Мастер-класс для педагогов ДОУ "Играя, развиваем"
план-конспект занятия

Андреева Галина Ильинична

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx289.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 1 «Дружные ребята» г. Поронайска

(МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска)

                                                                                                                                            Утверждаю

                                                                                                                               Старший воспитатель

                                                                                                                     _________ Афанасьева Г.А.

                                                                                                                                         

                                                                                                                                                                   

Конспект

 Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Играя, развиваем»

                                                                                                                

                                                                                                                                        Составитель:                                                                                                                              Андреева Г.И.

                                                                                                       педагог-психолог

2021г. 

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Показать педагогам важность развития таких психических процессов как воображение (образное), словесно-логическое мышление для успешного обучения ребенка в школе.

- Обучить участников мастер-класса в практической деятельности по применению игр и упражнений как приемы развития творческого воображения (образного), словесно-логического мышления.

Оборудование: телевизор и ноутбук для демонстрации презентации,  столы, стулья, мольберт, магниты, стаканчик из-под йогурта, катушка ниток (пустая), белый лист бумаги А4, маленький мячик, цветной шнурок, прищепка, коктейльная трубочка, крышка от бутылки, маленькое ведерко, ножницы, скотч, бутылочка от йогурта, цветы, клей, листы бумаги А3 для рисования картины, колокольчик, цветная бумага, резинки, фломастеры, игрушка-сердечко, CD-диск, карточки-задания для упражнения «Придумай свой конец сказки», стол для поделок, буклет «Игры и упражнения для развития творческого воображения», музыкальное сопровождение «Играют маленькие волны» композитор Г.В. Свиридов, релаксационная музыка.

Принципы: деятельностный принцип, принцип практической направленности, принцип «Я знаю, как это сделать и научу вас».

Ожидаемые результаты:  активизация познавательной деятельности участников мастер-класса; понимания участниками важности развития психических процессов у дошкольников для успешного обучения будущих воспитанников к школе; практическое освоение игровых методов и приемов;

Участники мастер – класса: педагоги дошкольных учреждений.

План проведения мастер-класс:

1. Вступление педагога-психолога «Что такое воображение?»

2. Практическая часть: развивающие игры и упражнения

- Игра «Как это можно использовать?» («Голь на выдумку хитра»).

- Игра «Фантазия» («Вопрос-ответ»).

- Игра «Дорисуй рисунок» («Художник художника видит издалека»).

- Упражнение «Придумай свой конец сказки» («Сказка ложь, да в ней намек»).

3. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1. Подготовительно-организационный. Ритуал приветствия.

Вступительное слово педагога-психолога «Что такое воображение?»

       Здравствуйте, уважаемые гости, коллеги! Позвольте начать мастер-класс название, которого вы видите на экране «Играя-развиваем».

«В окно смотрели двое

Один увидел дождь и грязь.

Другой – листвы зеленой вязь.

И небо голубое.

В окно смотрели двое».

       Педагог-психолог: Воображение — условие и неотъемлемая часть любой творческой деятельности на всех этапах жизни: от младенчества до глубокой старости. Известно, что воображение складывается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания и является важнейшей стороной жизни ребенка. Для того чтобы развивать творческое воображение у дошкольников, необходимы развивающие игры и упражнения, которые являются наиболее доступными для детей деятельностью, способ обработки впечатлений и знаний, полученных от внешнего мира. Игры четко отражают особенности воображения и мышления ребенка, его эмоциональность, активность, развитие потребности в общении. Детское творчество проявляется в идее игры и в поиске средств для ее реализации.

       Сегодня я хочу предложить вам игры и упражнения, которые вы можете использовать в работе с детьми для развития творческого (образного) воображения. Начнем со знакомства! Предлагаю участникам мастер-класса встать в круг.

Знакомство. Игра «Эхо» Цель: создание позитивного эмоционального фона.

