Воспитание нравственности у дошкольников с нарушением слуха в сюжетно-ролевой игре
консультация по коррекционной педагогике

Александрова Светлана Сергеевна

В документе изложен опыт автора по воспитанию нравственных качеств у дошкольников с нарушением слуха через сюжетно-ролевую игру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_novoe.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Нравственное воспитание - это формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

В семье нравственное воспитание детей с нарушением слуха не всегда происходит на должном уровне. Это обусловлено тем, что родители часто не знают, как общаться со своими детьми с нарушением слуха, так как дети в большинстве своем на ранних этапах не понимают обращенной речи или недостаточно понимают ее. Многие родители жалеют своих детей, считая их неразумными малышами, потакают всем их прихотям. Случается, что, не понимая желаний своих детей, родители беспричинно наказывают их, тем самым еще более усугубляют ситуацию.

Поэтому нравственное воспитание детей следует начинать с нравственного воспитания семьи. Мы уделяем этому особое внимание. Проводятся беседы, консультации, а также круглые столы, где мы, педагоги, и родители обсуждаем вопросы нравственного воспитания детей.

Человека высокой культуры поведения отличают вежливость, скромность, отзывчивость, тактичность, доброжелательность. Жизнь ребят в детском саду и дома богата примерами доброжелательного отношения между людьми, но одних примеров поведения взрослых недостаточно для того, чтобы у детей сформировалось правильное поведение. Педагог должен подбирать такие приемы воздействия, которые способствовали бы тому, чтобы нравственные нормы и правила стали внутренней потребностью ребенка.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. Ведущим видом деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых.

У детей с нарушением слуха в силу ограниченного словесного общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний взрослых и сверстников. Поэтому сюжетно-ролевая игра является незаменимым средством для объяснения слабослышащим и глухим детям тех или иных нравственных понятий.

В процессе сюжетно-ролевой игры создаются условия для расширения нравственных представлений, чувств, качеств детей. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли.

Дети очень любят играть в семью, в больницу, а особенно в детский сад – изображать педагогов группы. В них ребята отражают различные отношения, как любовь, доброта, забота о других. На одной из консультаций родителям был показан фрагмент сюжетно-ролевой игры в школу. Девочка Дияна выступила в роли «маленького учителя», проводила занятие с ребенком второго года обучения, посещающим нашу группу. Дияна самостоятельно подобрала необходимый материал для занятия. Девочка, как настоящий педагог, тренировала слуховое восприятие ребенка и добивалась правильного произнесения слов.

В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Включаясь в игру, мы показываем пример приветливой встречи гостей, умение их угостить. В игре «Болезнь куклы» побуждаем детей проявлять заботу о больной кукле, вызвать врача. В роли врача на первых этапах выступаем сами, демонстрируя пример ведения диалога мамы малыша и врача. Детей с небольшим словарным запасом побуждаем использовать знакомые слова в речи, а также объясняем новые. Таким образом, рождается участливое отношение к больному, готовность помочь ему. Руководя сюжетно-ролевой игрой, решаем следующие задачи: воспитание желания и умения играть совместно, воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища), воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное.

Для обогащения представлений детей о различных профессиях и дальнейшего отражения этих представлений в игре мы проводим экскурсии и целевые прогулки. Недавно мы посетили зоосад, до места добирались на автобусе. Во время поездки в салон вошла пожилая женщина с большой сумкой. Дети оживились, стали говорить: «Бабушке тяжело, сумка тяжёлая». Тогда воспитатель побудила детей помочь бабушке. Один из детей уступил ей место. Женщина поблагодарила мальчика. Вечером после экскурсии дети самостоятельно организовали игру в автобус. В течение игры всем хотелось обязательно уступить кому-нибудь место: маленькой девочке, дяде с больной ногой, старушке, тёте с тяжелой сумкой.

