Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Арбузова Виктория Владимировна

Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНО ДПО "Московский институт переподготовки кадров"

Программа профессиональной переподготовки

Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new

Дисциплина: Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения

Практическое задание 2, Модуль 2. Коррекционно-педагогическая работа при расстройствах аутистического спектра

Выполнил:

 слушатель Арбузова Виктория Владимировна

Преподаватель:

Даильнева Александра Александровна

г. Москва - 2021

Практическое задание 2

Задание 1. Используя лекционный материал и рекомендуемую литературу из списка, опишите, как справиться с сенсорной перегрузкой.

1. Распознание сенсорной перегрузки. У разных людей перегрузка проявляется по-разному. Она может выражаться в панических атаках, человек может становиться чрезмерно активным, замыкаться в себе или терять самообладание (это напоминает приступ гнева, но не направлено на какую-либо конкретную цель).

2. Понижение визуальной стимуляции. Чтобы снизить визуальную стимуляцию, уменьшите количество предметов на стенах и потолке. Уберите мелкие предметы в шкафы или коробки и наклейте на коробки соответствующие бирки.

3. Понижение уровня шума. Звуковая перегрузка может быть вызвана внешними шумами (например, если кто-то громко говорит поблизости), которые мешают сконцентрироваться на чем-то другом. Иногда шум может казаться слишком громким и раздражающим. Чтобы избежать звуковой перегрузки, прикройте открытую дверь или окно, из-за которых доносится шум. Сделайте тише или выключите отвлекающую музыку или перейдите в более тихое место. Сведите к минимуму вербальное общение и разговоры. Если шум становится слишком навязчивым, можно использовать беруши, наушники. Если вы общаетесь с кем-то, кто подвержен звуковым перегрузкам, старайтесь задавать простые вопросы, для ответа на которые достаточно сказать “да” или “нет”, а не такие, которые требуют развернутых ответов. На простые вопросы легче ответить, в том числе жестами.

4.Понижение тактильной стимуляции. При тактильных перегрузках человек может избегать прикосновений и объятий. Нередко подверженные сенсорным перегрузкам люди чрезвычайно чувствительны к прикосновениям, и прикосновение или даже его предчувствие могут увеличить перегрузку. Тактильная чувствительность может проявляться в форме повышенной чувствительности кожи к одежде (в этом случае лучше использовать одежду из мягких тканей), при прикосновении к определенным типам поверхностей или обостренной реакции на температуру. Определите, к чему вам приятно прикасаться, а что вызывает негативную реакцию. Приобретайте такую одежду, в которой вам комфортно. Если к сенсорным перегрузкам склонен близкий вам человек или друг, возможно, он иногда упоминает о том, что прикосновения неприятны ему, и старается избегать их. В таком случае постарайтесь не прикасаться к этому человеку. При общении с человеком, который обладает повышенной тактильной чувствительностью, обязательно предупреждайте, прежде чем прикоснуться к нему, старайтесь быть у него на виду и не подходить незаметно сзади. Чтобы преодолеть повышенную тактильную чувствительность, проконсультируйтесь со специалистом по эрготерапии.

5. Контроль запахов. Некоторые ароматы и запахи могут быть слишком сильными. В отличие от визуальных образов, когда достаточно закрыть глаза, нельзя заткнуть нос, чтобы избавиться от запахов. Если вы обладаете повышенной чувствительностью к запахам, пользуйтесь неароматизированными шампунями и другими моющими и чистящими средствами.

6. Сенсорный перерыв. Можно почувствовать сенсорную перегрузку в окружении большого количества людей или среди детей. Иногда, например при семейном мероприятии или рабочем совещании, подобные ситуации неизбежны. Тем не менее можно устроить себе небольшой перерыв, чтобы отдохнуть от перегрузки. Попытка “собрать волю в кулак” и перетерпеть лишь ухудшит положение, и вам потребуется больше времени для того, чтобы восстановиться. Перерыв поможет избежать слишком высоких перегрузок, которые могут привести к печальным последствиям, отдохнуть и набраться сил. Вовремя реагируйте на свои ощущения — это поможет легче справиться с возникшей ситуацией. Если вы находитесь в общественном месте, извинитесь и скажите, что вам необходимо посетить уборную, или заявите, что хотите подышать свежим воздухом, и отлучитесь на несколько минут. Если вы находитесь у себя дома, попробуйте прилечь в укромном месте и немного передохнуть. Если люди пытаются последовать за вами, скажите, что вам необходимо побыть одному.

