Рабочая программа: "Чтение художественной литературы" для обучающихся с ЗПР (6 - 8 лет)
рабочая программа по коррекционной педагогике

Чухина Марина Александровна

Программа содержит цели и задачи по чтению художественной литературы для дошкольников с ЗПР (6 - 8 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zpr_6_-_8_let_chtenie_hudozhestvennoy_literatury.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Приложение к АООП ДО с ЗПР 6 – 8 лет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР

МАДОУ ЦРР д/с № 87

Образовательная область: «Речевое развитие»

Образовательная деятельность: «Чтение художественной литературы»

группа компенсирующей направленности,  6 - 8  лет

Разработчик:

учитель – логопед Чухина М.А.

г. Калининград

Содержание

1

Пояснительная записка

2

Цель и задачи

3

Планируемые результаты

4

Учебно-тематическое планирование

5

Учебно-методическое обеспечение

6

Материально-техническое обеспечение

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ЗПР 6 - 8 лет МАДОУ ЦРР д/с № 87 и является ее приложением.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей с ЗПР 6 - 8 лет в образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» и направлена на реализацию образовательной области «Речевое  развитие».

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Содержание программы  рассчитано на 36 занятий.

                                                   2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель: создание условий для приобщения дошкольников к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений через литературные жанры.

Задачи:

- воспитывать у детей интерес к художественной литературе;

- учить полно отвечать на вопросы по тексту;

- учить передавать свое отношение к содержанию, к поступкам героев;

- учить выразительно читать стихи.

                                     3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года дети:

- определяют жанр произведения, называют любимые сказки и рассказы;

- знают 2–3 программных стихотворения, 2–3 считалки, 2–3 загадки;

- выразительно читают стихи наизусть;

- отвечают на вопросы по содержанию прочитанного;

- драматизируют небольшие сказки, читают по ролям стихотворения;

- называют любимого детского писателя;

- проявляет интерес к объёмным произведениям, которые читаются по главам.

4. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема

Краткое содержание

Сентябрь

1. «Ай, ду – ду!»

 Игры и игровые упражнения: «Поиграем на трубе», «Музыкант и его инструмент», «Задумай – покажи», «Закончи предложение и подбери к нему картинку».

2. «Солнышко - вёдрышко»

Игры и игровые упражнения: «Как сказать по-другому?», «Сложи из палочек», «Чьи это детеныши?», «Узнай по описанию», «Какое что бывает?»

3. «Жихарка». Знакомство с присказкой

Игры и игровые упражнения: «Сложи человечка», «Составь из треугольников героев сказки и избушку», «Смотри и рассказывай», «Верно назови», «Покажи, как…», «Замри».

4. Токмакова И. «Дуб»

Игры, и игровые упражнения: «От какого дерева ветка?», «Ответь строчками стихотворения», «Скажи по – разному», «Что не подходит?», «Про что можно так сказать?», «Какая, какое, какие?».

Октябрь

5. Толстой А. «Хотела галка пить»

Игры и игровые упражнения: «Попробуй, догадайся!», «Дорисуй камешки в кувшине», «Иди сюда», «Закончи предложение», «Играем в веселые «колючие» слова».

6. «Чики – брики»

Игры и игровые упражнения: «Что это означает?», «Круговые жмурки», «Подбери похожие слова», «Ошибка».

7. А. Блок «Зайчик»

Игры и игровые упражнения: «Разложи времена года по порядку от заданного», «Раскрась в «осенние» цвета», «Как прыгает зайчик», «Придумай сказку про этого героя».

8. «Гуси – лебеди»

Игры и игровые упражнения: «Разные сказки», «Поможем Маше спасти братца», «Разруби бревно», «Нарисуй дым», «Дойди до яблони», «Найди камень», «Сделай ежика».

Ноябрь

9. Чуковский К. «Мойдодыр»

Игры и игровые упражнения: «Что означает слово?», «Отгадай загадки», «Говори быстро», «Закончи фразы», «Перечисли действия», «Что не дорисовано?”, «История про ручки», «Изобрази без предмета».

10. Толстой А.

«Шли по лесу два товарища»

Игры и игровые упражнения: «Почему?», «Картинка к рассказу», «Объясни и дорисуй», «Покажем в лицах», «Закончи предложение».

