«Применение игр в работе учителя-дефектолога посредством Sandplay».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Макеева Анастасия Евгеньевна

Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию ручной умелости и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольного внимания и памяти.

        Уход от привычной формы работы «занятие» (согласно стандартам) совершенно поменял деятельность всех педагогов, данная проблема и привела нас к идее использования песочного светового стола в работе.

        Благодаря играм с песком на световом столе у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; такие игры способствуют снятию мышечного напряжения; развитию мотивации речевого общения; формированию первичных произносительных умений и навыков; пополнению словаря; формированию связной речи.

Применять световой стол с песком можно по всем направлениям коррекционной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_defektologa_po_sredstvam_sundplay.docx26.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение игр в работе учителя-дефектолога

посредством Sandplay».

                                Подготовилf:

                                                                                                 учитель-дефектолог Макеева А.Е.                              

 2022г.

  Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. Педагогами ДОУ ведутся поиски, направленные на превращение образовательного процесса в детском саду в живое, заинтересованное общение ребенка со взрослым и сверстниками в разных видах детской деятельности, среди которых главенствует игра.

        Современные условия дали толчок к поиску интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста. На сегодняшний день перспективным средством коррекционно-развивающей работы педагогов являются нетрадиционные методы. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, глина-, воско-, кристаллотерапия- и др.). На наш взгляд Sandplay является наиболее целесообразной и эффективной, т.к. ребенка с раннего детства привлекает песок и игры с ним, для него это – доступная и естественная форма деятельности.

              Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения. Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию ручной умелости и зрительной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольного внимания и памяти.

        Уход от привычной формы работы «занятие» (согласно стандартам) совершенно поменял деятельность всех педагогов, данная проблема и привела нас к идее использования песочного светового стола в работе.

        Благодаря играм с песком на световом столе у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; такие игры способствуют снятию мышечного напряжения; развитию мотивации речевого общения; формированию первичных произносительных умений и навыков; пополнению словаря; формированию связной речи.

Применять световой стол с песком можно по всем направлениям коррекционной работы.

Sandplay на дефектологических занятиях:

  1. Игры и упражнения на развитие пространственного гнозиса: 
  • Упражнение «Секретики». Прячем игрушку и даем инструкцию: Найди в середине песочницы, слева. справа и т.д. Усложнение: «Две клетки вверх, три клетки вправо ...»
  • Игра «Найди домик». «Медведь живет в левом верхнем углу и т. д.»
  • Задания по схеме: можно разложить геометрические фигуры, сделать постройки и т.п.
  • Игра «Новая квартира куклы Маши»

Цель: развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

  • Игра «Ковер-самолет для принцессы»

Цель: научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о геометрических формах).

Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет на песочнице, украшенный геометрическим орнаментом.

После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1. Найди и покажи самый маленький круг.

2. Найди и покажи самый большой квадрат.

3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.

  1. Игры на развитие зрительного восприятия и мелкой моторики:
  • Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения.
  • Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;
  • «Пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочерёдно.
  • Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.
  • Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
  • Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
  • Выложить фишками геометрическую фигуру.
  • Просеять песок через сито, просеять песок через систему воронок и т.д.
  • Нарисовать узор кисточкой или палочкой
  • Можно "поиграть" на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.
  • Песочницу можно использовать для нахождения игрушек, предметов (вариация игры "Волшебный мешочек").
  • Обвести пальцем контуры и шаблоны.
  • Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни, пуговицы и природные материалы
  • Рисование по трафаретам, обведение по контурам. (Фото)
  • Конструирование при помощи счетных палочек. (Фото)
  • Выкладывание рисунка по контуру при помощи стеклянных камешков. (Фото) 

Подсветка создает особое ощущение волшебства и подкрепляет интерес ребенка.

  • В игре «Узоры на песке» закрепляют знания о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Содержание.

Взрослый пальцем или кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого.

Вариант: Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

  • Игра «Необыкновенные следы»:

1.«Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2.«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

3.«Ползут змейки» — ребёнок пальцами рук делает поверхность песка волнистой.

4.«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

5.«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

  • В игре «Детские секретики» дети учатся рисовать карты-схемы, развивают мышление, воображение.

Содержание.

Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

  1. Игры на развитие социально-бытовой ориентировки
  • Игра «Во саду ли, в огороде»

Цель:ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Содержание.

По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

  • Игра «Город, где мы живем»

Цель: развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы.

Содержание.

Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

  • Игра «Общим словом назови и запомни»

Цель: развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Содержание.

Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное. По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью дорогу с транспортом, подводный мир и т.п.

  • Упражнение «Природа на световом столе» 

Разложите на поверхности стола листья, цветы и другие природные объекты для наблюдений. Действительно, структура растений лучше видна на просвет. 

Также присыпав листья песком получаются рисунки и контуры природных объектов, развивается творчество и фантазия, мелкая моторика.

Световой стол с песком можно использовать, как на ндивидуальных занятиях с детьми, так и на подгрупповых, фронтальных.

Основные преимущества использования светового стола с песком: усиление желания ребенка узнавать новое, экспериментировать и работать самостоятельно; развивается тактильная чувствительность, как основа «ручного интеллекта»; развиваются все познавательные функции, а главное – речь и моторика.

Метод использования Sandplay отличается от других форм простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов. 

 Опыт работы показывает, что использование песочного светового стола дает положительные результаты:

- у воспитанников значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, они чувствуют себя более успешными;

- повышается мотивация речевого общения;

- развиваются первичные произносительные умения и навыки;

- пополняется и активизируется словарь;

- корректируется грамматический строй речи, связная речь;

- развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

- развивается пространственная ориентировка.

Таким образом, мощный ресурс для коррекционной работы с детьми с различными нарушениями и речи и зрения — использование светового стола с песком. Sandplay дает положительные результаты. У дошкольников значительно возрастает интерес к занятиям. Воспитанники чувствуют себя более успешными. На занятиях нет места монотонности и скуке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат ТЕМА: «ИГРА, КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ, ПРИМЕНЕНИЕ ЕЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ – ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Игра - основная форма активности ребенка в социуме Индустриальное общество надолго выключает из сферы жизненной активности свое подрастающее поколение. Оно живет в изоляции и противопоставлении "взрос...

применение ИКТ в работе логопеда

как праильно применить ИКТ в работе логопеда...

Перспективный план по работе с родителями c применением нетрадиционных форм работы.

Планирование по месяцам работы с родителями, при использовании нетрадиционных форм....

Мастер – класс для педагогов : «технология ЛЭПбук и применение её в работе с детьми раннего возраста» (из опыта работы)

Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей   на основе использования технологии лэпбук....

Описание опытно-экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками (5-6лет)

описание экспериментальной работы по применению игры в работе с дошкольниками...