Нетрадиционные техники рисования как способ развития пальчиковой моторики у детей с речевыми патологиями
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Нефедова Елена Геннадьевна

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ ПАТОЛОГИЯМИ

 « Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В.А. Сухомлинский.

Одна из важнейших задач воспитания детей раннего возраста – их умственное и речевое развитие.

Необходимо своевременно заботиться о развитии ребенка: развивать его слух, внимание, мышление, память, а также его двигательные умения. Ведь чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что кисти рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в различные зоны головного мозга, в том числе и в речевые зоны, тем самым, стимулируя их активную деятельность.

Взаимосвязь общей и мелкой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия.

Формирование сложных движений происходит при участии речи. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Такими исследователями, как М.М. Кольцова, А.В. Антакова – Фомина, М. Аксенова и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук. Таким образом, развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Чем старше становится ребенок, тем больше значение мелких движений пальцев рук для формирования его психических процессов. Ученые установили, что уровень психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.

Я, как учитель – логопед, в своей работе всегда использую много методов и приемов, которые способствуют развитию пальчиковой моторики у детей. Это различные виды пальчиковой гимнастики, игры с мячами Су-Джок, пальчиковый театр, рассказывание стихов руками, игры с палочками и спичками и.т.д.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Постоянная тренировка движений пальцев рук повышает внимание, развивает память, слух и зрение.

Рисование является одним из важнейших средств не только художественного развития, развития сенсорно-перцептивной деятельности, речевого развития, но и средством формирования волевых и личностных качеств маленького человека, без которых не овладеть в полной мере великим даром природы человечеству – устной речью.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

К нетрадиционным техникам относятся:

 рисование пальцами по бумаге картону и проч. материалам;

рисование по стеклу;

роспись ткани;

рисование мелом по бархатной бумаге;

роспись камней, кружек и других предметов;

рисование ватными палочками, зубной щеткой и прочими подручными предметами;

рисование по песку и рисование песком... и.т.д.

        Совместно с воспитателями мы применяем в работе многие из перечисленных методов нетрадиционного рисования. Все это способствует преодолению трудностей произношения, развитию речи у детей.

За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

В заключение хочется напомнить, что только совместными усилиями всех специалистов ДОУ можно добиться высоких результатов в работе с детьми с речевыми нарушениями.

Литература

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи // Дошкольное воспитание, 1990, № 8.
  2. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду- М. 2007г.
  4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль: Академия развития. 2007г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

В буклете расказывается о разных нетрадиционных техниках рисования  для развития мелкой моторики детей....

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей и...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А.  Сухомлинский...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем б...

Консультация для родителей:"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики у детей"

Развитие мелкой моторики-естественный процесс,он берёт своё начало уже в младенческом возрасте.Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание,память,слуховое и зрительно...