11.  Маршак С.

 «Вот какой рассеянный»

Игры и игровые упражнения: «Разбери обувь по парам», «Внимательный или рассеянный?», «Наведем порядок», «Я – не я», «Близкие знакомые».

12. Пермяк Е. «Хитрый коврик»

Игры и игровые упражнения: «Для чего может пригодиться?», «Скажи, чем похожи», «Рисуем нитки», «Помоги вышить коврик».

Декабрь

13. Михалков С.

 «А что у вас?»

Игры и игровые упражнения: «Угадай и назови», «Угадай, кто», «Придумай и дорисуй», «Тихо – громко – шепотом», «Умелые руки»,»кому что нужно», «Кто больше назовет действий», «Моя семья».                                          

14. Суриков И.

 «Зима»

Игры и игровые упражнения: «Разложи времена года по порядку от заданного», «Раскрась в «зимние» цвета», «Придумай сказку про это время года».

15. «Колосок»

Игры и игровые упражнения: «Какой колосок?», «Чем картинки не похожи»,ь»Подумай, почему», «Узнай на ощупь», «Обведи, раскрась, соедини», «От зернышка до булочки».

16. Чуковский К. «Ёлка»

Игры и игровые упражнения: «Выложи елку из геометрических фигур», «Выполни просьбу», «Укрась елку».

Январь

17. Сутеев В. «Палочка – выручалочка»

Игры и игровые упражнения: «Как можно использовать?», «Назови по – разному», «Поиграем с палочкой», «Выложи фигуры», «Выполни просьбу ежика», «Палочка – выручалочка», «Кто больше знает», «Придумай сам».

18. Пришвин М. «Лисичкин хлеб»

Игры и игровые упражнения: «Отвечай быстро», «Придумай историю с таким началом», «Меткое слово».

19. «Три поросенка»

Игры и игровые упражнения: «Найди трех одинаковых поросят», «Кто где находится?», «Построй домики для поросят», «Поросенок испугался», «Поможем поросенку покрасить свой домик», «Живые картинки».

20. Бальмонт К. «Снежинка»

 Игры и игровые упражнения: «Опиши снежинку», «Найди две одинаковые», «Что не подходит?», «Придумай и дорисуй», «Что перепутал художник?».

Февраль

21. Сутеев В. «Мешок яблок»

Игры и игровые упражнения: «Кто больше знает», «Придумай сам», «Объясни», «Сосчитай», «Почему это сказка?».

22. Катаев В. «Цветик – семицветик»

Игры и игровые упражнения: «Загадай желание», «Северный полюс», «Цветок», «Цветик – семицветик», «Артисты пантомимы», «Найди ошибку», «Склей вазу из осколков», «Найди два предмета» (про которые можно сказать: темный, - светлый, мягкий – упругий и т.д.).

23. «Котята»

Игры и игровые упражнения: «Котята» «Котята и Барбос», «Закончи предложение», «Найди на ощупь» (фигурки животных в  «чудесном мешочке»), «Что на что похоже?».

24. «Снегурочка»

Игры и игровые упражнения:  «Снегурочка», «Игра в снежки», «Скажи по – другому», «Какая сегодня погода?», «Четыре стихии», «Разложи изображения времен года по порядку», «Когда это бывает?».

Март

25. «Ослик мой, шагай быстрей»

Игры и игровые упражнения:  «Закончи предложение», «Найди на ощупь» (фигурки животных в  «чудесном мешочке»), «Что на что похоже?».

26. «Айога»

«Запишем сказку», «Иголка и нитка», «Покажи – отгадаем» (ребенок изображает пантомимой эпизод сказки, дети отгадывают и рассказывают соответствующий отрывок сказки), «Мы – не белоручки» (изготовление поделок из подручных материалов)

27. Есенин С. «Береза»

Игры и игровые упражнения: «Не пропусти растение», «Что на что похоже».

28. В. Сутеев «Кто сказал «Мяу»?»

Игры и игровые упражнения: «Ласка», «Почему это сказка?», «Какое у котенка настроение?», «Найди похожую», «Помоги мышке убежать от кошки», «Задумай, опиши», «Дорисуй рыбку», «Откликнись»,

«Исправь Незнайкины картинки».

