Культурные практики в развитии коммуникативной компетенции детей с ТНР.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

В данной статье представлены культурные практики, направленные на  формирование коммуникативных компетенций, развитие и поддержку детской  инициативы  у дошкольника 5-7 лет, имеющего общее недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.docx222.38 КБ

Предварительный просмотр:

КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ДЕТЕЙ С ТНР

Современная дошкольная педагогика предоставляет  возможность воспитателю, специалисту использовать широкий спектр развивающих образовательных технологий, направленных на формирование коммуникативных компетенций, развитие и поддержку детской инициативы,  позволяющих стимулировать познавательную активность ребёнка.

Занимаясь обучением ребёнка с тяжёлыми нарушениями речи, хотелось  найти  такой способ организации непосредственно образовательной деятельности, когда ребёнок сам хочет чему-либо научиться, что-то узнать или сделать. Так появилось понятие «культурная практика».

«Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребёнком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми» [2] .

Что такое «культурная практика» для детей и педагогов группы компенсирующей направленности? Это игровая практика, позволяющая создать разнообразное событийно организованное пространство образовательной и самостоятельной деятельности детей и взрослых, основанное на текущих и перспективных интересах ребёнка.

Чтобы ребёнок мог стать активным участником образовательной деятельности  в старшей группе   организуется множество культурных практик   «Хочешь узнать – спроси!». Данная культурная практика организуется, если ребёнок  не знает название какого-либо предмета или явления. Тогда педагог не называет изображённый объект, а подводит детей к тому, что дошкольник  может самостоятельно найти ответ. С детьми ведётся обсуждение сложившейся ситуации: «Что делать, если не знаешь, как называется данный предмет?» и вырабатывается определённый алгоритм действий.  

Алгоритм/цепочка последовательных  действий при формировании умения  задавать вопросы с целью получения информации

1.Если не знаешь, как называется предмет, нужно узнать.

2.Что делать, как решить данную проблему. Какой способ, вариант мне подходит? (Задать вопрос.)

3.У кого можно узнать, спросить. (Друг, педагог, человек из социума.)

У кого буду спрашивать (ребёнок, педагог, постепенно круг расширяем, специалист, окружающие взрослые ДОО).

4.Как буду спрашивать? (Правила, этикет.)

5.Узнал ответ, поделись с товарищем.

6.Я узнал, как получилось узнать.

Важно давать ребёнку возможность делать всё самостоятельно. Часто ребёнок бежит спрашивать, забыв обсудить вопрос или взять картинку с изображённым предметом, не сопровождайте его действия фразами: «Ты не знаешь вопроса. О чём ты будешь спрашивать?» Пусть ребёнок попытается сам решить проблему, если не получится, он вернётся, и вы вместе обсудите, почему не получилось. И начинайте вырабатывать  алгоритм действий  с самого начала. Останавливайте себя в желании помочь, спросить  за ребёнка, сделать быстро.

С помощью умения задавать вопрос и получения информации можно организовать любое занятие, где не педагог рассказывает всё детям, а дети находят информацию о задуманном объекте. Приведу пример, как дети составляли описательный рассказ о профессии «Флориста».

Во время реализации  проекта «Кто много читает, тот много знает?» у детей возник

проблемный вопрос: «Кто такой «флорист?».

Чтобы ответить на данный вопрос, дети разработали  цепочку вопросов, ответы на которые помогли бы узнать, как можно больше о флористе. Вопросы были следующими:

1.Кто такой флорист?

2.Может ли быть флористом женщина, мужчина?

3.Какие предметы нужны флористу для работы?

4.С  какими профессиями взаимодействует флорист?

5.Где работает флорист?

6.Откуда   человек узнал эту информацию.

Некоторые дети в одиночку, кто-то объединился в пары,   и  все отправились на поиски информации. Ответы на поставленные вопросы искали у друзей из других групп, в книгах, у взрослых ДОО, звонили по телефону родителям. Затем ребята обсудили полученную информацию, и свои ответы отобразили схематично в таблице (Фото1). В итоге все вместе составили рассказ о флористе (Фото 2).

C:\Users\Логопед\Desktop\Культпрактики\tjZom8ABF9A.jpg                 C:\Users\Логопед\Desktop\Культпрактики\LqDSV7ZF4q4.jpg

                   Фото 1                                                       Фото 2

Культурные практики  «Как играть?» – это  способ  разрешения возникшей проблемы и продуктивного взаимодействия с ровесниками, когда необходимо научиться самому и научить  друга  играть в игру.  Педагог создаёт ситуацию, в которой ребёнок, взаимодействуя с другими детьми, создает продукт (правила игры, игру) и делится им с друзьями (учит товарищей играть и играет вместе).

 Данная культурная практика организуется, когда возникает необходимость в создании алгоритма определённых манипуляций с новым предметом.

Алгоритм практических действий

1.Что  можно делать с данным предметом (объектом)?

