Транспорт
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Орлова Галина Богдановна

Логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста по лексической теме "Транспорт" составлено для детей с ФФНР и ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_transport.docx229.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»

 Тема: Транспорт.

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста

Орлова Г.Б.

Учитель-логопед первой

квалификационной категории

Черемное, 2022

Цель. Создание  условий для закрепления знаний детей о разных видах транспорта и о профессиях людей управляющих этим транспортом.

Задачи

Коррекционные: 

  1. Упражнять детей в умении различать звуки [С] и [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях, правильно произносить слова, в которых одновременно встречаются звуки [С]  [Ш], сравнивать звуки по акустическим и артикуляционным признакам.
  2. Вызывать звук [Л] по подражанию.

Образовательные:

  1. Закреплять знания детей о видах транспорта (воздушный, наземный, водный) и о профессиях людей управляющих этим транспортом (пилот, водитель или шофёр, машинист, капитан).
  2. Отрабатывать  умение детей определять количество слогов в слове.
  3. Формировать умение подбирать глаголы к существительному и согласовывать количественное числительное с существительным.
  4. Учить подбирать слова, противоположные по значению.

Развивающие:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, память, воображение, мелкую моторику.
  3. Развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать педагога, участвовать в диалоге.
  2. Воспитывать доброжелательность и отзывчивость.

Оборудование: фланелеграф, картинки для изображения карты: Чебурашка с подарком, гора, дорога, море, самолёт или вертолёт, машина или автобус, пароход или корабль, крокодил Гена. Облако на каждого ребёнка и шары су-джок. Картинки: кит, дельфины, лодки, корабли.

Ход занятия

Дети стоят в кругу. Педагог рассказывает: Крокодил Гена приехал в гости к бабушке, но забыл дома подарок для неё и просит Чебурашку его отправить. Чебурашка сам решил доставить подарок, у него есть карта, но он не знает, как и на чём добраться. Ребята, поможем Чебурашке? (Да).

На фланелеграфе изображена карта (Чебурашка с подарком, горы, дорога, море, Крокодил Гена).

Педагог. Смотрим на карту. На чём можно перебраться через горы? Ответы детей (самолёт, вертолёт).

Вас по небу прокачу,

Долечу, куда хочу.

Самолёт (вертолёт) какой вид транспорта? (Воздушный). На карту крепится самолёт (вертолёт). Д/И «Кто чем управляет?»  Самолётом управляет (кто?) – лётчик, пилот. Ребёнок, который ответит, становится пилотом.

Педагог. Ребята, чтобы самолёт (вертолёт) взлетел, нужно разогнать облака. Дети дуют на облака. Упражнение на развитие речевого дыхания. Вдох – носом, выдох – ртом.  

Садимся в самолёт (вертолёт) отправляемся в полёт.

1 задание.  Передать по рации: «5 минут, полёт нормальный».

2задание. Определить сколько слогов в слове: пи-лот, (лёт-чик), са-мо-лёт, (вер-то-лёт).

3е задание. Подобрать действия к предметам. Самолёт (что делает?)… Летит, садится, взлетает, приземляется, прилетает, улетает… 

Упражнения на развитие артикуляционного аппарата: «Бегемот», «Улыбка», «Заборчик», «Самолёт гудит».

Педагог. Самолёт идёт на посадку, когда он приземляется, закладывает уши, нужно широко открыть рот. Давайте сфотографируемся в самолёте, улыбка, теперь широко улыбнитесь, чтобы были видны зубы. Как гудит самолёт? Улыбнитесь, откройте рот, поставьте язык за верхние зубы (резцы), добавьте голос.

Педагог. Отметим на карте, где мы (Чебурашка с подарком). Загадка.

Это что за чудеса

Дом – четыре колеса,

Заведёшь, гудит мотор

За рулём сидит … (шофёр).

Педагог. На чём отправимся дальше? Дети (машина, автобус…). На Карту (фланелеграф) крепится машина (автобус). Это какой вид транспорта? (Наземный). У машины (автобуса) спускают шины.