Апрель

29. Бианки В. «Хвосты»

Игры и игровые упражнения: «Животные» «Сложи картинку»,

«Где чей хвост?», «Скажи и покажи, кто как передвигается», «Что забыл нарисовать художник?».

30. Пермяк Е. «Торопливый ножик»

Игры и игровые упражнения: «Что из чего сделано?», «Похож – не похож», «Где мы были, мы не скажем», «Изобретатель», «Не пропусти профессию», «Найди вырезанную часть», «Отгадай» (загадки о труде, технике, инструментах).

31. Пушкин А.

«У лукоморья дуб зеленый»

Игры и игровые упражнения: «Кот ученый» (на основе игры «Зеваки»), «Битва», «Змей Горыныч», «На берегу моря», «Игра с лентами» (изображение морских волн), «Бывает – не бывает», «Угадай, чьи следы», «Нарисуй невиданного зверя».

32. Носов Н. «Огурцы»

Игры и игровые упражнения: «Сердитый дедушка», «Страх», «Провинившийся», «Что сажают в огороде», «Цветок – дерево – фрукт», «Тропинка», «Узнай предмет по его части».

Май

33. Драгунский В. «Заколдованная буква»

Игры и игровые упражнения: игра в лото, «Перекличка – путанка», «Мячик – соединитель», «Мячик с путаницей», «Самое веселое».

34 - 36 . Повторение. Чтение художественных произведений по выбору педагога и по заявкам детей. Прослушивание произведений в звукозаписи.

Игры и игровые упражнения: «Отгадай произведение по иллюстрации, расскажи», «Отгадай загадку, вспомни произведение, где  есть этот герой»; настольно – печатные игры «Знаешь ли ты сказки?», «литературное лото» и др.; «Сложи картинку» (разрезные кубики), «Живые картинки» (драматизация), т»Вспомни, разложи, расскажи» (серии картин), «Наша картинная галерея» (рисунки детей к художественным произведениям и репродукции картин художников); игра в библиотеку.

Всего: 36 занятий

                           5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методическая литература

1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.

2. Бондаренко Л.К. Дидактические игры в детском саду. М., Просвещение,  1991.

3. Бондаренко Л.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.

4. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции речевых нарушений у дошкольника // Учитель. 2009, №3.

5. Венгер Л.Л. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1989.

6. Максаков Л.И., Тумакова Г.Л. Учите играя. М., Просвещение,  1983.

7. Мелик - Пашаев А.Л., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., Просвещение, 1987.

8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. М., Просвещение, 1995.

9. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

10. Почитаем — поиграем. Составители Цыпина Н.А., Волкова И.Л. М., 1995.

11. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

12. Скажи по-другому./ Под ред. О.С. Ушаковой. Самара, 1994.

13. Тумакова Г.Л. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., Просвещение, 1991.

14. Урунтаева Г.Л., Афонькина Ю.Л. Помоги принцу найти Золушку.М., 1994.

15. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1988.

16. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988.

17. Шмаков С.Л. Игры-шутки, игры-минутки. М., Просвещение, 1993.

                6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Уголок развития речи.

2. Детская библиотека.

3. Магнитофон.

4. Телевизор.

5. Театрально-музыкальный уголок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по выявление у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности « Наши таланты»

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей с...

Рабочая программа воспитателей адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с расстройством аутистического спектра)

Программа направлена на:• создание условий сохранения и укрепления здоровья детей с РАС дошкольного возраста;• разностороннего развития детей с РАС с учетом их возрастных и индивидуальных ...

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Чтение художественной литературы для детей 6-7 лет"...

Рабочая программа чтение художественной литературы группа раннего возраста

Рабочая программа  чтение художественной литературы группа раннего возраста...

Рабочая программа старшей группы возраст обучающихся 5-6 лет срок реализации программы 1 год

Содержание рабочей программы Целевой раздел.Пояснительная записка…………………………………………&h...

Рабочая программа Чтение художественной литературы 5-6 лет 2022 г.

Рабочая программа Чтение художественной литературы 5-6 лет 2022 г....