Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в практике ДОУ
статья по коррекционной педагогике

В статье описано использование игр В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voskobovich.docx24.64 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в практике ДОУ

Цель доклада: внедрение технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в педагогическую деятельность педагогов.

Задачи доклада:

- познакомить педагогов с развивающими играми Воскобовича, их особенностями, формами и методами работы с играми;

- развивать творческий познавательный интерес к играм Воскобовича;

- воспитывать уважение к авторским играм;

- применять полученные знания в своей педагогической деятельности.

Тема моего доклада «Использование технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в практике ДОУ».

Сегодня мы с вами совершим путешествие по развивающим играм В. В. Воскобовича и поближе познакомимся с некоторыми из них.

Актуальность:

В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.

Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

Сказочные лабиринты игры - игровая технология, на ее основе можно строить образовательный процесс на протяжении всего дошкольного детства.

Развивающие игры Воскобовича основаны на трех принципах:

Игра плюс сказка. Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты» является игровое обучение детей. Особенность его в том, что весь процесс обучения выстроен в форме игры, через реализацию определенного сюжета сказки. Взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект. Второй принцип технологии Воскобовича – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности.

Творчество. Третий принцип «Сказочных лабиринтов» – раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка.

Цель технологии: построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Характеристика развивающих игр Воскобовича:

1. Многофункциональность

В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

2. Широкий возрастной диапазон участников игр

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

3. Сказочная «огранка»

Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

4. Творческий потенциал

Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.

5. Конструктивные элементы

Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» - это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» - жесткость и гибкость одновременно и т.д.

Инструменты реализации технологии.

Вячеслав Вадимович Воскобович в своей технологии предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес.

Фиолетовый лес – своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. Это развивающая сенсомоторная среда, состоящая из разных игровых зон. В этих зонах персонажи обучают ребят играть в разнообразные игры. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.

В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.

 «Фиолетовый лес» можно сделать самостоятельно из фанеры, ковролина, рисуют на стене, на ткани.

В «Фиолетовом лесу» есть следующие сказочные зоны:

Чудесная Поляна Золотых Плодов.

Главный герой здесь - умудренный опытом Паук Юк и его внучата Паучата. Они учат детей играть в игры «Геоконт». В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество).

Поляна Чудесных Цветов. Главная героиня Девочка Долька со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик». Чудо-цветик - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Ребенок по ходу сказочного сюжета выполнит ряд заданий на развитие логического мышления, моторики руки, навыков счета, логического мышления, конструкторских способностей и воображения.

Замок Превращений. Герои Шуты Дион, Дван и Трин. Игра «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный). Складывая четырехцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Четыре цвета усложняют игру, делают ее более красочной, развивают пространственное мышление и фантазию.

В своей деятельности для эффективного решения образовательных задач с детьми я использовала такие игры: «Геоконт», «Чудо-крестики», «Четырехцветный квадрат Воскобовича», «Игровизор», «Чудо-цветик», «Шнур-затейник».

В ходе игровой деятельности с развивающими играми Воскобовича, я знакомлю детей с персонажами сказок. Например: в «Геоконте» – малыш Гео и паук Юк, в «Игровом квадрате» – шуты Дион, Дван, Трин, в «Чудо-цветике» - Малыш Гео и девочка Долька. Знакомясь со сказочными героями, мы преодолеваем с детьми сказочные препятствия, добиваясь успеха.

Предлагаю теперь перейти к практической части нашего путешествия. Мне потребуются помощники - приглашаю 2 желающих занять места за столом.

Для начала я вас познакомлю с пособием «Геоконт». Этот игровой набор сопровождается методической сказкой «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава» в названии которой зашифровано слово «ГЕОМЕТРИЯ»

В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". На доске размечена координатная сетка и разноцветные пластмассовые гвоздики. Каждый луч из гвоздиков определенного цвета, в соответствии с цветами радуги + белый цвет. Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: "Б", "К", "О", «Ж», "З", "Г", "С", "Ф". И каждый гвоздик в луче имеет номер от 1 до 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя. Например: "О1" или "З4"

В результате игры  у ребят развиваются моторика кисти и пальцев рук, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей, творческие способности.

Дети создают фигруры по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.

Уважаемые участники, пожалуйста возьмите «Геоконт». Предлагаю вам выполнить первое задание.

Представьте, что мы находимся в Фиолетовом лесу и нам с вами нужно преодолеть некоторые преграды и вот первая из них. Нам нужно попасть на поляну с золотыми плодами. Идти пешком очень долго, нам бы не помешала чья-то помощь. Сейчас мы с вами сделаем этого помощника. Возьмите любую понравившуюся вам резинку и приступим.

С3-Ф3-Б3-О1-О4-Ж4-Ж2-З4-Ф1-С3

Что у нас получилось? Лошадка.

«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4х цветным (для 3-7летних детей)

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».

Игру сопровождает методическая сказка «….». Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.

Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, стериометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.

«Чудо-крестики» являются многофункциональным пособием для развития у детей математических и творческих способностей. Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Затем задания усложняются. Нужно собрать различные фигуры по схеме.

