Диагностический лист обследования познавательного развития ребёнка в средней группе
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Чистякова Людмила Николаевна

Для успешности воспитания и обучения дошкольников с ЗПР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей каждого ребёнка, поскольку дети с ЗПР исходно демонстрируют качественно неоднородные уровни познавательного, речевого и социального развития, что обусловлено различной степенью выраженности нарушений, а также индивидуальными особенностями развития. Данные, полученные в процессе психолого-педагогической диагностики воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР, проводимой учителем-дефектологом, фиксируются в разработанных нами индивидуальных «Диагностических листах обследования познавательного развития ребёнка в средней группе». 

Разрабатывая «Диагностический лист обследования познавательного развития ребёнка в средней группе», мы опирались на уже существующие карты индивидуального обследования детей, предлагаемые нашими коллегами ранее. Однако предлагаемые карты не содержат:

- конкретных знаний, умений и навыков относительно возраста детей, а психофизические возможности ребёнка 4 лет, всё-таки отличаются от психофизических возможностей того же ребёнка 5 лет – на каждом году жизни достижения ребёнка усложняются;

- названий диагностических методик обследования с учётом возрастных особенностей детей.

 Всё это, на наш взгляд, затрудняет работу учителя-дефектолога при проведении психолого-педагогической диагностики, обработке её результатов, дальнейшем планировании коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР.

Поэтому в «Диагностическом листе …» подобраны конкретные диагностические методики и задания, позволяющие обследовать познавательные процессы и выявить объём усвоенных элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР 4–5 лет как на начало, так и на конец учебного года.

Структура «Диагностического листа …» традиционно составлена в соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Использование «Диагностического листа …» способствует оптимизации работы учителя-дефектолога при проведении психолого-педагогической диагностики воспитанников средней группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostich_list_srednyaya_gruppa.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностический лист обследования

познавательного развития ребёнка

в средней группе

  • Фамилия, имя _________________________________________________________
  • Дата рождения ________________________________________________________
  • Время проведения обследования_________________________________________

1. Восприятие

1.1. Цвет: назвать, показать, соотнести с образцом

Крас

Жёл

Син

Зел

Бел

Чёр

Сер

Розов

Голуб

Оранж

Корич

Фиол

Начало

года

К 5 годам

Конец года

1.2. Величина: показать, назвать, сравнить (2 предмета), разложить (3-5 предметов), раскрасить

Большой/

Маленький

Длинный/

Короткий

Высокий/

Низкий

Широкий/

Узкий

Толстый/

Тонкий

Начало  года

  • Мячи (рисунок);
  • Машинки (3 шт.);
  •  Раскрась рыбок

(Колесникова,4г., с.5)

  •  Карандаши (рис.);
  •  Тесёмочки (3 шт.);
  • Раскрась вагоны

(папка  дошкольника)

  • Мальчики (рисунок);
  • Матрёшки (3 шт.);
  • Раскрась высокую ёлочку

(Колесникова, 4 г., с. 5)

  •  Юбки (рисун.);
  •  Ручейки (3 шт.);
  • Раскрась дорожки

(папка  дошкольника)

К 5 годам

Конец  года

  • Круги (5 шт.);
  • Положи грибы в корзинку
  •  Карандаши (5 шт.);
  •  Раскрась ленточки
  • Клоуны (5 шт.);
  • Раскрась пирамидки
  •  Мостики (5 шт.);
  •  Раскрась коврики
  •  Книги (рисунок);
  •  Проволока (3 шт.);
  •  Раскрась карандаши

1.3. Форма: показать, назвать, соотнести форму предмета с геометрической фигурой 

Круг

Квадрат

Треугольник

Прямоугольник

Шар

Куб

Начало года

  •  Раскрась все круги, квадраты, треугольники нужным цветом (Колесникова, 4 года, с. 18)
  •  Найди геометрическую фигуру, на которую похож предмет

   (реальные предметы: зеркало, коробка, пирамидка)

К 5 годам

Конец года

  • Раскрась круг, квадрат, треугольник, прямоугольник нужным цветом (Колесникова, 5 лет, с. 19)
  • Найти предмет похожий по форме. Изд.дом «Нева»

Реальные предметы

1.4. Целостность восприятия (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, 2001), (Е.А. Стребелева, С.Д . Забрамная, 1985, 2003)

складывание картинок, разрезанных  на 3 равные части (вдоль рисунка или поперёк его)

складывание картинок, разрезанных  на 4 равные части (угол разреза = 90°).

складывание картинок, разрезанных на 4 равные диагональные части: прямые разрезы под углом = 90°.

Начало года

(чайник)

Конец года

(леопард)

Начало года

(чашка)

Конец года

(матрёшка)

К 5 годам

Конец года

(домик)

1.5. Время: характерные особенности

Части суток

Времена года (Стребелева, с.99)

Название

Последовательность

Название

Последовательность

Начало года

К 5 годам

Конец года

1.6. Пространство: по отношению к себе

Справа / Слева

Впереди / Сзади

Вверху / Внизу

Далеко / Близко

Начало года

Скажи, что ты видишь…

К 5 годам

Нарисуй мячик…

(Колесникова, 4 г., с. 23)

Помаши ручками …

Конец года

Закрась машинки (Колесникова, 4 г., с. 23)

Раскрась то, что перед домиком, за домиком

Раскрась карусель

(папка  дошкольника)

Покажи берёзу,

которая …

2. Внимание: Устойчивость,  Концентрация, Переключение, Распределение, Объём

        

Найди и раскрась

Чем отличаются картинки?

