Развитие коммуникативной компетенции детей с ТНР через проектную деятельность
методическая разработка по коррекционной педагогике

Ардашева Галина Николаевна

Материал , направленный на реализацию задач развития коммуникативной компетенции детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii_detey_s_tnr.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативной компетенции детей с ТНР

через проектную деятельность

Для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан образовательный проект «Знакомимся с профессией – ремесленники России». 

Мы определили тему проекта, состав участников, тип проекта.

Тип проекта – долгосрочный (с октября по декабрь 2023 года), познавательно-творческий, профориентационной направленности.

Цель проекта: Создание условий для развития познавательной и речевой активности через формирование представлений о ремесленных профессиях: резчик по дереву, художник по росписи, гончар, кружевница, кузнец.

Определили задачи для всех участников проекта. Так как у нас дети с тяжелыми нарушениями речи, то основное внимание в проекте мы уделили задачам развития коммуникативной компетенции.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Формировать представления о профессиях ремесленников.
  • Обогащать, закреплять и активизировать словарь по теме «Ремесленники России»;
  • Формировать связность речи при построении развернутого высказывания

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать познавательную и речевую активность; творческие и социально-коммуникативные навыки; творческое мышление.

Коррекционно–воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.

Составили план-схему реализации проекта.

Определили направленность проекта по линиям развития личности ребенка через речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.

Для реализации проектировочного этапа проекта мы использовали различные виды детской деятельности. В работе над проектом использовали традиционные и нетрадиционные формы работы.  Я немного подробнее остановлюсь на использовании в проекте интеллект-карт (карт ума, ментальные карты).

Интеллект-карты – это представление информации в рисунках. Также – это коллективная работа детей, родителей, педагогов, а следовательно это развитие навыков взаимодействия, развитие коммуникационных навыков детей.

Интеллектуальная карта – это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, социально-коммуникативные навыки, речевые способности детей, развивается творческое мышление, развивается умение работать в команде.

Покажу, что у нас получилось на примере интеллект-карты «Дымковская игрушка».

Детей заинтересовал рассказ о том, что в заречной слободе Дымково живут удивительные мастера, которые делают игрушки из глины и расписывают их в яркой цветовой палитре. Детям было предложено составить интеллектуальную карту в ходе обсуждения предмета (дымковской игрушки).

В центре листа расположили картинку – символ «Дымковская роспись» (главная идея). От нее провели линии, которые ведут к определенному фрагменту изучаемой темы (под-идее).

Линия № 1 — материал, из которого изготавливаются игрушки. В процессе изучения дети узнали, что игрушки делают из красной глины, смешанной с песком. Воспитанники познакомились с глиной, её свойствам, попробовали полепить из неё.

Линия № 2 — цвета, используемые для росписи игрушек. В процессе рассматривания иллюстраций и мультимедийных презентаций дети узнали, что для росписи игрушек традиционно используются яркие цвета.

Далее мы приступили к изучению элементов росписи и проводим от главной идеи линию № 3 — элементы орнамента, украшающие игрушки. В процессе знакомства с элементами дымковской росписи дети узнали, что это простейшие геометрические элементы: круги, колечки, точечки, полоски, волнистые линии. Ребята составляли узоры из знакомых элементов, украшали орнаментом рисунки, силуэты игрушек.

Линия № 4 – виды дымковских игрушек. В процессе просмотра презентации «Дымковская глиняная игрушка» дети узнали, что все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп.

  • Первая группа — женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски);
  • вторая — мужские образы (горожанин, кавалер);
  • третья — животные (кони, козлики, бараны, олени);
  • четвёртая — птицы (петухи, индюки, утки);
  • пятая — композиции (разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие). Снова детализировали под-идею соответствующими картинками.

Интеллектуальная карта готова.

Опираясь на «карту ума», дети составили рассказ о дымковской игрушке. У детей сформировались представления о данном народном промысле; о процессе изготовления игрушек, цветовой гамме и многообразии форм. Пополнился активный и пассивный словарь, совершенствуется связная речь, процессы мышления (анализ, синтез, аналогия, обобщение).

На презентационном этапе мы организовали выставку «Ремесла России».

В результате реализации проекта воспитанники активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи. Участники проекта многое узнали о ремеслах России. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности. 

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...

Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)

«Театр – это волшебный мир.  Он дает уроки красоты, морали  и нравственности.  А чем они богаче, тем успешнее  идет развитие духовного мира  детей…» (Б. М. Теплов) ...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....

Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...