Коллективные формы работы с детьми с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Рулькова Татьяна Леонидовна

Материал направлен на помощь в организации коллектива детей на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektivnye_formy_raboty_s_detmi_ovz.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование коллективных форм работы при организации непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию  детей с ОВЗ (нарушением слуха) старшего дошкольного возраста»

Воспитатель ГБДОУ детский сад №133

компенсирующего вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

Рулькова Татьяна Леонидовна

 

    В  формировании личности человека особую роль играет коллектив.  

Критерием объединения детей в группу, в детский коллектив, является возможность организации между ними общения, деятельности, основанной на коллективных началах ( Л.П.Носкова ).        Коллективная изобразительная деятельность – это эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и  активно воздействует на сознание личности в целом.  Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Возможности коллективной деятельности велики и интересовали специалистов еще на рубеже 19 – 20  века.

     Актуальность темы связана с изучением коллективной деятельности детей, которая способствует развитию их творческой активности, установлению речевой коммуникации и овладению партнерскими  отношениями.

В настоящее время существует несколько подходов к классификации форм организации коллективной деятельности. Все они основываются на принципе организации совместной работы. Выделены три основные формы организации совместной деятельности:

  • совместно-индивидуальная,
  • совместно-последовательная,
  • совместно-взаимодействующая.

 Первая форма характеризуется тем, что участники деятельности вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Вторая форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

Третья форма самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. При этом, относительная самостоятельность каждой из них сочетается с тесной взаимосвязью между ними.

    Также эти три основные формы организации совместной деятельности могут быть дифференцированы более тонко. Особенно разнообразна совместно-взаимодействующая форма организации,  так как взаимодействие может осуществляться в паре, в «небольшой» группе (3-5 человек), в «большой» группе (25-30 человек).

Кроме того, возможна реализация взаимодействия между парами и группами, оно в свою очередь может протекать в форме совместно - индивидуальной и совместно – последовательной организации деятельности. Таким образом, процесс взаимодействия приобретает как бы ступенчатый характер.

    Своеобразие речевого развития дошкольников с нарушениями слуха значительно затрудняет общение и связанное с ним овладение партнерскими отношениями, что является необходимым условием для дальнейшего обучения в школе. Поэтому во всех видах детской деятельности нами уделяется внимание формированию навыков совместной деятельности при выполнении различных заданий. Условия коллективных видов изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности предполагают формирование ряда умений, которые в дальнейшем обеспечат появление предпосылок учебной деятельности.

   Основной целью работы по развитию речи в детских садах для детей с нарушенным слухом является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях:

  • усвоения значения и накопления слов;
  • обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения;
  • овладения разными формами речи, развития связной речи.

Изобразительная деятельность является важным средством развития речи детей с нарушениями слуха.

    Сущность коммуникативной системы обучения детей с нарушениями слуха и предполагает, прежде всего, тесную связь  развития речи с практической деятельностью. Практическая деятельность, в том числе и изобразительная, является условием, средой, в которой естественно возникают мотивы речевой коммуникации, появляется потребность в усвоении слов и их активном применении

    В дошкольном возрасте формируются разные виды детской деятельности, обеспечивающие психическое развитие ребенка, одним из показателей которого является наличие возможности общаться с участниками коллективной деятельности.

Игра, изобразительная, элементарная трудовая деятельность требуют действий ребенка с разнообразными предметами, их рассматривания, выявления свойств и отношений. Все это позволяет лучше усваивать речевой материал и способы его использования в конкретных речевых ситуациях, запоминать не только названия предметов, свойств, действий, но и целостные речевые структуры, необходимые для обслуживания потребностей общения в связи с деятельностью. Характер выполнения коллективных работ (панно, лепные постройки, аппликационные композиции) требует общения детей между собой и с педагогом, поэтому здесь создаются условия для развития речевой коммуникации.

    Таким образом, мы организуем деятельность ради общения.

   Изобразительная деятельность детей с недостатками слуха – не только одно из важнейших, но и наиболее доступных средств эстетического воспитания.

    Всему выше сказанному можно подвести следующий итог: наша же работа,  целиком была построена по принципу совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации совместной деятельности. Работа выполнялась по общему замыслу, между тем, как вся она была четко распределена между участниками деятельности.

Совместно-взаимодействующая форма организации была представлена более широко, т.к. взаимодействие осуществлялось в «небольших» группах. На каждом из этапов выполнения общей коллективной работы было организовано тесное речевое взаимодействие между детьми (участниками деятельности) и руководителями.

    Таким образом, в ходе проведенной работы поставленные задачи были решены.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллаж как средство развития индивидуальных творческих способностей у детей среднего и старшего дошкольного возраса через коллективные формы работы

В презентации  раскрыты цели и задачи , этапы работы с коллажом,  приведены результаты диагностики....

Форма: коллективные формы работы с родителями Тема: ТАКИЕ ВЗРОСЛЫЕ ТРЕХЛЕТКИ! (Родительское собрание № I, сентябрь)

Цель мероприятия:     Информировать родителей о психологических особенностях развития детей трех лет. Раскрыть понятие «кризис трех лет».Помочь родителям осознать причины капризов ...

Коллективные формы работы с родителями (Консультация для воспитателей).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение   центр развития ребенка – детский сад «Солнышко»   «Коллективные формы работы с родителями»(Консультация для воспитателей)...

Коллективное творчество как одна из важнейших форм работы с детьми в детском саду.

В статье рассказывается о формах организации совместного коллективного творчества  детей....

"Коллективные формы работы как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"

Изобразительная деятельность, реализуемая в коллективных формах работы (в том числе и с использованием нетрадиционных техник), рассматривается мною как инструмент социально-коммуникативного развития д...