Ценность туристических прогулок для детей дошкольного возраста с РАС
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Кречетова Елена Анатольевна

Создание условий для полноценного развития детей дошкольного возраста с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morozova_yua_krechetova_ea_mbdou47_seversk_statya.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ценность туристических прогулок для детей дошкольного возраста с РАС

Морозова Ю.А., Кречетова Е.А.,

воспитатели,

МБДОУ «Детский сад №47»,

 ЗАТО Северск, Россия

topotucha@yandex.ru 

Аннотация. Создание условий для полноценного развития детей дошкольного возраста с РАС.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста с РАС, туристические прогулки

Нашу группу посещают дети с расстройством аутистического спектра, и мы стараемся создать им все условия для полноценного развития. Мы активно ищем различные подходы к оздоровлению, воспитанию и развитию наших детей, которые могли бы не только социализировать наших деток, но и повысить их физическую подготовленность, сформировать основы здорового образа жизни, и одновременно с этим развивать интеллект, познавательный интерес и исследовательскую деятельность. 

Идея нашей работы достаточно проста: всё чаще стали задумываться о том, как сделать образовательную деятельность для наших особенных деток более интересной и увлекательной. Наш детский сад находится в небольшом уютном городе Северск, недалеко от природного парка нашего города. Поэтому, изучив литературу и поняв, что общение с природой является эффективным средством всестороннего развития дошкольников, мы решили применять туристические прогулки в парке в работе с нашими воспитанниками.

Туристические прогулки – это одно из перспективных направлений. Изучив практический опыт в других ДОУ, мы выявили, что такая форма работы не привлекает внимание педагогических работников, используется в детском саду очень редко, и совсем не используется с детьми с ОВЗ. А ведь уникальность детских туристических прогулок состоит в том, что заниматься ими можно в любое время года. Туристические прогулки доступны и понятны детям, и хорошо принимается родителями. У таких прогулок нет никаких ограничений ни по физической подготовке, ни по возрасту, и рекомендованы каждому дошкольнику с любой группой здоровья.

Как и любая педагогическая деятельность, так и туристические прогулки с детьми имеют свою ценность. В физкультуре ценность туристических прогулок в том, что дети занимаются на свежем воздухе круглый год в любую погоду - это способствует закаливанию их организма и улучшает здоровье.

Такие прогулки имеют и образовательную ценность, так как они способствуют более эффективному и качественному усвоению знаний, развивают познавательные и исследовательские способности детей. Дети  знакомятся с малой родиной, особенностями животного и растительного мира, формируют обобщённые представления о временах года, об изменениях в природе, о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе. Дети анализируют и делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, тем самым развивают мыслительную деятельность.

Воспитательная ценность туристических прогулок в том, что прогулки  проводятся в коллективе, и когда один зависит от другого, то дети учатся быть отзывчивыми друг к другу, проявляют внимание, переживание. В туристских прогулках вырабатывается самостоятельность, организованность, умение преодолевать трудности. Что очень важно для социализации детей с РАС. В процессе таких прогулок наши дети испытывают только положительные эмоции, а продуманная и интересно организованная исследовательская деятельность в природных условиях развивает у наших деток интерес к таким прогулкам.

Данную работу мы проводим в активной форме: два раза в неделю, круглый год, в любую погоду. Наши воспитанники постоянно получают информацию из окружающего мира через собственное познание, тем самым постоянно социализируются и расширяют свой кругозор. Мероприятия проводятся в первой половине дня за счет времени, отведенного на утреннюю прогулку. В этот день мы вешаем в группе опорный сигнал (фотографию реки, конюшни, зоопарка, природного парка) и дети уже знают, что мы сегодня отправляемся на прогулку за территорию детского сада. Прогулки мы планируем по сезонам, но все равно всегда отталкиваемся от интереса детей. В своей работе мы используем разные виды деятельности: прогулки, экскурсии, походы, путешествия, наблюдение в природе и сбор природного материала, беседа о природе, комплекс игр и физических упражнений, самостоятельные игры и познавательно-исследовательская деятельность детей. Темы прогулок у нас выбираются спонтанно, все зависит от погодных условий и настроения в группе.

Чтобы разнообразить нашу образовательную деятельность, мы проводим в парке также праздники, тематические развлечения и многое другое. Ведь при наполнении туристической прогулки разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность мероприятия. А совместная творческая работа детей вместе с родителями  в группе и дома после таких прогулок (изготовление рисунков, аппликаций,  поделок из найденного природного материала), способствует укреплению внутрисемейных отношений. Далее мы оформляем выставки творческих работ в группе и с этими же работами участвуем в различных конкурсах: муниципальных, областных и всероссийских. 

В ходе уже проведенных мероприятий у наших детей отмечается пополнение словарного запаса, новых знаний и впечатлений об окружающем мире; повысился уровень исследовательской и познавательной активности. Дети лучше и быстрее воспринимают полученную информацию; ориентируются в пространстве. Дети стали взаимодействовать друг с другом; улучшились качественные показатели физического развития детей; повысилась сопротивляемость организма к простудным заболеваниям - как у детей, так и у взрослых. Родители стали больше ориентироваться на развитие у детей потребности к исследованию и познанию, выросла заинтересованность в совместной деятельности, итог - сплочение родителей и детей. 

Мы считаем, что туристические прогулки являются прекрасным средством всестороннего развития личности каждого ребенка. Такую форму работы используют с дошкольниками очень редко, но мы уверены, что такие прогулки могут и должны использоваться в педагогической практике каждого ДОУ.

Список литературы

  1. Кузнецова, С.В. Туризм в детском саду: учебно-методическое пособие / С.В. Кузнецова. – Москва: Обруч, 2013. – 208 с.
  2. Бочарова, Н.И. Туристские прогулки в детском саду: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / Н.И. Бочарова. – Москва: АРКТИ, 2004. – 114 с. 
  3. Ихсанова С.В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками / С.В. Ихсанова. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2021. – 208 с.
  4. Довбня, С. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью / С. Довбня, Т. Морозова, А. Залогина, И. Монова. – Санкт-Петербург: Сеанс, 2018. – 202 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

«Формирование духовно-нравственных ценностей, патриотических чувств у детей дошкольного возраста в реализации Патриотического акта «Мәңгілік Ел»

Одной из задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста является формирование любви к своей Родине. А что такое Родина?...

Отчет по самообразованию по теме: «Современные технологии в становлении ценностей здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...