"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста"
статья по рисованию

Худяшева Анна Леонидовна

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста

В статье описаны нетрадиционные техники рисования, влияющие на развитие мелкой моторики у детей пятого года жизни.

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он будет умнее и сообразительней.

Наиболее благоприятный период для развития познавательных и творческих способностей – от двух до восьми лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована. Именно в дошкольном возрасте необходимо развивать мышление, память, восприятие, внимание у ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук ребенка является стимулирующей для общего развития и для развития речи.

Как известно, на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. И действительно, пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Если проводить систематическую и целенаправленную работу по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста и применять нетрадиционные техники рисования, то можно улучшить речевую деятельность детей, интеллектуальные качества, зрительную систем; также достигается скоординированность функционирования нервной, мышечной и костной систем, а самое главное, сохраняется психическое здоровье детей.

Развитие мелкой моторики – естественный процесс, он берет свое начало уже в младенческом возрасте. Благодаря упражнениям на развитие мелкой моторики у детей улучшается внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость.

 Начинать развитие мелкой моторики необходимо как можно раньше, с самого раннего детства. Самым простым, доступным и интересным видом работы с детьми по формированию мелкой моторики руки является художественно-продуктивная деятельность.

Именно художественное творчество способно приносить не только пользу, но и самые радостные, положительные эмоции, а нужно заметить, что продуктивная деятельность заложена у детей на генетическом уровне.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования подразумевает применение разных изобразительных материалов и новых технических приемов, что и позволяет развивать сенсорную сферу за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности детей.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют предметами, близкими по форме, способу держания и действия к школьной ручке.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Но каждая техника – это маленькая игра, которая доставляет ребенку радость, положительные эмоции. Такое рисование не утомляет малыша, у него сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

Ценность использования в рисовании нетрадиционных техник рисования состоит в том, что дети быстрее достигают желаемого результата, чем при традиционном рисовании.

Нетрадиционные техники способствуют:

  • интеллектуальному развитию ребенка;
  • коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
  • развитию уверенности в своих силах;
  • совершенствованию пространственного мышления;
  • свободному выражению своего замысла;
  • развитию мелкой моторики рук;
  • свободе выбора изоматериалов и техник.

В возрасте 4-5 лет чаще всего используют следующие виды нетрадиционной техники:

  • Техника рисования пальчиками и ладошками. Технология рисования: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
  •  Техника рисования оттиск смятой бумагой. Технология рисования: ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными. После этого ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.
  • Техника рисования методом «Тычка». Технология рисования: на листе бумаги изображается контур, какого – либо предмета, гелевую пальчиковую или гуашевую краску разбавить водой до консистенции жидкой сметаны и перелить в блюдца. Всей площадью кисти, «плашмя» рисуем по очертаниям, изображенным на листе. Кисточку при рисовании следует держать перпендикулярно по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должны получаться большие «пушистые» точки.
  • Техника рисования «Оттиск поролоном». Технология рисования: вырезать контуры на поролоне, гелевую пальчиковую или гуашевую краску разбавить водой до консистенции жидкой сметаны и перелить в блюдца. Прижать поролон к блюдцу с краской и делать печатки на бумаге.
  •  Техника рисования «Оттиск пробкой». Технология рисования: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и блюдце с краской и пробка.
  • Техника рисования «Печать листьев». Технология рисования: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
  • Техника рисование ватными палочками - ребёнок опускает в гуашь ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумагу. Каждый цвет набирается на новую палочку.

Каждая техника рисования уникальна и интересна, в такой деятельности работа каждого ребенка неповторима, индивидуальна. Все техники можно комбинировать, совмещать, дополнять другими видами. Приятно наблюдать за эмоциональным состоянием воспитанников: у детей горят глаза, они улыбаются, делятся своими впечатлениями, восторженно обсуждают свои работы и работы своих товарищей.

Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на развитие ребенка, способствуют развитию интеллекта, моторики, формированию таких психических функций, как воображение, память, зрительное восприятие и мышление. Развивающее воздействие нетрадиционных техник на творческий потенциал ребенка заключается в том, что эти техники не только интересны как игровые манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для расширения способов изображения.

В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа.

Список литературы:

  1. Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3 – 5 лет / А.В. Артемьева. – М.: ТЦ СФЕРА, 2017
  2. Рыжова Л. А. Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности/ Л. А. Рыжова //Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Нижний Тагил. – 2019
  3. Савельева Н. М. «В мире красок»: программа дополнительного образования для детей среднего дошкольного возраста / Н.М. Савельева — СПб.: Детство – Пресс, 2019
  4.  Самотоева Н.А. Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста / Н.А. Самотоева // Преемственность в образовании. - 2019. - № 23(10)
  5. Филева Т.И Нетрадиционные техники рисования в развитии детей / Т.И. Филева // Наука и современность. - 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста».

Художественное творчество является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе продуктивной деятельности воспитывается интерес и различным видам искусс...

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития мелкой моторики детей дошкольного возраста

В буклете расказывается о разных нетрадиционных техниках рисования  для развития мелкой моторики детей....

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста

Нетрадиционное рисование, т. е. рисование необычными материалами, оригинальными техниками, позволяет детям испытать незабываемые положительные эмоции, а также дает детям множество новых возможностей и...

"Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни"

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни. Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В.А.  Сухомлинский...

Нетрадиционные техники рисования как способ развития мелкой моторики руки у детей пятого года жизни

Сколько удивительного, необыкновенного может нести в себе детский рисунок! В. А. Сухомлинский в свое время отметил, что «ум ребенка находится на кончике его пальцев». Это значит, что чем б...

«Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через нетрадиционную технику рисования»Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.Например, через разл...