выкладывать логические цепочки. Плохо развита мелкая моторика. Не умеет самостоятельно находить решение из поставленной задачи. Не умеет думать, мыслить анализировать.

Ф.и.

ребёнка

                                   знать

                             уметь

Знает нужные

цвета

Знает как работать по схеме.

Ориентировка в схеме

Правильно располагает камушки на схеме

Планирует свои действия, обдумывает их, рассуждает, ищет правильный ответ.

Выкладывает логические цепочки.

Мелкая моторика рук

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно-тематический план

Работа с детьми

СЕНТЯБРЬ

1. «4 сезона» (осень)

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с предложенными шаблонами, способствовать развитию количественного счёта, закреплять   представление об изменение цветовой гаммы листьев в разные сезоны.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, шаблоны деревьев с отверстиями разной величины, формы в соответствии с игровым материалом (камешки), картинки «4 сезона»

Методические рекомендации.

Беседа о временах года с использованием тематических картинок.

Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенной тематической картинки, рассказ детей о выполненном задании.

Предложить посчитать , сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета

2. «Салют над городом» («Цветочная поляна»)

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.  

Материал: камешки Марблс, настольные фланелеграфы.

Методические рекомендации.

Показать образцы, привлечь к изображению.

3. «Продолжи цепочку»

Цель: развивать логическое мышление.

Задачи.

Коррекционные: развивать зрительное внимание, глазомер, способность выделять из множества камешки заданных параметров, мелкую моторику.

Образовательные: формировать представление о форме, цвете величине, способствовать развитию количественного счёта.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, образцы последовательности выкладывания.

Методические рекомендации.

Внесение шаблонов и камешков, выкладывание камешков по предложенному образцу. Предложить посчитать, сколько камешков выложили, сколько камешков квадратной и т.д. формы, сколько камешков красного и т.д. цвета

СЕНТЯБРЬ

1. «Золотая осень»

Цель: закрепление представлений об осени, развитие воображения, творческих способностей.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, цветовосприятие, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать представления о «золотой» осени, об изменениях в живой и не живой природе.

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать усидчивость, способность доводить начатое до конца.

Материал: разноцветные трафареты листьев, камешки Марблс.

Методические рекомендации.

Детям предлагается выложить картину золотой осени на предложенной раскраске. Для усложнения, можно предложить выложить такую же картину на чистом листе. И далее, можно предложить придумать свою картину осени.

«Овощи, фрукты»

2.«Волшебные коробочки»

Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки определения предметов по форме и размеру на ощупь

Образовательные: развивать элементарные математические способности, закреплять количественный и порядковый счёт.

Воспитательные: воспитывать умение сосредотачиваться, формировать умения делать выводы на основе обследования предмета.

Материал: камешки Марблс разной формы, коробочки в соответствии с формой камешков

Методические рекомендации.

Вариант 1.Ребенку предлагается разложить камешки Марблс по форме в коробочки, соответствующей формы.

Вариант 2.Ребенку предлагается разложить камешки как в первом варианте, но с закрытыми глазами (с помощью специальной повязки)

Вариант 3.В игре участвует два ребенка. Они дают задания друг другу.

«Ягоды»

3. « Кондитер».

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки различения цвета и формы.

Развивающие: систематизировать представления о профессиях

Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать эстетический вкус.

Материал: камешки Марблс, формы для выпечки, кинетический песок (соленое тесто разных цветов, пластилин).

Методические рекомендации.

Дети договариваются, кто будет кондитером. Остальные игроки- его помощники. По заданию «кондитера» дети изготавливают «кондитерские изделия», украшая их фруктами- камешками Марблс. Дети договариваются, какие фрукты у них будут обозначаться камешками той или иной формы и цвета (например: клубника- это камешки красного цвета, сливы- синего, виноград- зеленого, смородина- желтого). Затем дети организовывают игру «Магазин. Кондитерский отдел».

«Грибы»

4. « Грибная поляна»

Цель: развитие представлений о съедобных и ядовитых грибах.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о грибах, их внешнем виде, развивать логическое мышление

Воспитательные: создать хорошее настроение, побуждать детей к совместной деятельности.

Материал: камешки Марблс, игровое поле с клетками, картинки с изображением съедобных и ядовитых грибов.

Методические рекомендации.

Вариант 1. Детям предлагается игра по типу «крестики –нолики». На игровом поле с клеточками дети по очереди размещают камешки-грибы, заранее условившись, что желтые камешки- это лисички, красные- подосиновики, синие и зеленые- поганки. Побеждает тот, кто первый выложит все камешки.