Изображения различаются по размеру и уровню сложности: на белой части – схематические изображения реального размера (соответствует размеру деталей конструктора – 1 уровень сложности); на цветном же фоне расположены уменьшенные схемы, собирать по которым сложнее, и составлять фигуру нужно не на самой схеме, но рядом с ней (2 уровень сложности); а 3 - уровень угадать по контуру из каких фигур собрано данное изображение; затем переходите к самому сложному- к уменьшенным силуэтным схемам. (4 уровень).

«Чудо - крестики» помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части. Малыш в ходе игры развивает воображение, фантазию, ловкость рук, учится использовать схемы для решения поставленных задач.

Игра «Чудо-цветик» направлена на развитие сенсорики и психических процессов, математических представлений и творческих способностей. Малыш 3-5 лет осваивает состав числа в пределах первого десятка, учится считать и отсчитывать необходимое количество, соотносить цифру и число. Составление образных фигурок из деталей головоломки (сначала по образцу, а потом по своему замыслу) тренируют мелкую моторику рук, развивают пространственное воображение и фантазию. Ребенок 5-7 лет с помощью игры и сказочного сюжета учится решать логические задачи и осуществлять свои творческие замыслы, осваивает принцип образования чисел из единиц и двух меньших, получает представление о соотношении целого и части, дробях.

"Шнур-затейник"

Состав игры

• Поле с тремя рядами отверстий и закрепленными в них металлическими кнопками.

• 3 цветных шнурка.

• Схемы узоров, цифр и слов.

• Методика-сказка «Филимон Коттерфильд, знаменитый факир».

Как играть

Ребенок продевает шнурок через блочку, обкручивает его вокруг блочки и таким образом «вышивает» по схеме или словесному диктанту узоры, цифры, буквы, слова, различные предметные силуэты. Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита или цифру. Такое конструирование из шнурков помогает ребенку запомнить моторный образ буквы.

Что развивает игра:

- умение ориентироваться на плоскости (верхний, средний, нижний ряд);

- умение вышивать различные узоры по схеме и графическому диктанту;

- освоение моторного образа цифры, буквы, составление слов и их написание;

- внимание, память, мышление;

- пространственное воображение, творческие способности;

- мелкую моторику рук.

«Игровизор» - состоит из клетчатой основы и прозрачного пластика, по которому рисуют маркерами на водной основе. Обратите внимание, что на листе в углах нарисованы животные. Как вы думаете для чего они, что они обозначают? С их помощью малышу легче ориентироваться на листе. Лев живет в левом верхнем углу, лань в левом нижнем углу, павлин красуется в правом верхнем углу, а пони в правом нижнем углу.

С помощью игровизора можно:

- просто рисовать;

- под пластиковый лист положить развивающее пособие и обводить (обведение буквы для закрепления её визуального образа; дорисовывание недостающего элемента у буквы и др.). Очень важно то, что ребёнок не боится ошибиться, работая с игровизором. Если у него что-то не получилось, изображение легко стирается обычными салфетками или флисовыми тряпочками.

Несомненными достоинствами «Игровизора» будут являться его экономичность (заданиями можно пользоваться неоднократно), вариативность (с помощью одного листа можно решить несколько задач), самоконтроль (ребенок сможет самостоятельно увидеть ошибку и принять меры для ее исправления).

С его помощью можно писать привычные графические диктанты, обучающие ребенка ориентированию на плоскости, изображать фигуры, копировать изображение по клеточкам, знакомить с понятием симметрии (дорисовать половину) и т.д

Вывод:

Таким образом, развивающие игры «Сказочные лабиринты игры»
В.В. Воскобовича многофункциональны и креативны, они в игровой форме формируют творческий потенциал ребенка, развивают сенсорные и психические процессы, а также предлагают дошкольникам увлекательное путешествие с приключениями в мир обучающих сказок. Дети, которые развиваются по методике В.В. Воскобовича, отлично подготовлены к школе. Они умеют ориентироваться на плоскости, читать, считать, логически мыслить.

Целями и задачами его методики является: - способствовать развитию у ребенка заинтересованности и стремления к познанию нового; - развивать умение наблюдать, исследовать окружающий мир; - развивать воображение, креативное мышление (способность посмотреть на знакомый объект совершенно другим взглядом, мыслить гибко и оригинально); - создавать гармоничные условия для развития у детей эмоциональности, образного мышления и логики; - оказывать помощь в развитии математических и речевых умений и навыков; - формировать начальные представления об окружающей действительности; - содействовать психическому развитию; - развивать мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реализация образовательной деятельности с использованием технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры " на основе системно-деятельностного подхода.

В данной презентации автор сравнивает требования ФГОС к ДО с целями и задачами технологии "Сказочные лабиринты игры", рассматривая использование материалов технологии в ключе системно-деятел...

"Использование технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в математическом развитии детей"

Игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

В статье раскрываются особенности формирования элементарных математических представлений через использование технологии В.В.Воскобовича  «Сказочные лабиринты игры», способы реализации...

Конспект НОД по ФЭМП "Поможем малышу Гео найти дорогу домой" в подготовительной к школе группы с использованием технологии В.В. Воскобовича "Сказочные лабиринты игры"

Данный конспект занятия разработан на основе методических рекомендаций И.А. Помораевой и В.А. Позина по ФЭМП ( Сентябрь - занятие № 1 )...