«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 1
консультация по коррекционной педагогике
Психологическая служба образования: понятие, цели, задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
normativno.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 1
Психологическая служба образования: понятие, цели, задачи.
Психологическая служба образования – специализированное подразделение в системе образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого несовершеннолетнего, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей и подростков и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Цель психологической службы образования – обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого ребенка и подростка.
Ориентация на эту цель определяет основные задачи психологической службы образования:
- содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей и подростков на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства и юношества;
- реализация в работе с детьми и подростками возможностей, резервов развития каждого возраста;
- развитие индивидуальных особенностей детей и подростков – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
- создание благоприятного для развития психологического климата (в дошкольной организации, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей и подростков со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого несовершеннолетнего на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
- оказание своевременной психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса.
Реализация этих задач осуществляется через основное средство – создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком и подростком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.
В деятельности психологической службы образования можно выделить три направления: актуальное, пропедевтическое (профилактическое) и перспективное (таблица1).
Таблица 1 Основные направления деятельности психологической службы образования
Направление | Содержание направления |
Актуальное | ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей и подростков, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. Конкретная помощь детям, обучающимся, педагогам, родителям – существенная задача службы |
Пропедевтическое | заключается в том, что педагог-психолог на основе профессиональных знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка и подростка, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития |
Перспективное | нацелено на развитие индивидуальности каждого несовершеннолетнего. Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности ребенка и подростка и ориентировано на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие |
Эти три направления неразрывно связаны между собой: педагог-психолог, решая перспективные задачи, проводит психопрофилактический анализ условий обучения и воспитания детей и подростков в образовательной организации, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям. Содержание деятельности психологической службы образования отражено в таблице 2.
Содержание деятельности психологической службы образования
Функция | Специфика функции |
Психологическое просвещение | приобщение участников образовательного процесса к психологической культуре, обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психологическим здоровьем детей, знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка |
Психопрофилактика | вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья участников образовательного процесса |
Психоконсультирование | деятельность, направленная на оказание помощи участникам педагогического процесса в решении широкого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем |
Психодиагностика | выявление особенностей психического развития ребенка, степени сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др. |
Психокоррекция | создании психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и создании условий для исправления нарушений нормативности возрастного развития |
Главный принцип организации психологической службы – системность, т.е. педагог- психолог должен реализовывать все функции и осуществлять это систематически.
Достижение главной цели психологической службы образования – психологического здоровья детей и подростков – связано, прежде всего, с реализацией и взаимодействием всех направлений ее деятельности. Кроме того, эта цель может быть достигнута только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку и подростку на разных возрастных этапах его жизни, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста (младшего), и взрослых, работающих с детьми другого возраста (более старшего).
При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный педагог-психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить дополнительную развивающую работу.
Поэтому именно синтез работы специалистов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу профилактического и перспективного направлений деятельности психологической службы. Взаимодействие этих направлений, по существу, обеспечивает право каждого ребенка и подростка на полноценное психическое и личностное развитие.
Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки (таблица 3).
Составляющие деятельности психологической службы образования
Компонент | Характеристика компонента |
Научный | проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования – научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах |
Прикладной | использование психологических знаний работниками образования. Действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, дидакты, которые самостоятельно или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения программ обучения и воспитания |
Практический | обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных организаций, задача которых – работать с детьми и подростками, группами, классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. Практические психологи обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день |
Организационный | создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью, и повышение профессиональной квалификации практических психологов |
Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы педагогами-психологами образования.
Таким образом, основная идея психологической службы – идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития несовершеннолетних.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовая база для работы педагога-психолога
Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ....
Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»....
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования
Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования...
«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 2
Нормативные документы, регулирующие деятельность педагога-психолога....
«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 3
Профессиональная документация педагога-психолога подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую. Каждый вид документации предназначен для своих целей: нормати...
Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования
Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...