Вариант 2. Камешки-грибы предлагается выкладывать на игровом поле, чередуя их : съедобный-ядовитый, при этом проговаривать свои действия.

Побеждает тот, кто первый избавится от ядовитых грибов

ОКТЯБРЬ

«Домашние животные»

1.«Мозаика - соты»

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные. развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, основа для выкладывания, наборное полотно (пластмассовая решетка для раковины), картинка – образец по теме «Домашнее животное»

Методические рекомендации.

Предложить детям выложить изображение в соответствии с картинкой-образцом.

Вариант 1: ребенок самостоятельно выкладывает задуманное изображение, подбирает цвет, размер и форму камешков, описывает созданное изображение.

Вариант 2: ребенок выкладывает изображение по памяти, без опоры на образец.

Домашние птицы  

2. «Утята» (соревнование)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку

Образовательные: закреплять представление о цветах и их оттенках

Воспитательные: развивать зрительное внимание, ловкость

Материал: камешки Марблс различного цвета, деревянные ложки (по количеству команд), обруч, ведра (любая емкость) (по цвету камешков)

Методические рекомендации.

В обруч поместить камешки 3 цветов (одинаковое количество каждого цвета, формы и размера). Количество участников в соответствии с количеством цвета камешков (3). Каждый участник «черпает» из обруча камешек своего цвета, несет его на ложке в ведерко соответствующего цвета, используя способ передвижения - «ходьба в приседе» («уточка»). Кладет камешек в ведро, бегом возвращается к обручу и т. д.

Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)

Внимание!!! «палочку - помогалочку» оставлять рядом с обручем! (чтоб избежать травм во время выполнения «ходьбы в приседе»)

Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме

Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме

Усложнение: увеличение количества цветов и количества участников

«Дикие животные и их детеныши»

1. «Вокруг света»

Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о местах обитания диких животных

Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.

Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые дощечки (либо цветной картон пастельных тонов), силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.

Методические рекомендации.

В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек. Детям предлагается разместить силуэты животных на дощечках, учитывая, что красный цвет- это жаркая страна (например, Африка), желтый цвет- пустыни, зеленый цвет- наши леса, синий цвет- северные страны.

Игроки выбирают себе дощечку, с помощью кубика определяют ведущего. Ведущий показывает силуэт дикого животного, а игрок, если в его «стране» живет это животное, называет его и размещает на своей дощечке. Кто быстрее соберёт всех животных и без ошибок назовёт их и поселит в своей «стране», тот и выигрывает. Затем игрокам ведущий дает задания:

-отметить камешками только хищных животных,

- отметить парнокопытных камешками квадратной формы, остальных- круглыми камешками.

- отметить водоплавающих животных камешками синего цвета, остальных- зеленого.

2. «Путешествие в страну диких животных »

Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о диких животных, развивать способность различать их по внешнему виду, формировать навыки

Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.

Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.

Методические рекомендации

В игре могут принимать от 2 до 4 человек.

С помощью игрового кубика определяется очередность хода игроков. На дощечках есть игровое поле с кружками, по которым будут передвигать свои фишки-камешки игроки. Если на пути встречается дикое животное, надо его назвать, определить место его обитания, рассказать, как оно приспособилось к жизни, чем питается, как размножается. Если игрок ответил правильно, оставляет камешек на изображении этого животного, а сам берет ещё такой же камешек. Далее играет следующий игрок. Кто больше оставит камешков на своем пути, тот становиться победителем.

«Мебель»

3. «Собери по цвету» («Крепление для мебели»)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз

Образовательные: закреплять представление о цветах и оттенках, форме, размере, количественный счет (в пределах 10)

Воспитательные: развивать координацию движений.

Материал: камешки Марблс различной формы, цвета, размера, пинцет, емкости с опознавательными знаками (по количеству видов камешков), обруч (поднос)

Методические рекомендации.

Поместить камешки Марблс в обруч (поднос). Предложить ребенку разложить камешки в соответствующие емкости, используя пинцет.

Вариант 1: перекладывать камешки, держа пинцет левой рукой

Вариант 2: проводить игру в форме соревнования

Вариант 3: предложить ребенку карточки с изображением определенного количества камешков разного вида (например: изображено 5 синих, круглых маленьких камешков, т.д.) Собрать при помощи пинцета камешки в соответствии с изображением на карточке.

Вариант 4:карточки с изображением определенного количества предметов, собрать камешки в соответствии с формой и цветом предмета (например: на карточке изображено 5 яблок, нужно собрать 5 круглых, зеленых (желтых, красных) камешков)

«Бытовая техника»

4.«Уравняй весы»

Цель: развитие представлений о единице измерения - вес.

