Главные вкладки

    "Развитие воображения и познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста путём использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
    статья (младшая группа) по теме

    Кознова Екатерина Николаевна

    Статья создана для публикации в журнале, теоретическая часть дополнена практической, в виде сказки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие воображения и познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста путём использования технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

    Кознова Екатерина Николаевна,

    (воспитатель 1 младшей группы)

    МБДОУ «Детский сад № 8 «Якорек» комбинированного вида».

    e-mail: kznva-ekaterina@rambler.ru

    Вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остаётся актуальным.

    Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

    Картина мира у каждого человека складывается благодаря наличию и функционированию психических познавательных процессов. Они отражают воздействие окружающей действительности в сознании людей. К таким процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, и воображение.

    Ключевую роль в развитии творческих способностей и абстрактного мышления, играет воображение, которое отвечает за умение моделировать и планировать что-либо.

    Для развития детского воображения есть масса средств. Максимально ярко и интенсивно воображение проявляется в сюжетно-ролевых играх, которые так любят дошколята. Дети по-новому используют предметы, придают им разнообразные воображаемые функции: карандаш может быть и деревом, и мечом, и человечком, а вот ребёнок скачет на воображаемой лошади, а мы, взрослые, видим, что он скачет на обычной палке.

    Увы, становление познавательных процессов, и в том числе воображения, не происходит самостоятельно. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин доказывают, что психические процессы необходимо развивать в деятельности, а ведущим видом деятельности для дошкольников является игра.

    Существует большое количество игр, способствующих развитию воображения и познавательных способностей детей дошкольного возраста, но важно подобрать ту методику, которая помогла бы не только решить данную задачу, но и заинтересовать и педагога, и детей. На мой взгляд, данная задача полностью реализована в технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», поэтому в своей педагогической деятельности, я, обратилась именно к этой технологии, которую использую с воспитанниками, начиная с 1 младшей группы.

     Игры, заложенные в данную технологию, применяются мной во время непосредственной образовательной деятельности, во время свободной деятельности малышей, а так же для индивидуальной работы. Дети с восторгом приняли появление радужных гномов – Кохле, Охле,Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи, Медвежонка Мишика, Чудо-лепестки, которые превращаются в воздушные шарики, Нетающие Льдинки, из которых можно сложить птицу, лошадку или любое другое животное, и уже сами создают воображаемые ситуации.

    Все игры, включённые в данную технологию, занимают в ней определённое пространство, имеют сказочный сюжет и своего героя. Кроме того, герои сказок В.В. Воскобовича позволяют создать собственную сказку (см. Приложение). Мои воспитанники, слушая сказку, погружаются в нее и невольно становятся участниками сказочных событий, гуляют вместе с героями по сказочному пространству, где встречают сказочных героев, «проживают» таинственные и весёлые сказочные приключения, преодолевают препятствия, тем самым,  решают определённые задачи, отвечают на вопросы, совершенствуют речь, выполняют творческие задания. Именно через сказку воспитанники начинают познавать мир,  воспринимать образы, которые им интересны, а важная информация усваивается незаметно, кроме того, приобщаясь к сказке, учатся мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

    Применение технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, позволяет решать большое количество образовательных задач, а широкий возрастной диапазон участников, позволяет применять игры на протяжении всего дошкольного обучения ребёнка, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.

    Список литературы:

    1. Воскобовия В.В., Харько Т.Г. Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет.СПб., 2007.

    2. Развивающие игры В.В. Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Материалы I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (8 июня 2013 г., Санкт-Петербург) / под ред. В.В. Воскобовича, Л.С. Вакуленко.- СПб., 2013.

    3.http://oceanschool.myinsales.ru/blog/Skazki


    Приложение.

    Материал: разноцветные верёвочки, разноцветные липучки, коврограф, Медвежонок Мишик

    Сказка «Радуга-дуга» (составитель Кознова Е.Н.)

    Проснулся как-то утром Медвежонок Мишик, зевнул, потянулся и подумал, что хорошо бы пойти погулять. Встал, умылся, оделся, позавтракал и вышел на улицу. (воображаемая ситуация)

    А там… всё небо тучками затянуто, солнышка не видно, и вот - вот пойдёт дождик. Вздохнул Мишик, и только собрался вернуться в домик, как пошёл дождь. А дождь необычный! Капельки были разноцветными, весёлыми, озорными! (воспитанники располагают «капельки» на демонстрационном коврографе по своему желанию)

     Они весело падали на землю и тут же подпрыгивали вверх и каждый цвет становился в свой хоровод. (показ воспитателя)

    Они кружились и весело пели свою песенку кап-кап-кап. (Этюд «Дождик»)

    Засмотрелся Мишик на цветные хороводы капелек. И такие эти капельки были весёлые, что даже солнышко выглянуло на них посмотреть! Заискрились капельки на солнышке, засверкали.

    Зажмурился Мишик от такого блеска (воспитанники зажмуриваются), а когда открыл глаза, увидел, что нет тучек, солнышко сияет, а над его домиком раскинулась красивая, разноцветная радуга-дуга! (конструирование радуги).

    Этюд «Дождик»:

    Капля раз, капля два, капли медленно сперва – кап, кап, кап, кап. (медленные хлопки).

    Стали капли поспевать, капля каплю догонять – кап, кап, кап, кап. (быстрые хлопки).

    Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем! («зонт» над головой).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи детей младшего дошкольного возраста

    Сказка помогает пробудить интерес к слову. Игра, театрализованная по сказке, развивает воображение детей, создаёт радостную,  непринужденную обстановку......

    Опыт работы по теме:"Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения,памяти и речи детей младшего дошкольного возраста".

    Использование театрализованных игр по сказкам  в развитии воображения, памяти и речи детей  младшего         дошкольного возраста...

    Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.

    Цель: развитие познавательно-творческих  способностей  детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....

    Презентация "Реализация образовательной деятельности с использованием технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры " на основе системно-деятельностного подхода.

    В данной презентации автор сравнивает требования ФГОС к ДО с целями и задачами технологии "Сказочные лабиринты игры", рассматривая использование материалов технологии в ключе системно-деятел...

    "Использование технологии В.В.Воскобовича "Сказочные лабиринты игры" в математическом развитии детей"

    Игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности....