Конспект НОД с детьми раннего дошкольного возраста с расстроиствами речевого развития
план-конспект занятия по логопедии

         Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей с тяжелой речевой патологией, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т. д.) при наличии нормального слуха. У таких детей, нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их, создавать – это так называемые безречевые дети. В конспект занятия включены основные направления работы с неговорящими детьми:

-  развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности;

- стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.

Адресовано учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_.docx300.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 с детьми раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет)

с расстройствами речевого развития

Цель. Развитие речи у неговорящих детей.

Образовательные задачи. Формирование номинативного словаря по лексической теме «Зима. Зимние забавы» (зима, снег, лед, лыжи, санки, коньки, снежки, снеговик, горка, вода, гулять, играть, кататься, лепить, катать, таять, белый, холодный, весело). Формирование грамматического строя речи  (множественное число глаголов).

Коррекционные задачи. Формирование умения вслушиваться  в речь, давать односложные ответы на вопросы. Формирование умения повторять за взрослым слова, словосочетания, предложения. Развитие зрительного и слухового внимания, речевого слуха, конструктивного праксиса.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества.

Оборудование. Контейнер со снежками, мисочки с теплой водой по числу детей, бумажные полотенца, мольберт, сюжетные и разрезные картинки по числу детей.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Упражнение «Снежный шарик». Создание эмоционально положительного фона занятия. Развитие тактильной чувствительности. Формирование словаря по лексической теме «Зима».

Логопед приглашает детей за стол, на котором стоят контейнеры со снежками и мисочки с теплой водой для каждого ребенка.

Логопед. Что это?

Дети. Снежки.

Логопед. Что нужно для снежков?

Дети. Снег.

Логопед. Какой снег?

Дети. Холодный. Белый. Мягкий.

Логопед. Возьмите снежок в правую руку. Сжимайте и разжимайте снежок вот так.

Логопед показывает, как нужно сжимать и разжимать снежки.

Логопед.    Шарик холодный в ладошку возьму,

                  Шарик холодный покрепче сожму,

                  Только заплакал шарик в ладошке,

                  Капают слезы на стол понемножку,

                  Шарик в контейнер скорей положу,

                  В теплой водичке ладонь подержу.

Дети кладут снежки в контейнер, держат руку в теплой воде, а топом вытирают руки. Можно проделать упражнение и левой рукой.

Логопед. Что  делал снежок в руке?

Дети. Таял.

Логопед. Снег может таять. Что капало из ладошки?

Дети. Вода.

Логопед. Снег превращается в воду.

Логопед убирает со стола контейнер со снежками и мисочки.

  1. Рассматривание сюжетных картинок и беседа по ним. Формирование умение вслушиваться в речь, давать ответы на вопросы. Формирование умения повторять за взрослым слова, словосочетания, предложения. Формирование грамматического строя речи (множественное число глаголов). Развитие зрительного восприятия и внимания.

Логопед приглашает детей к мольберту, на котором стоит сюжетная картинка (приложение 2).

Логопед. Кто на картинке?

Дети. Дети.

Логопед. Где дети?

Дети. На горке.

Логопед. Что у детей?

Дети. Лыжи. Санки.

Логопед. Что делают дети?

Дети. Катаются.

Логопед. Детям весело!

Логопед меняет картинку (приложение 4))

Логопед. Кто на картинке?

Дети. Дети.

Логопед. Что делают дети?

Дети. Лепят бабу.

Логопед. Что у детей?

Дети. Метла. Морковка. Шарф.

Логопед. Посмотрите на лица детей. Детям весело?

Дети. Детям весело.

Таким же образом организуется беседа по картинкам «Игра в снежки» и «На катке» (приложение 1,3).

  1. Упражнение «Соберем картинки». Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.

Логопед. Соберите такие же картинки.

Дети собирают картинки из двух частей.

Логопед. Что делают дети?

Дети. Дети катаются. Дети лепят бабу.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Умнички! Вы справились с заданиями. Я оставлю вам картинки, и вы сможете вечером их собрать ещё раз.

Используемая литература

  1. Нищева Н.В. Гаврилова Л.Б., Кириллова Ю.А.. Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста с расстройствами речевого и интеллектуального развития «Расти, малыш!» - СПб.: Детство-Пресс,2019.
  2. Нищева Н.В. Веселые потешки и пестушки для самых маленьких. – СПб.: Детство-Пресс,2016.
  3. Нищева Н.В. Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки. 2-3 год. Вып.6. – СПб.: Детство-Пресс,2016.

1 Приложение                                                                                                                            2 Приложение

C:\Users\user\Desktop\картинки к занятию.jpg  C:\Users\user\Desktop\картинки к занятию.jpg        

       

3 Приложение                                                                                                               4 Приложение

C:\Users\user\Desktop\картинки к занятию.jpgC:\Users\user\Desktop\картинки к занятию.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема логопедической коррекции с детьми раннего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Данная статья посвящена проблеме логопедической коррекции с детьми раннего дошкольного возраста с задежкой речевого развития...

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»с использованием современных образовательных...

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Изучаем своё тело»

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Изучаем своё тело»с использованием современных образовательных...

Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию на тему"Космос".

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию на тему"Космос"....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....

Конспект НОД с детьми раннего дошкольного возраста по развитию речи с использованием театрализации «Теремок».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к общечеловеческим ценностям. В современных условия...

Непосредственная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область: «Речевое развитие» Тема: «Волшебный сундучок тётушки Совуньи».

Цель:Развивать связную речь детей, совершенствовать коммуникативные навыки. Задачи:развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление;упражнять в умении составлять предложени...