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: формировать представление о единице измерения предметов – весе, умение делать несложные выводы, развивать связную речь

Воспитательные: развивать познавательный интерес, внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера и формы, весы с чашами.

Методические рекомендации.

Предложить детям разложить камешки на чаши весов так, чтоб они уравнялись.

Вариант 1: сосчитать общее количество камешков на чашах весов.

Вариант 2: сосчитать количество каждого вида камешков.

Вариант 3: сравнить вес различного вида камешков, отразить результат сравнения в речи.

ДЕКАБРЬ

«Зима»

1.«Хрустальный замок изо льда»

Цель: развитие представлений об устойчивости конструкции.

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: формировать представление об устойчивости предметов, конструкций, умение делать несложные выводы, развивать связную речь

Воспитательные: развивать познавательный интерес, внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы.

Методические рекомендации.

Предложить детям построить из камешков «замок  (дворец)». Проанализировать постройку, определить камешки, какой формы более устойчивые.

Вариант 1: сосчитать общее количество камешков, используемых для постройки.

Вариант 2: сосчитать количество каждого вида камешков

«Зимующие птицы»

2.«Найди клад» (корм для птиц)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику.

Образовательные: обогащать чувственный опыт.

Воспитательные: развивать координацию движений.

Материал: камешки Марблс различной формы, емкость с песком (крупой), небольшой контейнер (ведерко)

Методические рекомендации.

Поместить камешки Марблс в емкость с песком (крупой), «закопать». Ребенку завязать глаза и предложить на ощупь переложить камешки в контейнер.

Вариант 1: перекладывать камешки определенного размера, формы

Вариант 2: в емкости (мешочке) с камешками  прячется «клад» (записка, игрушка от киндер-сюрприза, буква и т.д.). Ребенку предлагается на ощупь найти «клад».

Вариант 3: проводить игру в форме соревнования

«Посуда»

3.Подвижная игра «Собери ложкой» (эстафета)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, фиксацию взора.

Образовательные: закреплять представление о командной работе.

Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.

Материал: камешки Марблс, деревянные ложки (по количеству команд), обручи (по количеству команд), миски (пластмассовые тарелки) (по цвету камешков для каждой команды)

Методические рекомендации.

Участники делятся на команды. Рядом с каждой командой поставить миски (по цвету камешков). Напротив каждой команды расположить обруч, в котором находятся камешки Марблс разного цвета (одинаковое количество в каждом обруче). Первый участник команды берет деревянную ложку, бежит к обручу, ложкой «черпает» 1 камешек и несет к миске такого цвета, как камешек в ложке. Опускает камешек в ведерко, передает ложку следующему участнику. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее разложит камешки по мискам.

Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)

Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме

Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме

Усложнение: увеличение количества цветов.

4. «Хоккей»

Цель: формирование представлений о свойствах геометрической формы – шара.

Задачи.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз.

Образовательные: закреплять представление о свойствах круглых предметов.

Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.

Материал: камешки Марблс круглой формы, кКлюшка» (счетная палочка, плоская деревянная палочка от мороженого, стека, т.д.), дорожка (полоса, ограниченная по бокам 2 параллельными шнурами (коктейльными трубочками, пластилиновыми жгутиками, т.д.), емкость для камешков – 2 шт.

Методические рекомендации.

Предложить ребенку провести камушек – шарик по дорожке, используя «клюшку». Перекатить шарики из одной емкости в другую

Вариант 1: дорожка – волнистая линия

Вариант 2: прокатывать шарик сначала правой рукой, обратно - левой

Вариант 3: не касаться камешков руками, для перекладывания использовать 2 «клюшки»

ЯНВАРЬ

«Одежда, обувь, головные уборы»

1. «Чудесный мешочек» («Пуговицы для одежды»)

Цель: формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.

Задачи.

Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, мелкие игрушки (из Киндер-сюрприза, фасоль), мешочек

Методические рекомендации.

Камешки, игрушки, фасоль сложить в мешочек. Предложить 1ребёнку вытащить из мешочка любой камешек, описать его. Все игроки запоминают форму и размер камешка, и по очереди на ощупь достают из мешочка камешек такой же формы и размера.

Вариант 1: 1 игрок достает 2 камешка, остальные тоже достают по 2 камешка соответствующей формы и размера.

«Комнатные растения»

2.«Собери вторую половину»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию,

Образовательные: развивать зрительное внимание

Воспитательные: развивать координацию движений.

Материал: камешки Марблс различной формы, цвета и размера, изображения половины контура предмета по теме «Комнатные растения» (выложенная камешками)

Методические рекомендации.

Предложить ребенку дополнить изображение, выкладывая вторую половину контура.

3. «Дополни пейзаж» (зимний)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.

Методические рекомендации.

Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)

ФЕВРАЛЬ

«Дикие животные и их детеныши»

1. «Вокруг света»

Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о местах обитания диких животных

Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.

Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые дощечки (либо цветной картон пастельных тонов), силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.

Методические рекомендации.

В игре могут принимать участие от 2 до 4 человек. Детям предлагается разместить силуэты животных на дощечках, учитывая, что красный цвет- это жаркая страна (например, Африка), желтый цвет- пустыни, зеленый цвет- наши леса, синий цвет- северные страны.

Игроки выбирают себе дощечку, с помощью кубика определяют ведущего. Ведущий показывает силуэт дикого животного, а игрок, если в его «стране» живет это животное, называет его и размещает на своей дощечке. Кто быстрее соберёт всех животных и без ошибок назовёт их и поселит в своей «стране», тот и выигрывает. Затем игрокам ведущий дает задания:

-отметить камешками только хищных животных,

- отметить парнокопытных камешками квадратной формы, остальных- круглыми камешками.

- отметить водоплавающих животных камешками синего цвета, остальных- зеленого.

2. «Путешествие в страну диких животных »

Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о диких животных, развивать способность различать их по внешнему виду, формировать навыки

Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.

Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.

Методические рекомендации

В игре могут принимать от 2 до 4 человек.

С помощью игрового кубика определяется очередность хода игроков. На дощечках есть игровое поле с кружками, по которым будут передвигать свои фишки-камешки игроки. Если на пути встречается дикое животное, надо его назвать, определить место его обитания, рассказать, как оно приспособилось к жизни, чем питается, как размножается. Если игрок ответил правильно, оставляет камешек на изображении этого животного, а сам берет ещё такой же камешек. Далее играет следующий игрок. Кто больше оставит камешков на своем пути, тот становиться победителем.

«Семья»

3. «Веселые клеточки»

Цель: развитие познавательных способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, ориентировку на плоскости, цветовосприятие, тактильные ощущения.

закрепление понятий «право, лево».

Образовательные: развивать навыки количественного и порядкового счета, закреплять способность выделять гласные и согласные звуки, обозначать их цветом.

Воспитательные: воспитывать сдержанность, умение играть в соответствии с правилами, создать хорошее настроение.

Материал: камешки Марблс, специальные сеточки на белой и черной основе, разной формы,

Методические рекомендации:

Вариант 1.Дети играют по одному или в паре. На специальной платформе с квадратными или округлыми выпуклыми отверстиями дети из камешков Марблс выкладывают изображения (по образцам или самостоятельно придуманные)

Вариант 2.Дети выполняют задания:

- разместить камешек в правом углу платформы (в левом углу, в левом верхнем углу

- в верхней части платформы выложить заданное количество камешек, в нижней части платформы - на один меньше (на один больше, столько же).

Вариант 3.Детям предлагается определить место заданного звука в слове, дать ему характеристику, обозначить камешком соответствующего цвета.

«Военные профессии»

4. «Военная техника»

Цель: формирование представлений детей об армии, военной технике.

Задачи:

Коррекционные: развивать прослеживающую функцию глаз, ориентировку на плоскости.

Образовательные: развивать связную речь детей, обогащать представления о назначении военной техники

Воспитательные: воспитывать внимательность, усидчивость, вызвать хорошее настроение.

Материал: камешки Марблс, карточки с изображением военной техники.

Методические рекомендации:

Игра проводиться после предварительной работы по теме «Военная техника и её назначение.

Детям выдаются камешки Марблс. Каждый выбирает себе род войск: военно-воздушные силы, военно-морские войска, сухопутные войска. Ведущий показывает карточку с изображением военной техники. Тот ребенок, который выбрал этот вид техники, рассказывает, для чего она предназначена ставит на нее свой камешек. Для большей заинтересованности, в конце игры можно украсить данную технику камешками Марблс.

МАРТ

«Женские профессии»

1. « Подарок маме»

Цель: развитие представлений о первом весеннем празднике.

Задачи:

Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, формировать

Образовательные: закреплять названия цветов, формировать навыки различения их по форме, окраске.

Воспитательные: прививать любовь и уважение к маме, воспитывать внимание к ней и желание заботиться.

Материал: камешки Марблс, карточки с изображением цветов.

Методические рекомендации.

