"Системная поддержка традиций и инноваций в работе коррекционного педагога с детьми с ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ольга Владимировна Каширова

Работая с дошкольниками, особенно, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, важно не просто научить, на просто сформировать определенные навыки, не просто воспитать, а помочь каждому ребенку прикоснуться к истокам основ человеческих ценностей, понятий, чувств, в ежедневном общении открывать гармонию человеческих отношений вне зависимости от этнической принадлежности, по крупицам взращивая ростки любви к окружающим, национальным традициям, любви к своему Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Системная поддержка традиций и инноваций в образовательном пространстве МАДОУ №304 города Ростова-на-Дону».

                                 

                                                  «Я продолжаю верить, что если детям                             предоставить необходимые

инструменты для достижения успеха,

они преуспеют даже за пределами

своих самых смелых мечтаний!»

(Ш. Амонашвили)  

Одной из проблем современного общества является искажение связи с национальными традициями народа – основой духовной культуры, нравственности и внутренней силы человека. В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Как жили русские люди? Как работали, как отдыхали? Какие игры были у детей? Отвечая на эти вопросы, мы восстанавливаем связь времен, возвращаем утраченные ценности внутренней духовной основы человека.

          Важной задачей гармоничного развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений. Народные игры, сказки, потешки, пестушки играют особую роль в воспитании детей, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности.

            Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, национальному фольклору, родному очагу, выступает ведущей идеей нашего педагогического коллектива, чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь узнать и понять свое прошлое, свои истоки. Основой проектной деятельности педагогического коллектива выступает знакомство детей с народными традициями, творчеством, играми.

Дошкольный возраст - особенный отрезок жизни ребенка, когда рамки его внутреннего мира раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разнообразных видов деятельности взрослых людей. Он испытывает огромное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать. Совсем непросто осуществить такие желания в современном мире, который меняется стремительно. Ребенок воспринимает большой объем информации, в котором вынужден сам ориентироваться, осваиваться, разбираться, чтобы гармонично реализовываться. Становятся актуальны не сами знания, а умения эти знания дифференцировать, анализировать и применять, чтобы стать полноправным успешным человеком в обществе.

В последнее время детство катастрофически утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение и игра. Игра теряет свои позиции, становится однообразной, неинтересной.

         А ведь игра-основной вид деятельности дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные, нравственные и физические силы ребенка. Игра – своеобразный, незаменимый, свойственный дошкольному возрасту, индивидуальный способ усвоения общественного опыта.

У детей ослабевает естественная потребность организма в движении. Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако, для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Детям легче мыслить при повторяющихся физических действиях: ходьбе, различных движениях пальчиков и тела. Целенаправленная двигательная активность гармонично развивает головной мозг ребенка. Развивающая работа, дающая положительные результаты, направлена именно от движений к мышлению, а не наоборот. Совершенствование мыслительных процессов у детей необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.  Потребность в гармоничном движении заложена в культуре народа на генетическом уровне.

Поэтому, деятельность нашего педагогического коллектива в работе с детьми направлена от движения к мышлению.

Так зародилось направление нашей проектной деятельности - соединение народных традиций с различными комплексами двигательной активности, адаптированных к возможностям каждого ребенка, то есть на интеграцию целенаправленной двигательной активности детей через народные традиции в образовательный процесс и самостоятельную деятельность детей.  

             По ходу реализации проекта специалисты (педагоги-психологи, учителя-логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре) и педагоги разрабатывают и реализуют свои авторские наработки: различные комплексы двигательных и энергетических упражнений, включающие в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию,  комплексно сочетая с народным творчеством по направлениям «Народные традиции-движение- интеллект-речь-эмоции».

           Под влиянием упражнений, в организме ребенка происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне, открываются скрытые способности, расширяются границы возможностей деятельности головного мозга (межполушарного взаимодействия) ребенка.

          Результативность многократно возрастает при одновременном   подпевании, хлопанья в ладоши, выполнении упражнений под считалочки, скороговорки, потешки. Простые движения и упражнения поднимают настроение, дают возможность радостного, творческого обучения, позитивного личностного роста, перспективного формирования навыков и умений.

Играя в народные игры, водя хороводы, исполняя песни, ребенок познает окружающий мир, ценности и символы культуры своего народа. Он развивается духовно, физически, улучшается   зрительно-моторная координация, ориентировка   в пространстве, в собственном теле, активизируется мыслительная деятельность, развивается общая и мелкая моторика, речь. повышается эмоциональный потенциал, синхронизируется работа полушарий головного мозга, то есть активизируются все системы организма.

Естественно двигаясь, в играх дети легче вступают в контакт, проявляют внимание к интересам сверстников и взрослых, становятся более отзывчивыми, восприимчивыми, более подвижными.

          При создании образовательного пространства в работу активно вовлекаются родители воспитанников. Для родителей и педагогов проводятся мастер-классы, семинары и семинары-практикумы, где родители совместно с педагогами и детьми систематизируют свои знания о народных традициях, в сочетании с активизацией двигательной активности, исходя из потребностей и возможностей своего ребенка. Родители воспитанников проявляют большой интерес к проектной деятельности, выполняя совместно с детьми дома комплексы упражнений с элементами русского народного творчества, играя в народные игры. Родители помогают детям открывать новые грани самореализации, начинают видеть в них скрытые ресурсы внутреннего мира.  

В мире детства своя чудесная мудрость. Такой яркой многогранной и живучей мудростью является естественное движение и самобытная народная традиция.

Дальнейшее развитие проекта- активное расширение контакта с семьями воспитанников, работа «Семейного клуба», повышение компетенции педагогов, специалистов, объединение совместных усилий педагогов, специалистов и родителей в воспитании подрастающего поколения поиск новых путей решения поставленной проблемы.

Радость движения! Радость общения! Радость духовного обогащения! Такую радость испытывают не только дети, но и все взрослые участники проекта - вот источник нашего вдохновения, творческих исканий дальнейших путей реализации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системная поддержка традиций и инноваций

В детском саду при участии учителей-дефектологов, логопедов,  педагогов была разработана модель учебно-воспитательного процесса.  Были проанализированы и адаптированы программы коррекционног...

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 3 города Лебедянь Секция: «Системная поддержка традиций и инноваций в ДОО». Тема доклада: «Взаимодействие педагогов с семьей: традиции и современность». Подготовила воспитатель МБДОУ д/

Содержание Введение…………………………………………………3 1. Взаимодействие детских дошкольных учреждений с родителями согласно действующим требованиям ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт дошко...

Традиции и инновации в работе с детьми по экологическому воспитанию.

В статье раскрыты особенности экологического  образования  детей дошкольного возраста в ДОУ, в основе которого заложено сочетание традиционных методов обучения и педагогические инновации, зн...

Статья «Опыт работы коррекционного педагога- воспитателем на массовой группе в общеразвивающем саду»

В статье я отразила основные проблемы, с которыми я встретилась, работая на массовой группе в детском саду. Самая главная и актуальная- это то,что родители,к сожалению,не активно слушают консультации ...

Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия.

Консультация для педагогов: "Основные (классические) методы работы коррекционного педагога с детьми дошкольного возраста. Структура коррекционного занятия."...

"Значение информационно-коммуникационных технологий в работе коррекционного психолога с детьми ТНР"

В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми ТНР открывает для психолога много разнообразных возможностей его деятельности, направленной на...