Мастер- класс для педагогов «Я играю и речь развиваю»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Никулина Наталья Николаевна

Как заинтересовать ребёнка с ОВЗ на занятии? Как не только мотивировать, заинтересовать  современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_ya_igrayu_i_rech_razvivayu.docx25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов «Я играю и речь развиваю»

Цель: Привлечь внимание педагогов к проблемам в речевом развитии детей; расширить знания воспитателей об игровых технологиях, используемых логопедом в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Ход мастер-класса.

 Добрый день, уважаемые коллеги! 

 Сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в моей работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.

  Итак, представим обычную ситуацию, ученик приходит на занятие к учителю-логопеду: с одной стороны, это ребёнок современный, зачастую гиперактивный, находящийся в постоянном, непрерывном движении, в организованных видах деятельности ему нужны яркие, заинтересовывающие моменты, короткие, «яркие» вспышки. С другой стороны, это ученик с речевой патологией.

  И что же я как специалист, как учитель-логопед должна предпринять, чтобы не только мотивировать, заинтересовать такого современного ребёнка, зачастую с особыми образовательными потребностями, но и убедить его, что корректное произношение действительно важно, актуально, широкий словарный запас делает речь не только более красивой, а главным образом способствует формированию успешной личности?

  В поиске новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы мы не должны забывать о том, что в каждой дисциплине, в любой науке фундаментальные знания - это основа основ. И мы вносим лишь элементы новизны, современности, внедряем то, что действительно эффективно. Попробуем продемонстрировать новизну и простату приемов в работе учителя-логопеда.

Отправляемся, уважаемые коллеги, в мир игры!!!

Музыкальное задание: Железновы «Вот мы в автобусе сидим».

Автобус
(1)Вот мы в автобусе сидим
И сидим, и сидим
1 – покачиваемся на месте
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!        
2 – смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны

(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот    
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони

(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?      
4 – пожимаем плечами.

(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот
!     5 – выполняем круговые движения руками впереди от себя

(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!    
6 – качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»).

(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип
!      7 – «крутим руль» и бибикаем.

(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд    
8 – подпрыгиваем на месте.

Вот так вот!

 Артикуляционная гимнастика.

    Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

  • Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации. Попробуем на практике.
  • А теперь попробуем творческий прием.

Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.

«Упражнения с соломинкой»

1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.

2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать  к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.

4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.

«Упражнения с сушкой»

1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

2. «Слоник»-  на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.

   Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.

«Упражнения с долькой апельсина»

1.Облизать языком колечко апельсина по кругу, в право-влево, вверх-вниз.

Сенсорное развитие.

   Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Является фундаментом общего умственного развития.

   Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в 1 классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

  Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

      Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмоциональный мир.

Развить ощущения, помогут следующие игры:

"Поймай киску"

 Педагог касается мягкой игрушкой (киской) разных частей тела, а участник мастер-класса с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы.

"Чудесный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи. Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры. Детям предлагается подуть на ватные шарики, воздушные шарики, бумажные лодочки, бумажных бабочек и т. д. Нравится детям игра «Прятки». Прячу картинку на конкретный звук за нарезанной бумагой, манкой и предлагаю ребенку подуть и узнать, что спряталось. На своих занятиях применяю компьютерную технологию «Игры для Тигры».

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов. Дети на логопедических занятиях пропевают гласные звуки с движениями. Все гласные пропеваются на выдохе.

«Цветок распускается» – [а].

И. п. – стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх – вдох. Руки через стороны вниз, поем «а-а-а».

И. п. – стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх – вдох. Наклон – поем «у-у-у».

«Пускаем облачко» – [о].

И. п. стоя, руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются ото рта – выдох.

«Держим большой мяч» – [э].

И. п. – стоя руки опущены. Руки в стороны – вдох. Руки перед грудью – выдох«э-э-э».

И. п. – стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперед – вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад – выдох«ы-ы-ы».

И. п. – стоя, руки опущены – выдох. Руки плавно поднимаются вверх – выдох«и-и-и».

Игровые технологии для развития мелкой моторики.

Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок и су-джок шариков в логопедической практике 

Прищепки хорошо использовать для самомассажа кончиков пальцев. Прикусываем прищепкой каждый пальчик и произносим слова:

Кусается сильно котёнок-глупыш,

он думает это не палец, а мышь.

Хватит кусаться глупый малыш,

а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш!

В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами игровыми приёмами, например, игра-соревнование 

«Наша мамочка устала»

Наша мамочка устала –

Всю одежду постирала,

Милой маме помогу,

Все прищепки соберу.

Пока логопед произносит слова, педагоги, кто быстрее, стараются нацепить прищепки на край коробки (картона, кто больше прикрепил, тот победил.

Игра “Смотри не ошибись!”