У ребенка есть карточки, с изображенными на них первоцветов разного цвета. Можно, например, 5 подснежников белого цвета, 3 желтых цветка мать-и-мачехи, 4 крокуса фиолетового цвета , 2 тюльпана красного цвета, один пролесок синего цвета. Ребенок собирает букет для мамы: выкладывает марблс по количеству предметов и заданному цвету, проговаривает свои действия.

Педагог задает вопросы в ходе выполнения заданий: какой цвет камешка надо взять? (синий), какой цветок ты подаришь маме? (пролесок), сколько пролесков ты подаришь маме? Выложи. Назови, каких цветов больше всего?

2 «Кулинарный поединок»

Цель: развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Коррекционные: развивать тактильные ощущения, закреплять навыки различения цвета и формы.

Образовательные: систематизировать представления о профессиях

Воспитательные: воспитывать культуру общения, развивать эстетический вкус.

Материал: камешки Марблс, формы для выпечки, кинетический песок (соленое тесто разных цветов, пластилин).

Методические рекомендации.

Дети делятся на подгруппы по 2 человека. У каждой группы есть набор формочек для выпечки и материал, из которого они будут изготавливать кондитерские изделия. Игра проводиться по типу телепередачи «Кулинарный поединок». Дети из одинаковых ингредиентов изготавливают кондитерские изделия и затем судьи оценивают их работу. Лучшей команде вручаются колпаки победителей.

3. «Художники»

Цель: развитие представлений детей о сезонных изменениях.

Задачи:

Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, закреплять умения компоновать оттенки основных цветов для создания сюжетной картины.

Образовательные: закреплять представления о начале весны, развивать умения выделять её признаки.

Воспитательные: развивать интерес к играм с камешками Марблс, воспитывать выдержку, усидчивость.

Материал: камешки Марблс, картинки и раскраски весенних пейзажей.

Методические рекомендации:

Вариант 1. Детям предлагается выложить картинку с изображением весеннего пейзажа по образцу.

Вариант 2. Детям выдаются раскраски, которые нужно украсить камешками Марблс, а затем рассказать, что изображено на их картинке, какие есть весенние приметы.

«Профессии на транспорте»

4. «Автомобили в гаражах»

Цель: развитие представлений детей о транспорте.

Задачи:

Коррекционные: развивать ориентировку на плоскости, развивать зрительное внимание.

Образовательные: закреплять представления о видах транспорта, развивать умения классифицировать его.

Воспитательные: развивать интерес к играм с камешками Марблс, воспитывать выдержку, усидчивость.

Материал: камешки Марблс, карточки с изображением слева разноцветных гаражей, а справа автомобилей, закрепленных на липучки.

Методические рекомендации:

Вариант 1. Детям предлагается найти гараж для автомобиля. Гаражи отличаются размером, цветом, формой.

Вариант 2. Детям предлагается словесная инструкция, по которой дети должны найти гараж для автомобиля. Например: - поставь свой автомобиль в гараж не такого цвета, не такой формы.

Условия игры можно менять, если взять карточки с изображением аэродромов и самолетов, портов и кораблей.

АПРЕЛЬ

«Перелетные птицы»

1.«Пройди лабиринт»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление

Образовательные: формировать умение проходить лабиринт

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка птицы маленькая, домик, т.д. (по размеру фигурки)

Методические рекомендации.

Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – домик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до домика камешками, пройдя лабиринт.

Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы

Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков

Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы

и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)

«Космос»

2.«Обезьянки» («Инопланетяне»)

Цель: профилактика плоскостопия

Задачи.

Коррекционные:  развивать прослеживающую функцию глаза, мелкую моторику пальцев ног.

Образовательные: формировать представления о возможностях использования пальцев ног.

Воспитательные: развивать координацию, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера и формы, обруч, ведерко

Методические рекомендации.

Предложить детям переложить камешки из обруча в ведерко при помощи пальцев ног

«Рыбы и земноводные животные»

3. «Круглый аквариум» (экспериментирование) 

Цель: формировать представление о свойствах воды

Задачи.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз.

Образовательные: познакомить с преломлением, как свойством воды

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, координацию движений.

Материал: камешки Марблс, стеклянная емкость цилиндрической формы (стакан), емкость для камешков, плоские палочки (от мороженого, мед.шпатели, стеки, т.д.)

Методические рекомендации.

Налить в цилиндрическую емкость воды, поместить в нее камешки. Рассмотреть через стенки емкости (через стекло), обратить внимание, что происходит искажение размера камешков. Уточнить у ребенка, какое искажение (камешки кажутся большего размера). Предложить, используя  две палочки, переложить камешки из «аквариума» в приготовленную емкость.