Необходимо знать свои возможности и избегать слишком сильных испытаний, но вместе с тем не ограничивать себя слишком сильно, так как это может сделать жизнь скучной. Следите, чтобы выполнялись ваши базовые потребности, так как на критический порог стимуляции могут влиять такие факторы, как чувство голода, истощение, одиночество и физическая боль. В то же время не напрягайтесь слишком сильно.

Удовлетворение перечисленных базовых потребностей важно для каждого, особенно для тех, кто обладает повышенной чувствительностью

7.Установление определенных границ. Если вы сталкиваетесь с ситуациями, которые могут вызвать сенсорные перегрузки, необходимо обозначить для себя соответствующие пределы. Например, если вас раздражают громкие звуки, посещайте рестораны и магазины в относительно спокойное время, а не в часы пик, когда там много людей. Можно ограничить время, которое вы проводите перед телевизором или за компьютером, либо реже встречаться с друзьями и родственниками. Если предстоит многолюдное мероприятие, подготовьтесь к нему заранее, чтобы как можно легче перенести его. Возможно, стоит ограничить общение с окружающими. Если долгие беседы утомительны для вас, вежливо извинитесь и постарайтесь завершить затянувшийся разговор. Если вы воспитываете ребенка, наблюдайте за его поведением и следите, чтобы он не засиживался слишком долго перед телевизором или за компьютером, так как это может привести к сенсорной перегрузке.

8. Восстановление сил. Чтобы полностью отойти после сенсорной перегрузки, может потребоваться от пары минут до нескольких часов. Если был задействован механизм “бей или беги”, вы, скорее всего, почувствуете после перегрузки сильную усталость. По возможности постарайтесь также снизить уровень последующего стресса. Часто для этого лучше всего побыть одному.

9.“Сенсорная диета” (при аутизме). Сенсорная диета заключается в более щадящей и привычной подаче сенсорной информации, что помогает нервной системе человека воспринимать окружающий мир более организованным и упорядоченным. Такая диета предусматривает общение с другими людьми и окружающей средой, а также различные занятия и развлечения в отведенное для них время суток. Воспринимайте сенсорную диету так же, как если бы речь шла о здоровом и сбалансированном питании. Человек должен получать необходимые ему питательные вещества из различных продуктов, причем не рекомендуется употреблять слишком много или мало того или иного вида пищи, так как это может отрицательно сказаться на формировании и работе организма. При сенсорной диете человек должен получать хорошо сбалансированную информацию со стороны всех органов чувств. Например, если человек испытывает чрезмерную слуховую стимуляцию, можно ограничить вербальные контакты и чаще прибегать к визуальным источникам информации, проводить больше времени в тихих местах и при необходимости использовать беруши. Однако при этом необходимо поддерживать и некоторую звуковую стимуляцию — например, предоставить человеку возможность слушать его любимую музыку. Сведите к минимуму ненужную сенсорную нагрузку: ограничьте количество визуальных материалов, позвольте человеку пользоваться наушниками или берушами, подберите ему комфортную одежду, используйте моющие средства без запаха и так далее. Задача сенсорной диеты заключается в том, чтобы успокоить человека и по возможности привести в норму реакцию на сенсорные раздражители, научить его управлять своими импульсами и эмоциями и повысить продуктивность.

10. Воздержание от проявлений раздражения и агрессии (при аутизме). Иногда подверженные сенсорной перегрузке люди проявляют физическую или вербальную агрессию. Не принимайте это на свой счет. Такая реакция вызвана паникой, а не негативным отношением к вам. Чаще всего физическая агрессия случается из-за того, что человек впадает в панику, когда вы пытаетесь прикоснуться к нему, ограничить свободу его передвижений или перекрыть путь к бегству. Никогда не пытайтесь схватить его или контролировать его поведение. На самом деле испытывающие сенсорную перегрузку люди редко причиняют окружающим серьезный ущерб. Паникующий человек не намерен причинить вам вред, он лишь хочет выбраться из сложившейся ситуации.

11. Обратите внимание на вестибулярные признаки (при аутизме). При сенсорной перегрузке у человека с аутизмом могут возникнуть проблемы с удержанием равновесия и координацией движений. Его может укачивать, возможны потеря равновесия и проблемы со зрительно-моторной координацией. Если кажется, что человек испытывает сенсорную перегрузку или ведет себя слишком пассивно, попробуйте замедлить свои движения и медленно и осторожно меняйте свою позу (например, когда встаете со стула).

12. Раннее вмешательство. Иногда человек не понимает, чем вызваны испытываемые им проблемы, и может оставаться в небезопасном для него месте слишком долго или пытаться преодолеть перегрузки. Это лишь ухудшает ситуацию. Постарайтесь прийти на помощь, как только заметите, что кто-то подавлен и испытывает стресс, и помогите ему выбраться в более тихое место и успокоиться.

13. Проявление сочувствия и понимания. Близкий вам человек испытывает стресс и смятение, и ваша поддержка может помочь ему успокоиться и прийти в себя. Проявите симпатию, любовь и готовность прийти на помощь. Помните, что люди испытывают сенсорную перегрузку не по своей воле. Не осуждайте испытывающего проблемы человека, так как это может усугубить ситуацию.

Выведите человека в более спокойное место. Наиболее быстрый способ избавиться от сенсорной перегрузки часто заключается в том, чтобы сменить обстановку. Подумайте, можете ли вы вывести человека на улицу или в более спокойное место. Попросите его следовать за вами и предложите взять его за руку, если он нормально переносит прикосновения.

Сделайте окружающую обстановку более гостеприимной. Приглушите яркий свет, сделайте тише музыку и попросите окружающих немного расступиться, чтобы предоставить близкому вам человеку больше свободного пространства. Испытывающего перегрузку человека могут смущать взгляды окружающих, ему может казаться, что они пристально рассматривают его.

Спросите у человека, можно ли прикоснуться к нему. При сенсорной перегрузке люди с трудом понимают, что происходит, и могут ошибочно воспринять прикосновение как агрессию с вашей стороны. Сначала узнайте, можно ли прикоснуться к человеку, и заранее сообщите ему, что вы намерены предпринять, чтобы он имел возможность отказаться. Например, скажите: “Я хотел бы взять тебя за руку и вывести отсюда” или “Ты не против, если я тебя обниму?”

Иногда испытывающих перегрузку людей можно успокоить с помощью крепких объятий или легкого массажа спины и плеч. В других случаях прикосновения лишь ухудшают ситуацию. Узнайте, можно ли прикоснуться к человеку, и не расстраивайтесь, если он скажет “нет” — в этом нет ничего личного.

Не ставьте человека в безвыходное положение и не преграждайте ему путь. В состоянии аффекта он может впасть в панику и прибегнуть к физическому насилию, например оттолкнуть вас, чтобы выбежать через дверь.

Задавайте простые вопросы, на которые можно ответить “да” или “нет”. Открытые вопросы сложнее воспринимаются, и если мозг человека уже перегружен, он не в состоянии дать осознанный ответ. В то же время в ответ на закрытый вопрос человек может просто кивнуть или отрицательно покачать головой.

Постарайтесь удовлетворить потребности человека. Близкому вам человеку может потребоваться стакан воды, перерыв или перемена занятий. Подумайте над тем, как вы можете помочь ему, и сделайте это.

Если вы заботитесь о другом человеке, в случае проблем легко можно впасть в состояние фрустрации, однако помните, что ваш подопечный не в состоянии вести себя по-другому, и ему требуется ваша помощь.

Если вы заметили, что кто-то пытается справиться с перегрузкой такими способами, которые могут причинить ему вред, сообщите об этом тем, кто знает, что делать (например, родителям или врачу). Попытки схватить человека могут вызвать у него панику, и он попытается вырваться, что небезопасно для вас обоих. Врач поможет составить план лечения, который, возможно, позволит справиться с опасным поведением.