В зоосаде дети наблюдали, как школьники помогают работникам зоосада ухаживать за животными. Некоторые из них вынимали животных из клетки и держали в руках, в то время как другие чистили клетки, насыпали корм в кормушки. Школьники предложили нашим ребятам подержать декоративных крыс. Преодолевая страх, ребята брали их в руки, старались аккуратно держать, не сдавливая маленькое тельце. Некоторым было предложено покормить крыс из рук. Дети были под большим впечатлением от данной экскурсии. На следующий день была организована игра в зоосад, где дети отразили свои представления об уходе за животными, они старались аккуратно держать игрушечных животных в руках, гладили их.

Известно, что дети боятся уколов, наши ребята тоже не исключение. В детском саду проводилась вакцинация. Все отказывались идти первыми. Наконец Даня набрался смелости и сказал: «Я буду первый». Все дети наблюдали, как мальчик терпеливо вынес процедуру, не проронив ни слезинки. Мы очень хвалили Даню, обратили внимание ребят, какой он смелый, какой большой. Остальные последовали его примеру, никто не плакал. В сюжетно-ролевой игре в больницу эти впечатления детей также нашли свое отражение. Когда «врач» Ксюша сказала: «Сегодня я буду делать прививки», в «коридоре» выстроилась очередь из «пациентов». После «укола» все показывали, какие они смелые – не плачут.

Сюжетно-ролевая игра является замечательным средством при воспитании у детей аккуратности, опрятности. В игре дети с удовольствием прибирают в шкафу, стирают «грязное» бельё, делают уборку. Здесь это не воспринимается как работа, как что-то навязанное взрослым. Все выполняется с большим желанием, и соответственно, прививаются хорошие привычки.

Регулярно проводим целевые прогулки, направленные на изучение правил безопасности на дороге. Дети наблюдают, как водители и пешеходы соблюдают или нарушают правила дорожного движения. Однажды ребята были свидетелями того, как мальчик перебегал дорогу в неположенном месте и чуть не попал под колеса машины. Этот поступок был воспринят детьми очень эмоционально, они долго его обсуждали. В играх «На дороге», в «Автобус» дети не единожды отражали этот случай, «родители» объясняли своим «детям», как надо правильно переходить дорогу: спокойно, только на зеленый свет и по пешеходному переходу. Вскоре проходил городской конкурс дорожных знаков, и все дети единогласно выбрали для изготовления знак «Пешеходный переход». Поделка была представлена в номинации «коллективная работа», и мы были приглашены представлять свою работу на конкурсе талантов. Дети впервые выступали перед большой и незнакомой аудиторией и были очень горды.

Умелое руководство педагогов помогает направить игры детей в нужное русло, развить мотивы нравственного поведения, стремление не только выполнять правила игры, делиться игрушками, уступать свои игрушки товарищам, но и учитывать душевное состояние товарищей, быть деликатным, считаться с замыслами других, приходить им на помощь, проявлять бескорыстие и великодушие.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры, в которых дети творчески отражают жизнь окружающих людей, способствуют развитию нравственных качеств личности.

Список литературы

  1. Нравственное воспитание в детском саду. Под ред. В.Г. Нечаевой и  Т.А. Марковой. М., «Просвещение», 1975
  2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников с нарушениями слуха.

В статье раскрывается роль народной сказки в воспитании дошкольников с нарушениями слуха и этапы работы над сказкой....

Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»

Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...

педагогическая статья. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха.

Развитие основ нравственно-патриотического воспитания неслышащих дошкольников через укрепление связи поколений в семье, углубление традиций, семейные ценности и приобщение к истории родного города....

Публикация: Формирование основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре

В статье представлено теоретическое и практическое обоснование формирования основ нравственной культуры детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....

Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"

Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребнос

Наблюдение и анализ форм общения дошкольников со взрослыми (в процессе сюжетно-ролевой игры: проведение и анализ), необходимых для индивидуального индивидуального обучения, развития, воспитания, в том...