– Назовите картинки со звуком «р», и определите, где он находится (в начале, середине, конце слова). Прикрепите прищепку к схеме.

Прищепки использую для проведения слогового анализа слова. Ребенок прикрепляет к картинке столько прищепок, сколько слогов в данном слове.

Игра “Предложение” 

Повтори предложение и раздели его на слова. Составь схему этого предложения с помощью прищепок (каждая прищепка – одно слово).

Мама купила новую сумку.

Следующее. Это словесные игры. Словесная игра «Цепочка слов» Вставайте в полукруг.

Я называю первое слово «зима» и передаю мяч и следующий педагог придумывает слово на последний звук и передают мяч следующему педагогу по кругу (например, «зима» – «арбуз» и так далее).

Молодцы. Наше путешествие продолжается.

Игра «Искалкино»

(На столах разложены по четыре картинки, с изображением разных предметов)

Проходите, присаживайтесь за столы.

Из 4 слов найдите лишнее, которое отличается начальным звуком от остальных слов:

1 стол: слон – стол – сумка – карандаш

2 стол: книга – кошка – портфель – компас

3 стол: обруч – тетрадь – ослик – облако

4 стол: утка – улитка – ухо – собака

5 стол: лук – лиса – рак – ландыш

На доску помещается изображения отгаданных слов.

Какие вы молодцы!

Сочинение загадок – это творчество, доступное уже 4-5 летним детям.

При составлении загадок с детьми дошкольного возраста используется модель трех вопросов. Предлагаю познакомиться с этой моделью. Послушайте, пожалуйста, загадку и попробуйте ее отгадать.

 Он круглый, он гладкий,

Весёлый, забавный…

Он так ловко скачет.

Прыгает он лучше всех

Так что ж это? - (Мячик).

Логопед: Конечно же речь идет о мячике.

 Скажите, пожалуйста, на какой вопрос отвечают слова: «круглый», «гладкий», «веселый»? (Какой?)

На какой вопрос отвечает слово: «скачет» (Что делает?)

Как называется прием выявления сходства или различия, использованный в этой загадке? (Сравнение.)

Посмотрите, пожалуйста, на экран, перед вами модель составления загадок, которая используется с детьми. Составьте, пожалуйста, загадки о предложенных предметах. (лиса, шар, яблоко, кукла, собака)

Объектами для составления загадок для детей 4-5 лет служат предметы, с которыми дети чаще всего сталкиваются, многократно воспринимают и которые оказывают на них эмоциональное воздействие: это игрушки, предметы домашнего обихода, домашние животные и т. д. Тематика для составления загадок детьми старшего дошкольного возраста становится разнообразнее. Детям предлагается сочинить загадки о насекомых, рыбах, современной технике, о буквах и словах.

Загадки – это эффективный прием развития связной монологической речи детей.

Использование в образовательном процессе загадок позволяет решить такие задачи, как стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; обогащение словаря детей; формирование представлений о переносном значении слова.

А теперь давайте выслушаем коллег и отгадаем загадки, которые они придумали.

Педагоги загадывают составленные ими загадки.

 По такому же алгоритму ведется работа с детьми. Составленные детьми загадки можно оформить в книжки-малышки, которая является продуктом совместной образовательной деятельности. Но главное – у детей развивается навык составления связного описательного рассказа, а это, согласитесь, важный показатель качества развития речи дошкольников.

Заключительная часть. Рефлексия.

   Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. На мой взгляд, всё это очень интересно для детей. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Я старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих. Вы что-то нашли для себя полезное?

 Мои занятия посещают дети разных образовательных потребностей и к каждому из них я должна найти подход, создать равные условия, помочь раскрыть личностный потенциал каждого, продемонстрировать умение работать слаженной командой!

    По-моему мнению, каждый ребёнок талантлив, даже если этот ребёнок с патологией речи, с отклонениями в развитии или ребёнок-инвалид. Просто необходимо найти ту удобную для него ступеньку, по которой он смог бы подняться пусть к маленькой, но к своей личной славе, к своему собственному, пусть небольшому, но к успеху!  Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов и родителей: «Тренируем пальчики-развиваем речь!»

Мастер-класс для педагогов и родителей: «Тренируем пальчики-развиваем речь!»...

Мастер класс для педагогов: "Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение"Средняя общеобраовательная школа № 6" дошкольне группы  Мастер - класс для педагогов в дошкольном образовательном учреждениин...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Играем и развиваем речь"

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источн...

Мастер-класс для педагогов ДОУ "Играя, развиваем"

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способст...

Мастер- класс для педагогов «Я играю и речь развиваю»

Расширить знания воспитателей об игровых технологиях, используемых логопедом в работе с дошкольниками с ОВЗ....

Мастер - класс для педагогов " Дидактическая игра как одно из эффективных средств в развитии речи у дошкольников с нарушением речи"

В процессе реализации ФГОС в ДОУ игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органичн...