Новый  объект находится в группе на видном месте. Практические действия с предметом начинаются  только тогда, когда дети обратили на него внимание и задали   педагогу  вопрос. Обращаю внимание на то, что инициативу  должны проявить   дети,  а не педагог.

2.Как играть? Создание правил игры.

На данном этапе важно проговаривать и практически опробовать все предлагаемые детские варианты. Часто дети проговаривают только   часть задания. Например, при проговаривании правил игры с кубиком, на гранях которого изображены схемы предлогов, первое, что говорят дети: «Нужно бросить кубик». Выполняем предложенное действие, бросаем кубик, и ничего больше не происходит.  Что нужно сделать дальше? Бросить кубик, назвать схему предлога. Вся игра? Составляется цепочка практических  последовательных действий: бросить кубик, назвать схему предлога (маленького слова), составить предложение с данным предлогом, передать кубик товарищу, игра повторяется снова, закончится тогда, когда все дети в группе бросят по одному разу кубик.

3.Кому можем предложить данную игру?

Вариант детского ответа: «Игру предложим ребятам из соседней группы». Дальнейшая цепочка практических действий: идём в соседнюю группу, предлагаем игру, объясняем правила и оставляем игру, просим вернуть, когда дети наиграются.

Вариантов данных культурных практик может быть множество. Например, дети получили посылку с игрой.  Когда открыли посылку, обнаружили, что нет правил к игре. С помощью цепочки вопросов, формируем коммуникативные компетенции: «Вы хотите поиграть в игру? Сможете?  Что будем делать?  Наши действия…», -   дальше дети аккумулируют приобретенные знания и решают поставленную перед ними задачу.

Помним, что моделируемые ситуации должны быть  реально-практического характера  (оказание помощи другу, младшим или старшим товарищам, взрослому и др.), даже если и заранее спланированные  взрослым.

Культурные практики «Помоги  другу» - это не только межличностное взаимодействие в форме диалога, но ещё и способ  передать знания другому ребенку, т.е. научить чему-то другого ребёнка. Данная коммуникативная деятельность осуществляется в том случае, когда один ребёнок некоторое время не посещал ДОО. Тогда  ребёнок, посещавший ДОО,  обменивается с другим ребёнком информацией. Например, называет и показывает на картинках птиц, с которыми познакомился на занятиях; знакомит с изученным гласным/согласным звуком, новой буквой, играет в пройденную познавательную игру, помогает провести звуко-буквенный анализ слова, тренирует  ребёнка в умении определять количество слогов в слове и т.д. Такая парная коммуникативная деятельность может проводиться в рамках любой образовательной задачи.

Культурная практика «Доктор Звуков» проводится с детьми, которые учатся контролировать собственное звукопроизношение, она позволяет развивать у дошкольников навык самоконтроля за правильным произнесением звуков в речи.   Один ребёнок играет роль «Доктора Звуков» (можно надеть костюм врача или повесить на грудь отличительный знак, в данном случае значок, на котором изображён доктор). Правила игры просты: если «Доктор Звуков» услышал, что товарищ произнёс какое-либо слово неверно, он говорит ему: «Я, «Доктор Звуков», назначаю тебе лекарство: сказать пять раз (называется любое количество  раз)  слово (и называет неверно произнесённое слово ребёнка правильно)». Ребёнок выполняет  задание, «Доктор Звуков» хвалит товарища, сообщает ему о выздоровлении и важности говорить правильно.

Считаю, что культурные практики – это продуктивный путь решения наиболее острых проблем современного образования, обеспечивающего индивидуализацию для каждого ребёнка.

Таким образом, могу сделать вывод о целесообразности использования культурных практик, позволяющих сформировать коммуникативные компетенции у дошкольников с ТНР  как важнейшую предпосылку благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Литература:

1.Бабаева Т.И., Солнцева О.В. Проектирование культурных практик дошкольников в образовательном процессе детского сада // Детский сад: теория и практика, 2015 № 5. М..: Эдисон-Пресс, С.38-47.Индексация в РИНЦ. http://elibrary.ru/item.asp?id=23710755 

2. Киндерова О.И. Культурные образовательные практики – эффективное средство развития интересов и познавательных действий дошкольников/ О.И.Киндерова.- Текст: непосредственный// Молодой ученый.- 2017.- №8 (142).-С.337-340.-URL: https://moluch.ru/archive/142/39924/

3.Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и практика». 2015. N 5. С. 6–18.

4.Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine. —2013. —No 2. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2013/lykova_2_2013.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста.

Любая деятельность всегда начинается с мотива. Мотив, в свою очередь, порождается потребностью. По мнению М.И. Лисиной, «мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение с взрослыми, связаны с тре...

Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.

Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...

«Развитие коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста»

Одной из задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.По определе...

Из опыта работы Культурная практика в развитии инициативы у детей дошкольного возраста

Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, желание и умение по возможности помогать тем, кто нуждается в помощи, получая взамен внутреннее у...

Развитие коммуникативной компетенции детей с ТНР через проектную деятельность

Материал , направленный на реализацию задач развития коммуникативной компетенции детей с ТНР...