Поощряйте попытки человека самостоятельно справиться с перегрузками. Он может попробовать раскачиваться взад и вперед, закутаться в теплое одеяло, напевать любимую песню или попросить вас сделать ему массаж. Нестрашно, если подобное поведение выглядит немного странным и несоответствующим его возрасту — главное, чтобы это помогло ему отвлечься и успокоиться. Если вы знаете, что что-то действует успокаивающе на испытывающего перегрузки человека (например, его любимая плюшевая игрушка), принесите этот предмет и положите так, чтобы он мог дотянуться до него. При желании он возьмет эту вещь.

Задание 2. Составьте план и опишите упражнения «сенсорной диеты» для одного ребенка с РАС.

План сенсорной диеты для детей с РАС. Рекомендации для родителей.

Этапы

Предложения

Обоснование

Способы организации пространства

Утром дома

Массаж ног и спины

Проприоцептивный ввод

Ровная поверхность кровати, без подушки.

Утренняя зарядка.

Зарядка может включать отталкивание на стуле, стул/тело сдавливание, растягивание эластичных жгутов, упражнения с ручным эспандером, наклоны с опорой на верхние конечности, утяжеленная.

Стул, эластичные жгуты, эспандер, утяжеленная одежда (жилетка)

Утренний туалет

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Виброщетка, виброрасческа

Утренний перекус

Вкусовой ввод

Крекеры или пряник, фрукт, белки

Слушание музыки и одевание в д/сад по темпу музыки

Слуховой ввод,

Проприоцептивный ввод

Звуковые записи с разными темпами.

Дорога в д/сад. Игра «Что я слышу?» или «Тяни-Толкай»

Окружающая действительность, тележка, санки или коляска

После детского садика

Дорога домой и прогулка

Игра «Тяни-Толкай»,

На детской площадке» «Качаемся- вращаемся» «Пони бегает по кругу».

Игры в песочнице «Готовим обед»

Проприоцептивный ввод

Вестибулярный ввод

Тактильный ввод

Тележка или сумка.

Качели-карусели.

Формочки для песка

Вечером дома

Подготовка ужина. Сервировка стола.

Тактильный ввод

Осязательный ввод

Вкусовой ввод

Вестибулярный ввод

Посуда.

Салфетки.

Тихая фоновая музыка.

Час игр и затей:

Игра «Мыльные пузыри»

«Езда на одеяле»

«Мячи-прыгунки»

«Автомобильный тоннель»

Прыжки на батуте

Тактильный ввод

Вестибулярный ввод

Проприоцептивный ввод

Необходимое оборудование для игр.

Массаж для ног. Игры «Бутерброд», «Ладушки-оладушки». Пальчиковая гимнастика

Проприоцептивный ввод

Ровная поверхность.

Подушки, одеяла

Вечерний туалет

Гигиенические нормы, тактильный ввод

Душ или ванна с пузырьками. . Виброщетка, виброрасческа

Время книги

Слуховой ввод.

Книги или аудиозаписи.

Стишок пожеланий

«Все друзья ложатся спать. Можно сказку рассказать».

Проприоцептивный ввод

Слуховой ввод.

Любимые игрушки на своих спальных местах

Задание 3. Посмотрите биографический фильм режиссера Мика Джексона «Темпл Грандин» о жизни женщины с аутизмом и проанализируйте основные сенсорные особенности восприятия главной героини. Приведите примеры.

Анализ основных сенсорных особенностей восприятия главной героини в биографическом фильме режиссера Мика Джексона «Темпл Грандин» о жизни женщины с аутизмом.

Биографический фильм режиссера Мика Джексона «Темпл Грандин», основан на реальной истории успеха знаменитой американской женщины с аутизмом. Описывается детство и юность Темпл Грандин, женщины аутиста, посвятившей себя изучению душевных состояний и поведенческих особенностей, как животных, так и людей с проблемами социальной адаптации. Благодаря неутомимой вере родных, друзей и учителей, Темпл преодолела почти безнадежные внутренние и внешние барьеры, сделала блестящую научную карьеру, написала множество работ по психологии и зоотехнике, воплотив свои знания в целый ряд изобретений, получивших широкое использование. Подобные фильмы могут формировать позитивное общественное мнение, а также воодушевлять родителей на сопротивление аутизму и на его преодоление.

