Игры для дошкольников с нарушением слуха.
материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Степовик Мария Игоревна

Данный материал будет полезен для работы с детьми с нарушением слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_doshkolnikov_s_narusheniem_sluha.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для дошкольников с нарушениями слуха

  1. Младший возраст.

Развитие мелкой моторики. Игра «Лови шарик».

Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.

Оборудование: желобок, шарик,

Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.

Ход игры.

Педагог кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог - поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.

Развитие неречевого слуха. Игра «Барабан»

Цель: вызвать интерес к звучащим игрушкам, учить извлекать их звучание.

Оборудование: барабан, игрушечные барабанчики.

Речевой материал: будем играть, играйте, да, нет, верно, неверно, молодец.

Ход игры.

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Взрослый, заинтриговав детей, достает из коробки (мешочка...) барабан, играет на нем, произнося татата, предъявляет табличку БАРАБАН. Дети смотрят, дотрагиваются до барабана в момент звучания, чтобы ощутить вибрацию его корпуса. Педагог учит детей стучать деревянной палочкой по барабану, извлекая его звук. При этом один ребенок стучит по барабану, а остальные имитируют это движение: или стучат пальцем по игрушечным картонным барабанам, или по ладони. Педагог стимулирует детей к сопровождению движений произнесением слогов татата (как могут), но не настаивает.

  1. Средний возраст

Развитие восприятия формы. Игра «Форма и цвет».

Цели: уточнить знания детей о различных геометрических формах, формах предметов, а также о цветах (основных и их оттенках), игра направлена также на развитие внимания, мышления, памяти, воображения.

Оборудование: готовые карты от игры «Форма и цвет» Речевой материал: названия геометрических форм: квадрат, круг, овал, треугольник, (прямоугольник не обозначается словом, но выделяется как геометрическая форма), кубик, шар (цилиндр, конус так же не называются), какой по форме? такой по форме; названия цветов: зеленый, желтый, голубой, синий, (розовый, красный, серый, черный, белый), у кого такой цвет? такой по цвету.

Ход игры

1. Педагог предлагает детям поиграть: «Будем играть!» «Надо отгадать, какой по цвету». Детям раздают кар ты - один ребенок получает одну карточку, она одного цвета, например, красная, у другого ребенка карта синяя и т.д. После этого педагог берет из коробки маленькие карточки, на которых изображены различные пред меты, разные по цвету. Педагог показывает одну из этих карточек и говорит, обращая внимание детей на цвет: «Посмотрите, у кого такой цвет?» Дети соотносят цвет предмета на карточке педагога с цветом свое: карты и при совпадении говорят: «У меня такой цвет. Желтый!» Педагог отдает карточку ребенку, тот кладет карточку на свою карту. Выигрывает тот, кто первым соберет карточки своего цвета. Количество карточек может изменять педагог.

2. Педагог раздает детям маленькие карточки с изображениями различных предметов разного цвета. (Количество карточек может быть различным. Педагог берет карточки цветов. Затем предлагает детям: «У кого предмет такого цвета? « (« У кого предмет синего цвета? «). Дети должны внимательно рассмотреть имеющиеся у них карточки, поднять их и сказать (по возможности): «У меня синий мишка» («У меня предмет такого цвета»). Педагог проверяет правильность выбора карточки. Поскольку количество карточек одного и того же цвета у каждого ребенка различно, то дети должны быть особенно внимательны и поднимать все карточки такого цвета, который в данный момент показывает педагог.

3. Педагог использует те же карточки с изображением предметов, детям раздает карты, на которых изображены геометрические формы. Предлагает детям: «У кого предмет такой формы?» («У кого такая форма?», «Какая форма?», «У кого такая?»). Дети должны внимательно рассмотреть предмет на карточке, определить, какую геометрическую форму напоминает этот предмет и ответить: «У меня такой формы». («У меня такая форма. Это круг».) Выигрывает тот, у кого раньше всех соберется необходимое количество карточек.

4. Теперь педагог берет себе карты с геометрическими формами, а детям раздает карточки с изображением предметов. Педагог называет геометрическую форму и предлагает детям найти похожий на нее предмет на карточке: «Это квадрат. У кого такой?» («У кого похожий по форме?»).

Усложнения могут быть следующими: увеличение числа карт для подбора к ним карточек; одновременное определение и цвета, и формы.

Развитие речи. Игра «Семья».

