Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического развития в средней группе. Рисование: «Волшебные листья и ягоды».
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа) на тему

Марина Конденко
Данный материал может быть полезен для воспитателей ДОУ, а также для родителей. Работа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста. В процессе выполнения работы помочь познакомиться с росписью на изделиях хохломы; учить выделять элементы узора хохломы (листок, ягоды, травка) и видеть красоту; развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение; учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов; воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев, используются стихи, пальчиковая гимнастика, физ. минутка. Необходимые материалы: лист бумаги (с силуэтами посуды), акварельные краски, баночка для воды, емкости для разведения красок, кисточки, салфетки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt16.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

в области художественно-эстетического развития

в средней  группе.

Рисование:  «Волшебные листья и ягоды».

                                                         Воспитатель Конденко М.С.

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.

Вид деятельности: непосредственно – образовательная.

Возрастная группа: средняя.

Тема: «Волшебные листья и ягоды».

Цель: Реализовать самостоятельную творческую изобразительную деятельность детей.

Программное содержание: 

Образовательные задачи: познакомить с росписью на изделиях хохломы; учить выделять элементы узора хохломы (листок, ягоды, травка) и видеть красоту;

Развивающие: развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение; учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров умельцев;

Предварительная работа: Рассматривание изделий хохломы, чтение произведений о хохломе, экскурсия в музей, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: завитки, посох, гирлянда, умельцы, рдеют,

Материалы и оборудование: изделия (репродукции изделий) хохломы, гжели, дымки; листы бумаги (силуэты посуды), акварель красного, желтого,                     черного, зеленого цветов, кисти, баночки, ноутбук, мультимедиа.

Ход деятельности

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья,

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Презентация: « Волшебный мир хохломы».

Физ. Минутка:« Божьи коровки »

(в рамках проекта «Игровой самомассаж» карточка№8)

Божьи коровки, папа идет,               Сидя, поглаживать ноги сверху донизу

Следом за папой мама идет,             Разминать ноги

За мамой следом детишки идут,      Похлопывать ладошками

Вслед за ними малышки бредут      Поколачивать кулачками

Юбочки с точками черненькими.   Постукивать пальцами

На солнышко они похожи,                Поднять руки вверх и скрестить кисти,

Встречают дружно новый день.       широко раздвинув пальцы

А если будет жарко им,                      Поглаживать ноги ладонями и спрятать

То спрячутся все вместе в тень.      Руки за спину.

   

В: Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются?

    Д: Дымковские и гжельские изделия.

    В: разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (хохломские). Что общего у них, что их объединяет?

    Д: Эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травы», веточки.

    В: Что отличает от изделий других групп?

    Д: Хохломские изделия сделаны из дерева, остальные из глины и фарфора. Хохломские – на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельские на белом фоне.

    В: Посмотрите, это будто не обыкновенные деревянные миски и ложки , ковши да чаши, а золотые. Нарисованы на них травы, листья, цветы, сказочные жар птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное – «золотая хохлома»?

    В: Старинное придание рассказывает: жил когда то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Как он и откуда пришел, нем не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал, что казалось, сделаны из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера? Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили его во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо – мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую посуду». В каждой избе сверкали «золотом» чашки да ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».        

    В: А сделать настоящую хохлому совсем не просто. Хотите узнать как?

    Д: Да!

    В: Сначала мастер вырезал из дерева заготовку – будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает её тонким слоем глины, потом её пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» не требуется! Вместо золота чашу натирают оловянным или алюминиевым порошком. Потом художник рисует мягкой кистью орнамент. Потом покрывают лаком и ставят в печь для просушки. И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой с нарядным, красочным рисунком!

    В: Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?

    Д: Ягоды, листья, завитки, цветы.

    В: Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягода земляники, и завитки трав и листьев. И главное – золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

    В: Какие цвета нам понадобятся для составления узора?

    Д: Черный, красный, зеленый.

    В: Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти, затем на ветке изображают ягоды и листья (листья рисуют концом кисти, примакиванием, а ягоды концом кисти приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

Пальчиковая гимнастика:« Гусь »

(в рамках проекта «Игровой самомассаж» карточка№5)

Где ладошка? Тут? Тут!           Показывают правую ладошку.

На ладошке пруд? Пруд!          Гладят левой ладонью правую.

Палец большой-                        Поочередно массируют каждый палец.

Это гусь молодой,                    

Указательный-поймал,

Средний-гуся ощипал,

Безымянный-суп варил,

А мизинец-печь топил.

Полетел гусь в рот,                     Машут кистями, двумя ладонями,

А оттуда в живот.                        прикасаются ко рту, потом к животу

Вот!                                               Вытягивают ладошки вперед.

Работа детей:

    В: Сейчас вы станем мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами. Какое главное правило при составлении узора?

    Д: Элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно.

    В: Вспомните, ребята, как правильно нужно держать кисть, правила работы с красками и кистью.

    Д: На кончик кисти набираем немного краски, чтобы она не растеклась, если нужно поменять цвет краски, то промываем кисть. Работать нужно аккуратно, не пачкать стол. (дети приступают к работе).

Анализ выполненных работ:

    В: Ксюша, какие узоры ты использовала в росписи?

    Д: Ягоды рябины, листочки, веточки.

    В: А Кирилл, какие цвета использовал в рисунке?

    Д: Зеленый, черный, красный.

    В: А теперь посмотрите на эти  изделия и скажите, какое настроение вызывает  хохломская посуда? Скажите, какого она цвета, какими красками расписана, какие ягоды на узоре?

    Д: Это золотая хохлома, на желтом фоне нарисованы красным, зеленым, черным цветами узоры. Это ягоды вишни, смородины, малины, веточки, листья, цветы.

    В: ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

    В: А теперь послушайте стихотворение о хохломе:

Как волшебница Жар – птица.

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица.

Золотая Хохлома.

И богата и красива

Рада гостю от души.

Кубки, чашки и ковши

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы,

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности, область «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Аппликация» в раннем возрасте Тема: «Неваляшка».

Цель: Продолжать знакомить детей с аппликацией как с видом изобразительной деятельностью, вызвать желание выполнять ее....

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (аппликации) "Осенние листья"

Конспект Образовательной Деятельности по Художественно-эстетическому развитию (аппликации из листьев) «Осеннее дерево» во второй младшей группе...