Вариант 1: сортировать камешки из «аквариума» по цвету, размеру, форме

Вариант 2: проводить в форме соревнования (участвуют 2 ребенка)

4.«Картинки-близнецы» (по лексическим темам)

Цель: Развитие межполушарных связей

Задачи.

Коррекционные: развивать пространственное мышление, мелкую моторику, способствовать расширению поля зрительного восприятия,

Образовательные: закреплять представление об окружающем мире в соответствии с лексической темой.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, изображения контуров предметов (в соответствии с лексической темой)

Методические рекомендации.

Предложить детям 2 одинаковых контура предмета, предложить одновременно двумя руками выложить камешки по контуру, подбирая соответствующий цвет (банан – желтый, огурец – зелёный и т.д.)

Вариант 1: Дети играют по одному или в паре. Выкладывают изображения 2 руками (по 2 образцам или самостоятельно придуманные)

МАЙ

«Весенние цветы»

1. «Дополни пейзаж» (весенний)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.

Методические рекомендации.

Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)

2. «Веселые гонки» («Ручеек»)

Цель: закреплять представление о свойствах геометрической формы – шара.

Задачи.

Коррекционные: развивать мелкую моторику, прослеживающую функцию глаз, глазомер

Образовательные: закреплять представление о свойствах геометрической формы - шара.

Воспитательные: развивать внимание, ловкость, координацию движений.

Материал: камешки Марблс круглой формы, дорожка (полоса, ограниченная по бокам 2 параллельными шнурами (коктейльными трубочками т.д.) – по количеству игроков

Методические рекомендации.

Предложить игрокам установить камешек круглой формы (у всех игроков камешки одинакового размера) в начале дорожки (дорожки расположить на полу). По сигналу, щелчком прокатить камешек по дорожке, пока он не остановиться. Определить, чей камешек прокатился дальше.

Вариант 1: щелчок выполнять, используя большой и указательный (средний, безымянный, мизинец) палец ведущей руки

Вариант 2: тоже выполнять другой рукой

Вариант 3: тоже выполнять двумя руками одновременно, используя 2 дорожки.

* Прокатывать камешки разного размера, сравнивать расстояние, делать вывод

«Насекомые»

3. «Шустрые червячки» (гусенички)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать координацию движений, ловкость

Воспитательные: развивать внимание, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, круглой сплющенной формы, зеленого цвета, основа для выкладывания, наборное полотно (пластмассовая решетка для раковины)

Методические рекомендации.

Наборное полотно ограничить линией «старта» и «финиша». Предложить 2 игрокам выложить из камешков гусеницу (положить в ряд 5камешков в порядке уменьшения) за линией «старта». По звуковому сигналу начать перекладывать последний камешек перед первым, пока «гусеница» не окажется на линии «финиша».

Вариант 1: увеличить количество камешков и расстояние.

Вариант 2: перекладывать пинцетом

Вариант 3: использовать левую руку

ИЮНЬ

«Лето». «Цветы»

1. «Дополни пейзаж» (летний)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.

Методические рекомендации.

Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)

2. «Цветочная поляна»

Цель: формирование представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: формировать представление о сенсорных эталонах цвета, формы, развивать глазомер зрительное внимание.

Образовательные: формировать умение подбирать камешки по цвету и форме в соответствии с выбранным предметом изображения, развивать способность изображать предмет, передавая характерные особенности оригинала.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.  

Материал: камешки Марблс, настольные фланелеграфы.

Методические рекомендации.

Показать образцы, привлечь к изображению.

 «Одежда»

3.«Чудесный мешочек» («Пуговицы для одежды»)

Цель: формирование умения сопоставлять зрительные и осязательные впечатления.

Задачи.

Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, мелкие игрушки (из Киндер-сюрприза, фасоль), мешочек

Методические рекомендации.

Камешки, игрушки, фасоль сложить в мешочек. Предложить 1ребёнку вытащить из мешочка любой камешек, описать его. Все игроки запоминают форму и размер камешка, и по очереди на ощупь достают из мешочка камешек такой же формы и размера.

Вариант 1: 1 игрок достает 2 камешка, остальные тоже достают по 2 камешка соответствующей формы и размера.

«Детские забавы»

4.«Пройди лабиринт»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные.: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление

Образовательные: формировать умение проходить лабиринт

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка человечка маленькая, мячик (лодочка, т.д. по размеру фигурки)

Методические рекомендации.

Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – мячик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до мячика камешками, пройдя лабиринт.

Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы

Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков

Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы

и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)

ИЮЛЬ

«Лето»

1. «Папа, мама, я»

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику, глазомер

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, листы картона (фетра, т.д.) разного цвета

Методические рекомендации.

Предложить ребенку выбрать фон для работы и с помощью камешков изобразить портрет семьи.

2. «Расскажи сказку»

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику, глазомер

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, листы картона (фетра, т.д.) разного цвета

Методические рекомендации.

Предложить ребенку выбрать фон и начать рассказывать простую сказку (например: «Колобок»). Каждого героя сказки изображать при помощи камешков, соблюдая последовательность действий сказки.

Вариант 1: по окончании игры, предложить другому участнику отгадать, какая это сказка и рассказать ее с опорой на получившееся изображение.

3. «Дополни пейзаж» (морской пейзаж)

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки.
Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, зрительно-моторную координацию, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь, умение подбирать размер, форму и цвет камешков

Воспитательные: развивать внимание, логическое мышление, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, рисунок (картинка) пейзажа.

Методические рекомендации.

Ребенок выбирает пейзаж, который ему понравится, объясняет свой выбор. Предложить ему дополнить пейзаж изображением, составленным из камешков, в соответствии с темой пейзажа. (например: морской пейзаж дополнить корабликом, рыбками, т.д.)

«Овощи, фрукты, ягоды, грибы»

4. «Собери грибы» («Сапер»)

Цель: формирование умения сопоставлять слуховые и осязательные впечатления.

Коррекционные: развивать сенсорные эталоны, умение ориентироваться на плоскости по словесной инструкции, фиксацию взора, мелкую моторику.

Образовательные: развивать связную речь,  тактильные ощущения

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс разного размера, цвета и формы, наборное полотно из 9 квадратов, повязка для глаз.

Методические рекомендации.

Наборное полотно из 9 квадратов заполнить камешками Марблс различной формы, размера, цвета (это лес). Ребенку завязать глаза и предложить «собрать грибы», описав, в каком квадрате он находится.  (Например: гриб находится в первом ряду, во втором столбике). Ребенок наощупь находит нужный камешек, убирает его с наборного полотна, смотрит и описывает его форму размер, цвет

Вариант 1: предложить «собирать» 2 и т.д. гриба

Вариант 2: Камешки разложены на подносе. Предложить найти нужный камешек наощупь, прослушав описание  его формы и размера.

АВГУСТ

1.«Картинки-близнецы» (по лексическим темам)

Цель: Развитие межполушарных связей 

Задачи.

Коррекционные: развивать пространственное мышление, мелкую моторику, способствовать расширению поля зрительного восприятия,

Образовательные: закреплять представление об окружающем мире в соответствии с лексической темой.

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, изображения контуров предметов (в соответствии с лексической темой)

Методические рекомендации.

Предложить детям 2 одинаковых контура предмета, предложить одновременно двумя руками выложить камешки по контуру, подбирая соответствующий цвет (банан – желтый, огурец – зелёный и т.д.)

Вариант 1: Дети играют по одному или в паре. Выкладывают изображения 2 руками (по 2 образцам или самостоятельно придуманные

«Домашние животные и птицы»

2.«Утята» (соревнование)

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, координацию движений, пространственную ориентировку

Образовательные: закреплять представление о цветах и их оттенках

Воспитательные: развивать зрительное внимание, ловкость

Материал: камешки Марблс различного цвета, деревянные ложки (по количеству команд), обруч, ведра (любая емкость) (по цвету камешков)

Методические рекомендации.

В обруч поместить камешки 3 цветов (одинаковое количество каждого цвета, формы и размера). Количество участников в соответствии с количеством цвета камешков (3). Каждый участник «черпает» из обруча камешек своего цвета, несет его на ложке в ведерко соответствующего цвета, используя способ передвижения - «ходьба в приседе» («уточка»). Кладет камешек в ведро, бегом возвращается к обручу и т. д.

Вариант 1: чтоб камешек оказался в ложке, можно помогать левой рукой, держа в ней счетную палочку (стеку, плоскую палочку, т.д.)

Внимание!!! «палочку - помогалочку» оставлять рядом с обручем! (чтоб избежать травм во время выполнения «ходьбы в приседе»)

Вариант 2: камешки одного цвета, но разной формы, сортировка по форме

Вариант 3: камешки разного цвета и формы, сортировка по цвету и по форме

Усложнение: увеличение количества цветов и количества участников

3 «Путешествие в страну диких животных»

Цель: развитие представлений о диких животных наших лесов, жарких и северных стран.