Найди отличия

(Изд. Дом «Нева»)

Найди

такой же

Почини коврик

Что тут не дорисовано?

Начало года

Все цветочки

(В.С. Немов)

С.Д. Забрамная, 2003:

Таблица 31

  •  Грузовики

   (3 отличия)

  •  Поросята

   (4 отличия)

С.Д. Забрамная, 1985:

Таблица 34.

С.Д. Забрамная, 1985:

Таблица 16, 17.

С.Д. Забрамная, 1985:

Таблица 36-38.

Конец года

Все грибочки

(В.С. Немов)

С.Д. Забрамная, 1985:

Таблица 31, 32

  •  Самолёты

   (5 отличий)

  •  Лейки (6 отличий)

С.Д. Забрамная, 2003:

Таблица 33.

С.Д. Забрамная, 1985:

Таблица 18—20.

С.Д. Забрамная, 2003:

Таблица 35-37.

        3. Память

3.1. Слуховая память (модификация методики А.Р. Лурия)  

                

Начало

года

Дом

Кот

Мыло

Рука

Слон

5 слов

____слов

Конец

года

Дом

Мяч

Соль

Мыло

Рука

Слон

6 слов

____слов

3.2. Зрительная память: С.Д. Забрамная

                

Посмотри и назови

Положи, как было

Чего не стало

Начало

года

6 картинок:

белка, бабочка, слон,

ворона, флаг, лист

Конец

года

7 картинок:

машина, карандаш, медведь, барабан, рыба, арбуз, полотенце

4. Воображение

Начало года

Конец года

Придумай рассказ

(Модификация методики

Р.С. Немова, 1995)

Дорисовывание фигур

На что это похоже?

(Изд. Дом «Нева»)

Нарисуй что-нибудь

5. Мышление

                        

5.1. Анализ

Начало года

Конец года

Нелепости

С.Д.Забрамная, 2003, Табл. 43

С.Д.Забрамная, 1985, Табл. 44

Закономерности

Заборчик (С.Д. Забрамная, 1998, с. 17)

Силуэты (Изд. Дом «Нева»)

5.2. Синтез

Начало

года

Составляем Домик

Конец

года

Составляем Петрушку

5.3. Сравнение

Чем похожи предметы? (Изд. Дом «Нева»)

Начало

года

Мяч – Шар

Конфеты – Торт

Конец

года

Кошка – Собака

Стакан – Чашка

5.4. Обобщение

Разложи по группам, что к чему подходит 

Начало года

По величине

По форме

Конец года

По цвету

По назначению

5.5. Классификация

Геометрические фигуры 

Предметы

Начало года

(С.Д.Забрамная,1985,

Таблицы 62-65)

цвет

величина

форма

цветы – посуда

Конец года

(С.Д.Забрамная,2003,

Таблицы 62-65)

цвет

величина

форма

мебель – посуда

6. Элементарные математические представления: «Количество и счёт»

Начало года

Конец года

Количество

Много, один, ни одного

Покажи, где … (Изд. Дом «Нева»)

Раскрась: Цветок и бабочки 

(Колесникова, 4 года, с.17)

Счёт до 5

Предметы отличаются по форме

С 5 лет

Геометрические фигуры

Предметы  отличаются по размерам

Квадраты

Предметы  

на разном расстоянии 

друг от друга

Грибочки и ёлочки (плоскостные предметы)

Предметы отличаются

по расположению в пространстве

Грибочки и ёлочки (плоскостные предметы)

Отсчитывание

С 5 лет

Нарисуй четыре кружочка

Равенство и неравенство групп

Сравнение:

больше,

меньше,

поровну

Составление пар

(Наложение /

Приложение)

Матрёшки и кружочки 

(реальные и плоскостные предметы)

Раскрась мячи и кубики (Колесникова, 4 года, с. 17)

С помощью счёта

С 5 лет

Нарисуй столько же кружочков

(Колесникова, 4 г., с. 17)

Уравнивание

Добавление /

Убавление

Матрёшки и кружочки (реальные и плоскостные предметы)

Грибочки и  ёлочки (плоскостные предметы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта физического развития ребенка средней группы

Диагностическая карта по ФИЗО дошкольника 4 - 5 лет...

Художественно-эстетическое развитие в средней группе. Нетрадиционное рисование. "Поможем осени раскрасить листья"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (изобразительная деятельность (рисование)) в  средней группе с использованием нетрадиционной техники ...

Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития в средней группе. Рисование: «Волшебные листья и ягоды».

Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также для родителей. Работа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения работы помочь познакомиться с росписью ...

Конспект образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»детей средней группы Тема: «Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Осенние листья»

Конспект образовательной деятельности по ОО " Речевое развитие " детей средней группы  Тема : " Заучивание стихотворения Н. Нищевой " Осенние листья "...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...