Типичные симптомы аутизма стали проявляться, у Темпл, в возрасте полугода: она начала застывать, когда ее брали на руки, противиться прикосновениям. В последующие несколько лет: пристрастием к вращающимся предметам, стремлением к одиночеству, разрушительным поведением, вспышками гнева, неспособностью говорить, кажущейся глухотой, обостренной чувствительностью к внезапным звукам и непреодолимым интересом к запахам.

Проанализируем основные сенсорные особенности восприятия главной героини Темпл Грандин.

1. Стереотипное поведение. Соблюдение ритуалов. Теребит волосы. Приверженность строгому распорядку, неизменяющемуся ритуалу, например в меню-пудинги, желе.

2. Нарушения коммуникации. Избегание зрительного контакта.

Мы видим, что Темпл Грандин неспособна к полноценному социальному общению и зачастую не может, подобно обычным людям, интуитивно почувствовать эмоциональное состояние другого человека. Ей тяжело общаться с окружающими, так как она их просто не понимает. Отсутствующий взгляд, мимика. Люди не хотят разговаривать с Темпл не потому, что она аутистка, просто им совсем не хочется слушать про убой скота, а Темпл, к сожалению, интересуют только коровы.

Темпл научилась преодолевать собственный аутизм. Она достигла не только больших успехов в науке, но стала более адаптированной. Темпл сумела преодолеть пропасть между аутистами и здоровыми людьми – стала более общительной, открытой, научилась справляться с собственными проблемами и помогать другим.

3.Отсутствие эмоциональных реакций. Непонимание чужих эмоций.      Непонимание переносного смысла выражений. Темпл часто встречает непонимание, становится объектом насмешек и злых шуток. В школе над Темпл смеются. Девушка сказала какую то глупость, класс захохотал, но ошибка любого другого точно так же вызвала бы смех. На скотобойне над Темпл издеваются работники: подшучивают над ней, закидывают ее машину коровьей требухой. Только делают они это потому, что она им не нравится, что она снует тут и там, что-то высматривает, записывает в блокнотик и лезет с неуместными, на их взгляд, комментариями.

Темпл многие годы работала над собственной речью, стараясь преодолеть монотонность и резкость своего голоса. И если раньше, когда Темпл только начинала читать лекции, она не поддерживала контакта с аудиторией, была довольно зажатой, то сейчас читает их раскованно и непринужденно, дополняя шутками и анекдотами.

4. Повышенная сенсорная чувствительность. Повышенная сенсорная чувствительность проявляется в болезненном реагировании на прикосновение. Темпл Грандин не терпит прикосновений к себе, отказывается обниматься, даже с близкими людьми.

Решение проблемы нашлось неожиданно. После окончания школы Темпл гостила на ранчо у своей тети. Там она впервые познакомилась с жизнью домашнего скота. Ей очень нравилось помогать по хозяйству. Однажды она увидела станок для коров – специальное оборудование из двух железных створок, куда загоняли животное для проведения различных процедур, – корова, бока которой тесно сжимались стенками станка, быстро успокаивалась. К ужасу своей родни, Темпл решила испытать станок на себе, ведь с 5 лет она мечтала о волшебной машине, которая смогла бы ее ласково обнимать, повинуясь командам: «Я жаждала любви и нежных объятий. Но, в то же время, я избегала всякой чрезмерности в выражении чувств – как, например, в детстве, когда меня душила в объятиях толстая, приторно пахнущая тетушка. Даже когда учительница брала меня за руку или клала руку на плечо, я вздрагивала и отшатывалась. Я искала телесного контакта и, в то же время, избегала его...».

Станок оказал желаемый эффект, и Темпл стала одержима идеей создать похожее устройство, которое помогло бы ей справляться со стрессом. Преодолевая непонимание окружающих, она много лет старалась создать идеальное приспособление для объятий, так называемую «обнимательную» машину. Ей удалось не только достичь желаемого, но и доказать специалистам эффективность данного метода в терапии с аутичными людьми – теперь подобные устройства есть во многих центрах для аутистов.

5. Искажение картины мира.  Темпл Грандин воспринимала мир по своему, в ином видении. Мыслит чертежными изображениями, соединяя их друг с другом.

