Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста
статья по рисованию

Мкртчян Лиана Гургеновна

Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляя своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся раскрепощаться, наблюдать, думать, фантазировать, когда рисуют без кисточки и карандаша.

Ребенок должен понять, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость, и в этом ему помогает, конечно, взрослый, в том числе и педагог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 Калининского района Санкт- Петербурга

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрена одна из проблем развития мелкой моторики рук у младших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования. Про- анализированы характерные особенности развития мелкой моторики рук у млад- ших дошкольников и роль рисования в этом процессе. Разработана и апробирована система нетрадиционных методов рисования.

Ключевые слова: мелкая моторика рук, художественно-эстетическое развитие, рисование, нетрадиционные техники рисования.

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать ру- ками, тем он будет умнее и сообразительней.

Как известно, на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка .И действительно, пальцы наделены боль- шим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную си- стему человека . Если проводить систематическую и целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и применять нетради- ционные техники рисования, то можно улучшить речевую деятельность детей, интел- лектуальные качества, зрительную систем; также достигается скоординирован- ность функционирования нервной, мышечной и костной систем, а самое главное, со- храняется психическое здоровье детей.

Развитие мелкой моторики – естественный процесс, он берет свое начало уже в мла- денческом возрасте. Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улуч- шается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.

Актуальность данной темы заключается в необходимости развития мелкой моторики рук у дошкольников для овладения ими в дальнейшем письмом в школе.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом (ФГОС) дошколь- ного образования выделены основные образовательные области, одна из которых – «Художественно-эстетическое развитие», включающая в себя развитие творческих способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта и его отноше- ний с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Потребность малыша в самостоятельности и активности, его подражание взрос- лому и освоение предметных действий, а также формирование координации движе- ний руки и глаза – это все предпосылки продуктивных видов деятельности.

Как известно, все дети любят рисовать. Когда ребенок испытал интерес к твор- честву, младшие дошкольники сами пытаются найти новые способы рисования. К со- жалению, это далеко не у всех получается, к тому же многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Практически все дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся, стремятся освоить новые способы рисования. Разумеется, без помощи педагога воспитанникам не справиться с такой задачей. Задачей педагога является раскрытие в каждом ребенке творческих способностей, индивидуальности и пробуждение веры в эти способности. Занимаясь изобразительным искусством, педагог старается вселить в дошкольников веру, что он пришел в этот мир творить добро, красоту, реализовывать свои творческие фантазии.

Работа пальчиками приносит много радости дошкольникам и в то же время является одной из задач занятий по изобразительной деятельности. Но для этого недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Наблюдая за деятельностью младших до- школьников в непосредственно организованной и самостоятельной деятельности, можно отметить, что дети со слабо развитой ручной моторикой часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях: неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы, отказываются от любимых дру- гими детьми игр и занятий, быстро устают и имеют низкую работоспособность.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо как можно раньше, с самого раннего детства.

Самым простым, доступным и интересным видом работы с детьми по формиро- ванию мелкой моторики руки является художественно-продуктивная деятельность. Именно художественное творчество способно приносить не только пользу, но и самые радостные, положительные эмоции, а нужно заметить, что продуктивная деятель- ность заложена у детей на генетическом уровне.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования подразумевает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов, что и позволяет развивать сенсорную сферу за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий. Происходит развитие наглядно- образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мысли- тельной деятельности детей.

К сожалению, непосредственная образовательная деятельность в дошкольном учреждении по художественно-эстетическому развитию воспитанников сводится к тра- диционным наборам изобразительных материалов и стандартным способам передачи информации. Художественное творчество должно носить творческий, эмоционально- психический характер, а также выражать индивидуальные особенности детей – это, в свою очередь, способствует развитию личности ребенка в целом.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобрази- тельная деятельность.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют предметами, близкими по форме, способу держания и действия к школьной ручке. Уровень развития мелкой моторики просматривается по рисункам детей. Конечно, осваивая продуктивные виды деятель- ности: лепку, аппликацию, рисование, дошкольник не научится писать, но это развивает зрительный контроль движений руки, помогает образованию связи рука – глаз. Нужно обратить внимание, что лучшее восприятие цвета дает рисование паль- чиковыми красками. У малышей начинает формироваться художественный вкус, раз- вивается внимание, формируются процессы сравнения и обобщения. Техника рисо- вания пальцами рук очень проста. Для этого понадобятся лист бумаги, пальчиковые краски (гуашь). Рисовать пальцами можно по-разному, но начинать нужно с самого простого – капельки дождя (точки), полоски, линии и другое. Постепенно нужно услож- нять технику, создавая сюжет, композицию, дорисовывая детали, получая образы. Когда ребенок освоил технику рисования пальцами рук, можно и нужно пе- рейти к следующей технике рисования – рисованию ладошками и кулачком. Этот вид техники очень похож на предыдущий, разница только в том, что здесь рисуют всей ладошкой или кулачком сразу. При таком рисовании следует окрасить или окунуть всю ладонь в краску и затем наносить на лист бумаги. Рисуя таким способом, ребенок учится фантазировать. К тому же у него формируется логическое мышление, вообра- жение. Образы почти всегда перерастают в настоящие картины, сюжеты, образы. Это учит ребенка пользоваться своими руками, у него развивается речь.

 Следующая техника – рисование отпечатками листьев. Это удивительная творческая техника, которую чаще всего используют осенью, но можно и весной, и летом. Она дает удивительные результаты, и для этого понадобятся всего лишь листья, лист бумаги, краски, кисти, салфетка. Нужно нанести краску на листочек, затем приложить к листу бумаги, прижать салфеткой и убрать – получается отпечаток ли- сточка. Разумеется, цвет листьев может быть разным, в том числе и разноцветным. Начинать нужно с простого: один-два листочка на бумаге, а дальше фантазия вам подскажет. Как и в предыдущих техниках, можно дорисовывать образы, получаются и животные, и бабочки, и девочки в юбочках и многое другое.

Рисование восковыми карандашами или восковыми мелками – популярными материалами для детского творчества – это отличный способ для развития мелкой моторики ребенка (помогает укрепить пальцы и кисти рук, подготовить их к письму). Мелки изготавливаются из воска или парафина, поэтому относительно безвредны даже для самых маленьких. Восковым мелком можно провести как толстую линию, так и тонкую, заточив их как обычные цветные карандаши.

 Рисование сухой кистью (способ тычки) очень интересный и самый простой способ рисования сухой кистью. Рисуя в такой технике, получаешь насыщенные, красивые рисунки. Главное условие рисования – гуашь не должна быть сухой. Вода при такой технике рисования нам нужна только для того, чтобы промыть кисточку.

 Рисование ватными палочками, поролоновой губкой (оттиск губкой) также очень занимательные и несложные способы рисования.

Каждая техника рисования уникальна и интересна, в такой деятельности работа каждого ребенка неповторима, индивидуальна. Все техники можно комбинировать, совмещать, дополнять другими видами. Приятно наблюдать за эмоциональным со- стоянием воспитанников: у детей горят глаза, они улыбаются, делятся своими впечатлениями, восторженно обсуждают свои работы и работы своих товарищей

Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляя своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся раскрепощаться, наблюдать, думать, фантазировать, когда рисуют без кисточки и карандаша.

Ребенок должен понять, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость, и в этом ему помогает, конечно, взрослый, в том числе и педагог.

Работу по развитию мелкой моторики желательно проводить систематически, и заниматься этим нужно не только в дошкольном учреждении, но и дома.

Так, педагог дает «домашние задания»: перемотка ниток, завязывание и развязывание ленточек, шнурков, собирание пазлов, застегавшие и растягивание пуговиц, кнопок, молний, крючков, разбор круп и многое другое.

 Рисуя в нетрадиционной технике, ребенок самовыражается, учится общаться с самим собой, поднимать настроение.

Воспитатель   Мкртчян Лиана Гургеновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования как средства развития детского изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста с ОНР»

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохра...

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....

Развитие мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.

В статье описаны различные пальчиковые игр и упражнения, дидактические игры, нетрадиционные техники рисования, которые способствуют полноценному психическому развитию, повышению самооценки, помог...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А.  Сухомлинский...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем б...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста...