Звуковая культура речи
консультация по коррекционной педагогике

Баранова Юлия Валентиновна

Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Дюймовочка»

Консультация для воспитателей

«Воспитание у детей правильного звукопроизношения»

Подготовила: учитель-логопед

Баранова Ю.В.

г. Краснокаменск

    Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями. * (цитаты)

       Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.*

       Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:

              - гласные, включая  звук  Ы к 2 – 2,5 годам;

              - согласные кроме шипящих звуков, звуков  Л, Р, РЬ – к 3 годам;

              - звук Л к  3 – 4 годам;

              - шипящие звуки  к 4 – 4,5 годам;

              - звуки Р , РЬ   до 6 лет.*

        Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков. Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:*

-общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*

-общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по середине языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*

-общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка*

- общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

Подытожим: *

- язык всегда находится за зубами,

- струя воздуха идёт по середине языка, в речи нет посторонних призвуков,

- губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,

- чёткое произношение гласных.*

         Правильная артикуляция:

-  свистящих звуков  – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная;**

- шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба. Губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, выдыхаемая струя воздуха тёплая;**

- Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

- Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

        Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую  специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь

постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

         Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.*

                Работа по развитию речи в условиях детского сада начинается с первой группы раннего возраста, а с первой младшей группы и по звуковой культуре речи в частности.

                Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено  логопедом.

                 Что входит в компетенцию воспитателя:

- упражнять детей в отчётливом произношении звуков, в соответствии с возрастной нормой;

- развивать артикуляционный и голосовой  аппарат  (пример несформированной дикции);

- развивать речевое дыхания,  слуховое внимание;

- формировать фонематический слух /умение различать звуки речи/.

          Я вам советую более внимательно изучить вашу образовательную  программу и ориентироваться в работе на испытанное временем и практикой  пособие М.Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения».  В этой книге подробно описаны формы организации работы по формированию правильного произношения,  её методика,  дан теоретический и практический материал. Кроме того большим подспорьем в работе является интернет.        

         И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

          Переходим к практике.

Артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.  

            Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.  

         Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?  

        Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.  

        Рекомендации к проведению упражнений.                        

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

      Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения. К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний. С детьми 5 лет и старше упражнения проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движений органов артикуляционного аппарата. В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

       Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.  

        Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.

        Занимайтесь с детьми следует ежедневно до 10 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.*

       Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на

-  постановку свистящих: «Лопатка», *«Змейка», *«Качели», *«Горка» (объяснение выполнения упражнений)*

-  постановку шипящих: «Лопаточка», * «Трубочка», *«Лошадка», «Грибок», *«Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)*

-  постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка»,* «Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», *«Грибок», «Гармошка», «Лошадка», *«Пароход» (объяснение выполнения упражнений)

В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ,  нижней челюсти, языка,  переключаемости языка, дыхательно – голосовые.

Артикуляционную гимнастику можно выполнять в первой половине дня, во время проведения  НОД, индивидуально или подгруппой во вторую половину дня. Количество упражнений артикуляционной гимнастики  на НОД уменьшается до 3 – 4.

Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:

- исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку  4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок  говорит верно с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы,  не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно.  

        Если у ребёнка только появился звук, он может звучать утрированно, «тяжело», набираемся терпения и начинаем работу по автоматизации его в слогах, словах, предложениях, тексте и наконец, в свободной речи.  Это очень монотонные занятия, поэтому лучше проводить их активно, используя наглядный материал, закрепляя знания на практике («Скажи, что видишь», «Где спрятался звук?», «Закончи слово, предложение», «Отгадай», «Что изменилось?», « 4 лишний», знакомые игры на новый лад, мы ставим перед собой не только задачи по расширению и активизации словаря, развития мышления и памяти, но и автоматизации звукопроизношения, развития фонематического слуха, речевого внимания). Здесь главное самим не увлекаться и помнить, какой приоритет в игре вы выбрали.*

      Закрепили звук в словах, предложениях /речь ребёнка соответствует возрастному развитию/, работаем дальше, вводим звук в речь, помнить:

-  не упрощать свою речь («не сюсюкать»);

-  не сокращать речь, говорим  развёрнутой фразой;

- говорим  в спокойном темпе, хорошо артикулируя звуки, стараемся, чтобы ребёнок видел нашу артикуляцию;

Как говорит взрослый, так говорит и ребёнок! Основа обучения детей дошкольного возраста – это подражание.

- не потакайте себе во время проведения НОД (ответы детей полные, пример из школы);

- слушая рассказ ребёнка, следите за звукопроизношением, даже если это сбивает его с мысли, вы ему напомните последовательность изложения;

- используйте игры – драматизации, настольные игры для  работы по закреплению произношения звуков в речи;

Кто систематически исправляет  речь ребёнка, у того детки быстрее начинают себя контролировать, кому нравится, чтобы его перебивали.

- учите детей вслушиваться не только в вашу речь, но и в речь сверстников, тактично исправляя её;

-учите детей анализировать собственную речь и развивайте желание совершенствовать её, используя методы поощрения, похвалы.

       Дефекты звукопроизношения встречаются всё чаще, поэтому воспитатели должны уделять   профилактической и коррекционной работе большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать  дома детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Воспитатель должен помочь направляет  родителям  правильно организовать работу в семье: проводит консультации, готовит наглядный материал, организовывает уголок «Правильной речи», оформляет папки передвижки, готовит с детьми открытые мероприятия, где показывает результаты своей деятельности по работе по изжитию патологии, приглашает на артикуляционную гимнастику, НОД.  

Использованная литература:

  1. А.И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»
  2. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»
  3. Под  редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  «От рождения до школы. Примерная  основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

         

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 16 «Дюймовочка». «ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила: учитель-логопед Баранова Ю.В.

Слайд 2

Понятие «звуковая культура речи» включает в себя: 1. произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция), 2. элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп), 3. связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), 4. элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

Слайд 3

Реализация задач формирования звуковой культуры речи в ДОУ осуществляется по трем направлениям: Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционной моторики, мелкой моторики, речевого дыхания). Формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции, развитие словаря, лексико-грамматических категорий, связной речи). Развитие восприятия речи (развитие фонематического слуха, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи).

Слайд 4

Формы развития ЗКР в работе воспитателя Артикуляционная гимнастика (обязательное включение речевого материала по звукам в соответствии с таблицей) НОД (как часть занятия и как целое занятие) (есть в конспектах, приводится в соответствии с таблицей) Подгрупповая, индивидуальная работа по ЗКР.

Слайд 5

Формирование звукопроизношения — это систематическая работа со всеми детьми группы, с подгруппой детей, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. Исправление звукопроизношения — это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков. . Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению звукопроизношения по М.Ф. Фомичевой Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: 1) подготовительного, 2) этапа появления звука, 3) этапа усвоения звука в речи

Слайд 6

Основные отличия работы воспитателя и логопеда

Слайд 7

Этап появления звука

Слайд 8

Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи)

Слайд 9

2. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с 1. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя . 3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Дюймовочка»

Консультация для воспитателей.

 «Артикуляционные упражнения для формирования определенных групп звуков, в соответствии с рекомендациями Фомичевой М.Ф.

Подготовила: учитель-логопед

Баранова Ю.В.

г. Краснокаменск

2017 г.

Артикуляционные упражнения по группам звуков:

 свистящие, шипящие, соноры: /Л/ и /Р/.

  1.  (для свистящих звуков с, з, ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плотно примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при зауке ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Краткое описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

1. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания.

1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка! если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания.

Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

 Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.  Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук ф а не звук х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим нижние зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

 Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

  1.  (для шипящих звуков ш ж, ч, щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка — его ножку.)

Методические указания.

Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно — ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания.

Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до десяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

  1.  (для звука л)

Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Снача'ла производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться» показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания.

Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку» а потом вернуть к этому упражнению. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.

Краткое описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что ив предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания.

Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. Кончик языка не должен загибаться внутрь. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.

  1.  (для звука р)

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, наряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

Методические указания.

Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук д носил характер четкого удара — не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.



Предварительный просмотр:

Планирование и проведение артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах

Возраст

Алгоритм

Длительность гимнастики

Условия выполнения

1 младшая

2-3 года

  1. Слуховое внимание;
  2. Речевое дыхание;
  3. Основные качества голоса;
  4. Звукоподражание.

2 минуты

Упражнения проводят в контексте сказки, игры, с применением наглядного, картинного материала.

2 младшая

3-4 года

Мимические упражнения

  1. Упражнения для губ;
  2. Упражнения для языка;
  3. Дыхательная гимнастика;
  4. Чистоговорки;
  5. Пальчиковая гимнастика.

2-3 минуты

Упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.

Со второго полугодия вводится применение индивидуальных зеркал.