Педагог-психолог: Я очень рада вас видеть! Сейчас мы с вами будем знакомиться необычным способом. Предлагаю закрыть глаза и представить, что мы находимся на берегу моря (звучит мелодия «Играют маленькие волны», композитор                           Г.В. Свиридов). Мы стоим на песке, а волны набегают на берег и хотят с нами заговорить. Они шепчут имя каждого из нас. Попытайтесь услышать, как вас зовут волны. Услышали? А теперь проговариваете свое имя так, как ее произнесла волна, бегущая к берегу. (Предлагаю педагогам открыть глаза и произнести свое имя). Вот мы с вами и познакомились.

2. Основная часть.

       Все мы хотим видеть выпускника ДОУ успешным и прилагаем все усилия для этого.  Не так ли? А в чем секрет успешности выпускника ДОУ»? Сегодня нам с вами предстоит раскрыть ее секрет. Перед нами разбросанные детали пазла, наша задача - собрать его. Для того, чтобы его собрать нам надо выполнить несколько несложных заданий.

       Игра «Как это можно использовать?» Цель: развитие наглядно-образного мышления, сообразительности, мелкой моторики рук.

       Педагог-психолог: И вот первое задание (на экране деталь пазла и название «Голь на выдумки хитра) назовите знакомые предметы, которые лежат на столе (педагоги называют: стаканчик из-под йогурта, катушка ниток (пустая), белый лист бумаги А4, маленький мячик, цветной шнурок, прищепка, коктейльная трубочка, крышки). Придумайте, как еще можно использовать эти предметы. Возьмите любой предмет и подарите ему вторую жизнь. (Например: стаканчик можно использовать как  карандашницу, кормушку для птиц, вазу для цветка, маленькое ведерко для мусора, шкатулка для заколок…; пустую катушку ниток можно использовать как колеса для машины, подставка для кисточки, кнопка, стул для кукол, карусель, фонтан…; на листе бумаги можно нарисовать картину, в него можно что-то завернуть, сделать самолет, кораблик, вырезать салфетку, свернуть пакетик для конфет…; мячик можно превратить в елочную игрушку, приделать лапы и нарисовать мордочку – получится смешное животное, раскрасить красным цветом и приклеить листок – получится яблоко, если разрезать мячик на две половинки, может получиться две корзинки для ягод или грибов).  (Под музыкальное сопровождение релаксационной музыки участники мастер-класса выполняют задание и по окончанию работы рассказывают о своем предмете).

       Игра «Фантазия» Цель: развитие продуктивного мышления, умение находить ресурсы предметов, заменять их, на другие предметы.

       Педагог-психолог: Я вас поздравляю! Вы получили первую деталь нашего пазла, преодолев первое препятствие.  А вот и второе задание (на экране деталь пазла и название «Вопрос-ответ»). Коллеги, давайте попробуем порассуждать. (Предлагаю присесть на стулья, образуя круг). - Представьте себе, если на земле исчезнут - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками, замками).

- Представьте себе, если на земле исчезнут все книги. Чем их можно заменить?  

- Представьте себе, если на земле исчезнут все ручки. Чем их можно заменить?

       Педагог-психолог: Молодцы! Умеете рассуждать, высказывать свое мнение, преодолели второе препятствие и получили вторую деталь нашего пазла. (Предлагаю участникам присесть за стол).

       Игра «Дорисуй рисунок» Цель: развитие творческих способностей.

       Педагог-психолог: А вот и третье задание (на экране деталь пазла и название «Художник художника видит издалека»).

Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, начинаем творить чудеса. Предлагаю нарисовать картину. Перед вами чистый лист бумаги. Этот лист мы будем пускать по кругу, дорисовывая сюжет. По сигналу колокольчика один участник, заканчивая рисовать, передает картину соседу. У нас должна получиться целая картина, название, которой придумаете вы сами. (Под музыкальное сопровождение релаксационной музыки педагоги выполняют задание и по завершению работы рассказывают о своей картине).

Педагог-психолог: Молодцы! Я вас поздравляю! Вы преодолели и это препятствие и получили третью деталь нашего пазла.

Упражнение «Придумай свой конец сказки». Цель: развитие творческого воображения.

Педагог-психолог: Вот перед нами четвертое задание (на экране деталь пазла и название «Сказка ложь, да в ней намек»).  Коллеги, хочу предложить вам изменить и сочинить свой конец знакомых сказок. (Предлагаю разделиться на две команды. Каждой команде выдается конверт с заданием по сказкам «Колобок», «Волк и семеро козлят»).

- «Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …, но вдруг случилось…,   они подружились». (Команда 1).

- «Волку не удалось съесть козлят, потому что случилось неожиданное…, он увидел…               …» (Команда 2). (Участники мастер-класса под музыкальное сопровождение релаксационной музыки сочиняют конец знакомых сказок).

Педагог-психолог: Спасибо за удивительные сюжеты сказок. Поздравляем! Преодолели и это препятствие и получили четвертую деталь нашего пазла. Вы замечательные педагоги – вам удалось раскрыть секрет успешности выпускника ДОУ! Пришло время нам собрать пазл! (На слайде собранный пазл и надписи: уверенный в себе, в своих возможностях, имеющий положительную самооценку, умеющий проявлять инициативу и творчество, нацеленный на дальнейшее обучение.)

        Как и в воспитании ребенка, путь ваш был труден, но интересен, не правда ли? На практике познакомились с новыми играми и упражнениями для развития творческого воображения, словесно-логического мышления. Хочется пожелать вам терпения, творчества и пусть успешность наших детей сопровождает их всю жизнь! (Предлагаю педагогам встать и сделать круг).

3. Заключительный этап. Рефлексия. Прощание. 

Педагог-психолог: Уважаемые коллеги, передавая «сердечко», поделитесь своими впечатлениями, ответьте на следующие вопросы: 

- Данные игры, упражнения вы можете использовать в своей педагогической деятельности? Какие игры вам больше понравились, чем? Какие упражнения вызвали недоумение, непринятие? Почему?

       Хочу выразить всем присутствующим коллегам благодарность за участие и внимание. И в память о нашей встрече хочу подарить вам буклет «Игры и упражнения для развития творческого воображения».

Список литературы:

  1. Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия: комплекс мероприятий по развитию воображения / сост. С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. – Волгоград: Учитель, 2011. - С. 17-44.
  2. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного возраста / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник – М.: Генезис. 2005. - С. 22.
  3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по теме "Тренируем пальчики - развиваем речь"

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется рука, а не мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»...

Мастер-класс для родителей "Тренируем пальчики- развиваем речь"

Здесь представлены рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей, приведены игры и игровые упражнения, которые обязательно заинтересуют ребятишек, и превратят развитие в увлекательную...

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников. Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем».

Взаимодействие воспитателя с родителями воспитанников.  Мастер-класс «С ребенком играем – речь развиваем»....

Мастер-класс для воспитателей на тему:"Развиваем речь,используя игры и упражнения"

Даются рекомендации педагогам использовать как можно чаще с дошкольниками упражнения для мимической мускулатуры,артикуляционную , пальчиковую гимнастику и речевые игры.Предлагаются варианты упражнений...

Мастер-класс для родителей Играем пальчиками-развиваем речь

Мастер – класс для родителей«Играем пальчиками – развиваем речь»Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питаю...

Мастер-класс "С мамой на кухне" (развиваем мелкую моторику)

Мастер-класс рассчитан для совместной работы воспитателя,родителей и детей...

Мастер-класс "Пальчики играют, речь нам развивают"

Ознакомление коллег-воспитателей с нетрадиционными методами оздоровления с помощью воздействия на биологически активные точки по системе Су-джок....