Задачи:

Коррекционные: развивать зрительное внимание, тактильные ощущения, ориентировку на плоскости.

Образовательные: конкретизировать и обобщить представления о диких животных, развивать способность различать их по внешнему виду, формировать навыки

Воспитательные: создать хорошее настроение, способствовать умению работать в парах и подгруппах.

Материал: камешки Марблс, разноцветные пластиковые дощечки,

силуэты диких животных, кубик для определения хода игры.

Методические рекомендации

В игре могут принимать от 2 до 4 человек.

С помощью игрового кубика определяется очередность хода игроков. На дощечках есть игровое поле с кружками, по которым будут передвигать свои фишки-камешки игроки. Если на пути встречается дикое животное, надо его назвать, определить место его обитания, рассказать, как оно приспособилось к жизни, чем питается, как размножается. Если игрок ответил правильно, оставляет камешек на изображении этого животного, а сам берет ещё такой же камешек. Далее играет следующий игрок. Кто больше оставит камешков на своем пути, тот становиться победителем.

4.«Пройди лабиринт»

Цель: развитие представлений о сенсорных эталонах

Задачи.

Коррекционные.: развивать зрительно-моторную координацию, мелкую моторику, логическое мышление

Образовательные: формировать умение проходить лабиринт

Воспитательные: развивать внимание, усидчивость, выдержку.

Материал: камешки Марблс, поднос с песком (манная крупа), фигурка птицы маленькая, домик, т.д. (по размеру фигурки)

Методические рекомендации.

Распределить песок по всей поверхности подноса тонким слоем. В одном углу расположить фигурку, в другом – домик и «нарисовать» на песке лабиринт. Предложить ребенку выложить дорожку от фигурки до домика камешками, пройдя лабиринт.  

Вариант 1: использовать камешки определенного цвета, размера и формы

Вариант 2: чередовать цвет (форму, размер) камешков

Вариант 3: использовать камешки разного цвета, но одинаковой формы

и размера (разной формы, но одинакового цвета и размера, разного размера, но одинаковой формы и цвета)

Работа с семьёй

Декабрь

Советы для родителей «Развитие мелкой моторики в быту с применением камешков марблс.»

Буклеты

В течении года

Информация о проделанной работе

Сайт ДОУ

В течении года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и пособий

Работа с коллегами

Октябрь

НОД открытый показ. Развитие речи у детей ОВЗ с применением камешков марблс.

Ноябрь

«Атлас практик» представление опыта работы на ГМО воспитателей

В течении года

Информация о проделанной работе на сайте ДОУ и интернет ресурсах

Материально-техническое оснащение программы

Материально-техническое обеспечение

Информационное обеспечение

Кадровое обеспечение

Группа в ДОУ: столы, стулья для каждого, мультимедийная установка и т.д.

Видео уроки, фотографии, интернет-источники, презентации, сказки, мультфильмы.

 

 

Воспитатели, имеющие дошкольное образование.

Оборудование:

 Дидактические игры для обучения игре в Марблс.

 Наглядные пособия (альбомы со схемами, альбомы с иллюстрациями из сказок).

 Контейнеры с   разными видами камней, стол с подсветкой.

 Материал по изобразительной деятельности для лепки, аппликации, конструирования.

 Список    учебно – методической литературы

 

1.    Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста» /2015. – с. 28-37

2.Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. М.:Мозаика-Синтез, 2014.

3.Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. с. 62

4.Дудьев В. П. Средства развития тонкой моторики у детей с нарушениями речи // Дефектология. 1999. № 4. С. 50.

5. Вольнова Л.Н. Движение-мысль-слово. Пермь., 1999.-63.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста"

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста...

«Художественная литература как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста».

Книга — это волшебница.Книга преобразила мир.В ней память человеческой мысли.   Николай Морозов, русский революционер,народоволец, ученый (1854-1946)...

Воспитательно-образовательный проект "Всестороннее развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием камешек Марблс"

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна в быть...

Проект «Мир, в котором я живу» как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения».

Проблема социализации, адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к современному миру, постоянно меняющимся условиям жизни является одной из актуальнейших  на сегодняшний день....

Народные подвижные игры во всестороннем развитии детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формирование интернационального, художественного и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, уважение отношения к культуре разных народностей, обогащение знаний об окружающем м...

«Работа над проектом «Санкт - Петербург – гордая белая птица» - как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»

В статье описана работа над проектом "Санкт - Петербург - гордая белая птица" для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактические игры как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста.

Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования внешнего взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему в...