В планирование включать два упражнения для губ, одно для языка или одно для губ, два для языка.

Таким образом, используется 2-3 упражнения, одно из них новое.

Статические упражнения для губ и языка под счет от 1 до 3-5, в 2-3 подхода, динамичные упражнения под счет от 1 до 3-5 за 2-3 подхода.

Средняя

  1. лет

3-5 минут

Упражнения проводят с помощью игровых и наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом;

В планирование включать два упражнения для губ, два для языка или одно для губ, два для языка;

Статические упражнения для губ и языка под счет от 1 до 3-7 в 3-5 подходов, динамичные упражнения повтор от 1 до 3-6 раз за 3-5 подходов.

Старшая

5-6 лет

7-10 минут

Упражнения проводят с помощью игровых и наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом;

В планирование включать два  упражнения для губ, три для языка или три для губ, два для языка;

Статические упражнения для губ и языка под счет от 1 до 5- 10  в 5-6 подходов, динамичные упражнения повтор от 5 до 8 раз за 3-5 подходов.

Подготов-я

6-7 лет

10-13 минут

Упражнения проводят с помощью игровых и наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом;

В планирование включать три  упражнения для губ, три для языка или два для губ, четыре для языка;

Статические упражнения для губ и языка под счет от 7 до 10  в 5-6 подходов, динамичные упражнения повтор от 5 до 10 раз за 3-5 подходов.

Примечание: 

  • артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, эмоционально в игровой форме;
  • при отборе материала  соблюдается определенная последовательность (от простого к сложному);
  • из выполняемых двух-трех упражнений, новым может быть только одно.
  • если упражнение выполняется не достаточно хорошо, не следует вводить новые упражнения, лучше с помощью игровых приемов отрабатывать старый материал;
  • артикуляционная гимнастика выполняется сидя: спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении;
  • ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, для того, чтобы контролировать правильность выполнения движений.

для детей 2-3 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, одно для языка ИЛИ одно для губ, два для языка;

5. планировать по 2-3 упражнения в неделю. В месяц не более 5 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц.

для детей 3-4 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят в контексте сказки, с применением наглядного, картинного материала.

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, 2 для языка ИЛИ одно для губ, три для языка ИЛИ три для губ, одно для языка;

5. планировать по 3-4 упражнения в неделю. В месяц не более 6 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

для детей 4-5 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводят с помощью игровых и наглядных приемов: по картинкам, по образцу, перед индивидуальным зеркалом;

4. в планирование включать 2 упражнения для губ, 3 для языка ИЛИ 3 для губ, два для языка;

5. планировать по 4-5 упражнений в неделю. В месяц не более 7 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

для детей 5-6 лет

Условия выполнения:

1. упражнения выполняются по образцу, под счет, перед индивидуальным зеркалом;

4. в планирование включать 3 упражнения для губ, 3 для языка ИЛИ 2 для губ, 4 для языка;

5. планировать по 5-6 упражнений в неделю. В месяц не более 8 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц.

для детей 6-7 лет

Условия выполнения:

1. упражнения проводятся под счет, по названиям, перед индивидуальным зеркалом;

4. в планирование включать 3 упражнения для губ, 4 для языка ИЛИ 4 для губ, 3 для языка;

5. планировать по 6-7 упражнений в неделю. В месяц не более 9 упражнений.

6. к новому упражнению переходить после полной отработки предыдущего.

Примечание: если упражнение не выработано до автоматизма, включать его в следующий месяц. Таким образом, 1-2 упражнения должны повторно включаться в планирование на следующий месяц. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация индивидуальной звуковой работы по звуковой культуре речи с детьми Младшей группы.

Конспектоткрытого просмотра организации индивидуальной работыпо звуковой культуре речи с детьми II - й младшей группы №5 в режимных моментах в первой половине дня.Воспитатель: Гараева Любовь Сте...

Звуковая культура речи. Особенности овладения детьми дошкольного возраста звуковой стороны языка.

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в поз...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Звуковая культура речи. Знакомство со звуком [Т]»Тема: «Звуковая культура речи: звук [Т]»Цель :Формировать способность чётко...

Блок «Развиваем слуховое внимание, фонематическое восприятие и навык звукового анализа» (Игры по звуковой культуре речи)

Игры этого блока помогут подготовить органы слуха ребенка к восприятию правильных речевых звуков. Фонематическое восприятие отвечает за возможность различать звуки речи на слух, а слуховое внима...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...