Основы духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
статья
Духовно - нравственное воспитание детей является важной частью общего образовательного процесса. Ему следует выделять особое внимание в детском саду, особенно при воспитание детей с нарушением слуха. В силу деффекта слуха, таким детям трудно понять смысл слов воспитателя, поэтому нужно использовать другие доступные средства для достижения наилучшего результата. Какие, о них и пойдет речь в статье.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха.
Духовно – нравственное воспитание является важной частью общего образовательного процесса, особенно в контексте воспитания детей с нарушением слуха.
Дошкольники с нарушением слуха представляют собой сложную гетерогенную группу, различающуюся по состоянию слуха и речи, по времени наступления стойкого нарушения слуха, наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии.
Глухие дети дошкольного возраста с сохранным интеллектом составляют относительно однородную группу. У детей, которые не получили ранней педагогической помощи, депривация психического развития имеет характер не просто задержки тех или иных функции, а глубокого нарушения личностного развития, нередко выражающегося в неадекватности поведения. Ребенок не только отстает в речевом развитии, но и часто приобретает такие негативные черты личности и поведения, как агрессивность, эмоциональная неустойчивость, двигательная расторможенность или, наоборот, скованность, негативное отношение к речи и общению в целом. В силу своего дефекта у таких детей затруднено понимание состояний, переживаний окружающих детей. Нарушено развитие эмоционального интеллекта.
Поэтому очень важно с раннего возраста объяснять таким детям понятие «хорошо», «плохо», развивать эмоциональную сферу, учить сопереживать, сочувствовать.
Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, если все многообразие знаний и навыков, все это пронизано духовно – нравственным воспитанием. Духовно – нравственное воспитание это основа социализации детей с нарушениями слуха в обществе.
Духовно-нравственное воспитание включает в себя формирование моральных, этических и эстетических ценностей. Для детей с нарушением слуха этот процесс может быть затруднен из-за их способности к восприятию информации, основанной на словесных объяснениях. Однако это не делает воспитание менее важным.
Работа с детьми с нарушениями слуха требует уважения и чувствительности к их потребностям. Важно использовать разнообразные методы и подходы, которые помогут детям понять и усвоить духовно-нравственные понятия. Ключевыми элементами могут стать:
- Визуальная поддержка: использование иллюстраций и наглядных пособий поможет детям лучше воспринимать информацию и развивать ключевые понятия, связанные с нравственностью и этикой.
- Сенсорные и игровые методы: использование игр, которые развивают командный дух, сопереживание и уважение к другим. Игровая деятельность способствует формированию социальных навыков и помогает детям понимать важность взаимодействия с окружающими.
- Истории и сказки: Чтение и обсуждение нравственных историй и сказок с яркими героями, которые столкнулись с моральными выборами и модификацией своего поведения. Это может быть реализовано через театрализацию, где дети могут играть роли и проживать ситуации, что укрепляет их понимание нравственных принципов.
Дети с нарушением слуха нуждаются в особом внимании в создании чувства сопричастности и толерантности. Воспитание должно подчеркивать важность уважения к различиям, умение принимать и понимать особенности других людей.
Эффективные методы включают:
- знакомство с различными культурами и традициями. Это поможет детям расширить их представление о мире и воспитать уважение к многообразию.
- создание инклюзивной среды: Взаимодействие со здоровыми детьми, участие в общих мероприятиях, праздниках и проектах способствуют развитию социального умения и нормам поведения.
Духовно-нравственное воспитание детей с нарушением слуха является одной из ключевых задач современного образования, направленной на формирование полноценной личности, способной к взаимодействию с окружающим миром. Важным аспектом этого процесса является использование творческих методов и изобразительной деятельности, которые помогают детям не только осваивать интеллектуальное содержание, но и развивать эмоциональную сферу, формировать нравственные ценности и социальные навыки.
Искусство обладает удивительной способностью затрагивать человеческие эмоции. Для детей с нарушением слуха, которые могут испытывать сложности в вербальном выражении своих чувств, изобразительная деятельность служит эффективным средством для передачи своих эмоций. Рисование, лепка или создание поделок становится для них способом «говорить», передавать свои переживания и радости.
Важно также включать в процесс воспитания элементы арт-терапии, что поможет детям не только развивать творческие способности, но и справляться с возможными переживаниями или стрессами. Будучи в атмосфере творчества, дети чувствуют себя более уверенно, открыто и могут исследовать свои внутренние переживания.
Духовно-нравственное воспитание детей с нарушением слуха в детском саду представляет собой многогранный и важный процесс. С учетом их уникальных потребностей, использование различных методов и подходов позволит создать поддерживающую и инклюзивную среду. Важно, чтобы дети не только усваивали знания, но и формировали ценные личные качества, способствующие их успешной социализации и развитию в будущем. В конечном счете, задача нашего общества состоит в том, чтобы обеспечить каждому ребенку, независимо от его способностей, возможность для полноценного и гармоничного роста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Методическая разработка на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе культурных традиций русского народа».
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошло...

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе православной культуры» выполнила: воспитатель СП ГБОУ ООШ №5 г.о. Октябрьск «Детский сад №6» Ситнова .М.В. 2013г.
Актуальность выбранной темы.Православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под миров...

Перспективно – тематическое планирование духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста 5 – 7 лет на основе интеграции задач по разделам «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Планирование предназначено для педагогов ДОО. В его содержание входят формы и методы работы с детьми дошкольного возраста....
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе
В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....