1е задание. Упражнения на развитие дыхания и артикуляционного аппарата: Вдох через нос. На выдохе плавно произнести звук Ш-Ш-Ш… (воздух выходит из шины). Упражнение «Насос» Вдох через нос. На выдохе произносить  толчками звук  С, С, С (накачать шины у машины). Садимся в машину.  

2е задание. Сказать пассажирам. Шофёр (ребёнок): «Пристегнули ремни. Поехали.»

Педагог: «Машины мчатся по трассе», только слышно: ША-ШО-ШУ (дети повторяют слоги). Повторить: Ше – Сэ – едем по шоссе.

Педагог. Ребята, что там в дали? Посмотрите (смотрим вдаль). Загадка.

Над дорогой дым клубится,

Он по рельсам быстро мчится. (Что это?). Поезд.

Педагог. Кто управляет поездом? (Машинист).

3е задание. Считаем вагоны.  Д/И «Сосчитай» (согласование числительных с существительными) Количественные числительные: Один вагон, два вагона, три вагона, четыре вагона, пять вагонов…

4е задание. Д/И «Скажи наоборот» подобрать антонимы к словам: поезд длинный – автобус (короткий), самолёт быстрый, а пароход – …

Педагог. Ехали, ехали и доехали. Отметим на карте, где мы (Чебурашка с подарком). Ребята, что дальше? (Море или озеро).

Педагог. Ребята, послушайте (педагог даёт гудок). Что это? (Пароход).  Упражнения на развитие артикуляционного аппарата: «Пароход», улыбнитесь, прикусите широкий кончик языка, произносите звук Ы-Ы-Ы. Поплывём на пароходе? Это какой вид транспорта? (Водный). Кто управляет пароходом? (Капитан). Ребёнок, который ответит, становится капитаном.

1е задание. Капитан: «Поднять якорь. Отплываем».

Педагог. Ребята, посмотрите, слева плывёт огромный кит. (Изображаем руками бинокль и смотрим в него). Посмотрите вправо. На мольберте картинки: Корабли, лодки, дельфины, (дети смотрят и отвечают). Например: Саша, что ты видишь? (педагог показывает на картинку лодки). Я вижу лодки. Варя, кого ты видишь? (педагог показывает на картинку дельфинов). Я вижу дельфинов. Варя, выбери картинку, покажи её Захару и спроси: Захар, что ты видишь?Захар отвечает: Я, вижу,  корабли.

2е задание. Отработаем, ребята, командный голос.

«Суши вёсла!»

«Спустить шлюпку на воду!»

3е задание. Составить предложение из слов. Море, пароход, плывёт, по. Педагог. Капитан, посмотри в подзорную трубу. Видишь берег? Капитан:  Вижу. Спустить якорь. Сойти на берег.

Педагог. Отметим на карте, где мы (Чебурашка с подарком). Помогли Чебурашке. Он говорит, спасибо, а Гена благодарит нас и дарит нам вот такие шарики с колечками (су-джок).

Поиграем? (Пальчиковая гимнастика «Транспорт»).

Колечки надо надевать

Будем транспорт повторять:

Автобус, лодка, пароход,

Мотоцикл, вездеход,

Автомобиль и самолёт,

Корабль, поезд, вертолёт.

Дети стоят с педагогом в кругу (итог).

Кому мы сегодня, ребята, помогали?

На каких видах транспорта мы добирались?

Кто управляет самолётом? (машиной, поездом, пароходом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

2021 г- Конспект открытого знт НОД во 2 младшей группе Тема «Транспорт». Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта. Задачи:

Конспект НОД во 2 младшей группеТема «Транспорт».Цель: дать представление о транспорте, видах транспорта.Задачи:Обучающие:1.       Учить детей определять и ра...

КТП Тема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»

Неделя:  1 неделя. Понедельник 31 Января  2022 годТема недели: «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте.»Цель: Расширение и закрепление представлений о...

Календарно - тематическое планирование"Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа

Календарно - тематическое планирование  "Транспорт, виды транспорта. Профессии на транспорте". Подготовительная группа....