Цели: расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?

Ход игры

На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.

  1. Старший дошкольный возраст

Развитие мышления и воображения. Работа с сериями картин.

Цель: учить детей понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине.

Оборудование: серии картин, материал для конструирования, обыгрывания.

Речевой материал определяется выбором темы. 

Ход игры

1.      Ворота (конструирование)

Педагог показывает детям картинку, на которой изображена готовая постройка. Затем педагог предлагает детям построить ворота. («Будем строить. Это ворота»). Ребята получают необходимый строительный материал, соотносят плоскостной образец с объемным. Педагог выставляет первую картинку с изображением начального этапа постройки и предлагает детям его выполнить. Постепенно дети возводят всю постройку. Карточки-образцы убираются, а дети получают аналогичные наборы и, глядя на свою постройку, раскладывают карточки по порядку.

Аналогично можно провести занятия по темам «Мост», «Дом».

2.      Осенние листья

(на картинках: дети собираются на прогулку; ребята собирают осенние листья; ребята ставят листья в вазу; осенние листья в вазе).

Дети рассматривают картинки, имитируют действия, вновь рассматривают картинки и раскладывают их порядку.

Темы для работы с сериями: «Салат» (на столе лег овощи, дети моют овощи, режут овощи, едят салат «Карандаши» (на столе в беспорядке лежат карандаши, ребята собирают карандаши и ставят в карандашницу; карандаши собраны, на столе порядок). «Снеговик» (этапы сооружения снеговика) и т.п.

Развитие речи. «Нарисуй картинку»

Цели: развивать навык глобального чтения, учить детей отвечать на вопросы педагога, развивать связную речь детей.

Оборудование: фланелеграф, изображения объектов (дом, дерево, трава, солнце, девочка, мальчик, мяч), вырезанные из картона и наклеенные на фланель, таблички с названиями этих объектов.

Речевой материал: дом, цветы, трава, мяч, солнце, девочка, мальчик играет. Будем делать картину. Где цветы?... Возьми цветы... Мальчик и девочка играют в мяч.

Ход игры.

Дети стоят полукругом около фланелеграфа. К фланелеграфу прикреплены таблички с названиями рисунков, а сами рисунки лежат на столе недалеко от фланелеграфа. Педагог говорит детям: «Будем делать картину. Что написано?» Например, педагог указывает на табличку «ЦВЕТЫ», прикрепленную на фланелеграфе. После того как табличка будет прочитана, педагог снимает ее с фланелеграфа и на место этой таблички прикрепляет соответствующий рисунок, т.е. цветы. Далее ребенок читает любую из оставшихся табличек, находит нужное изображение и заменяет табличку рисунком. Так постепенно складывается картина. После того, как картина будет полностью собрана, педагог вместе с детьми еще раз уточняет названия различных объектов, включает слова в состав предложений, демонстрирует их на табличках или записывает их на доске. Предложения прочитываются всеми детьми. В зависимости от уровня развития речи текст может быть больше или меньше. Например. «Наступила весна. Светит солнце. Растут трава, цветы. Мальчик и девочка играют в мяч «. Затем текст прочитывается педагогом вместе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Авторская программа: Мнемокарты. Игры по развитию произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха.

В программе представлены авторские разработки игр, направленных на развитие произносительной стороны речи дошкольников с нарушением слуха посредством использования мнемокарт и мнемотаблиц. Приводятся ...

Игра драматизация художественных произведений как эффективное средство социализации дошкольников с нарушением слуха после КИ.

Игра - драматизация для ребенка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой.В настоящее время, работая в соответствиями с требованиями ФГОС, в...

Доклад на тему"Игра, как средство общения дошкольников с нарушением слуха и речи".

Игра- это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Сюжетно-ролевая игра – способ познания детьми с нарушением слуха и речи социальн...

Воспитание нравственности у дошкольников с нарушением слуха в сюжетно-ролевой игре

В документе изложен опыт автора по воспитанию нравственных качеств у дошкольников с нарушением слуха через сюжетно-ролевую игру...

"Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха" под редакцией Л.А.Головчиц

В сборнике представлены  дидактические игры, которые могут широко использоваться в дошкольном учреждении и в семье, для разностороннего развития детей с нарушением слуха....

"Дидактические игры на развитие мышления дошкольников с нарушенным слухом"

Полезный материал в работе с детьми с нарушенным слухом ...