Темпл убеждена, что при рассмотрении проблемы аутизма слишком много внимания уделяется негативным аспектам этой болезни, пренебрегая ее положительными сторонами. Например, если при аутизме одни части мозга имеют некоторые дефекты, то другие развиты свыше нормы, особенно у людей, страдающих синдромом саванта. Она полагает, что хотя аутичные люди и сталкиваются с многочисленными проблемами, многие из них обладают особенными способностями, которые позволяют занять им достойное место в жизни.

6. Громкие звуки. Страхи. Работает люстра, рыбки в аквариуме. Звенит посуда. Оторванная табличка от двери ее комнаты. Каким образом делают прививки коровам.

По словам Темпл, она переживала те же эмоции, что и животные, отождествляя себя с ними. «Животных, как и аутичных людей, раздражают высокие звуки, свист ветра или неожиданный громкий крик, – говорила она. – Их также беспокоят зрительные контрасты и резкие неожиданные движения, попадающие в поле их зрения. От легкого прикосновения животное шарахнется в сторону, а крепкое, властное успокаивает его. Я и сама шарахаюсь в сторону, когда кто-то меня коснется, а если меня начать постоянно трогать, то эти малоприятные действия окажутся сходными с дрессировкой неприрученного животного».

7.Острый интерес к одной теме.

Фильм «Темпл Грандин» начинается с того, что девушка приезжает на ферму к своей тете. Там она впервые увидела коров, которые ее очень заинтересовали. Дни напролет Темпл проводит в коровьем загоне, а когда кончается лето, даже отказывается уезжать домой. И всю свою жизнь она занимается только вопросами животноводства.

Профессиональное самоопределение. Летние месяцы, проведенные на фамильном ранчо, стали решающими для профессионального самоопределения Т. Грандин, которая выбрала для себя довольно странную и узкую специализацию, – уход за домашним скотом. В высшей школе она написала диплом, посвященный устройству станков для скота. Это был один из первых в США проектов, содержащих исследование того, как ведут себя животные на фермах. Ее работа по поведению скота и обращению с ним стала одной из первых в этой области. Докторская диссертация Грандин была посвящена изучению влияния условий содержания и ухода на головной мозг свиней. Темпл выступает за гуманное обращение с животными, которые идут на убой, стараясь свести их страдания перед смертью к минимуму, разрабатывает эргономические дизайн-проекты загонов для скота, ферм, боен, стремясь максимально обеспечить комфорт животным. В этой области Грандин нет равных, по ее проектам и чертежам построено большинство современных загонов для скота в США и Западной Европе.

8. Уникальные способности. Мы видим в Темпл Грандин полную самоотдачу в действиях на благо. Именно отличное от других мышление (визуальное фотореалистическое) и уникальные способности позволили ей понять животных, увидеть фермы их глазами и создать комфортные скотобойни, «обнимательную машину». Все ее работы, статьи публикуют в газетах, по ее разработкам и чертежам совершенствуют фермы для коров.

Животноводство – не единственная область, где Грандин достигла высоких успехов. Она – активный член сообщества людей, больных аутизмом. Регулярно посещает конференции с докладами, пишет статьи и книги по своей проблеме.

Темпл Грандин всецело предана собственной работе, и можно только завидовать личностной и духовной зрелости человека, который нашел свое признание и сохраняет искренность во всем. Темпл пишет: «Я не хочу, чтобы мои мысли умерли вместе со мной. Меня не интересуют ни деньги, ни положение в обществе, но я хочу оставить свой след на земле и знать, что жизнь прожита не напрасно...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройство аутистического спектра в условиях ППМС ЦДК "Шанс"

По данным Института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе спец...

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....

Особенности организации работы по развитию речевых навыков у детей с расстройством аутистического спектра в условиях детского сада.

Педагоги-дефектологи,учителя логопеды в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не используют активную речь как средством общения....

Особенности организации работы педагогов с детьми с расстройствами аутистического спектра

Материалы полезны для педагогов, работающих с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра...

Коррекционно – педагогическая работа с детьми с расстройством аутистического спектра

2 слайдАутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.Детский...

Коррекционно-педагогическая работа с детьми при расстройствах аутистического спектра

Коррекционно-педагогическая работа с детьми при расстройствах аутистического спектра...

Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"

ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей  с расстройством  аутистического спектра в условиях ДОУ»  Направление реализации проекта:...