«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 1
консультация по коррекционной педагогике

Сапожникова Елена Николаевна

Психологическая служба образования: понятие, цели, задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл normativno.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 1

Психологическая служба образования: понятие, цели, задачи.

Психологическая служба образования – специализированное подразделение в системе образования, основной задачей которого является обеспечение условий, способствующих полноценному психическому и личностному развитию каждого несовершеннолетнего, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей и подростков и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.

Цель психологической службы образования – обеспечение психологических условий, способствующих максимальному психическому и личностному развитию каждого ребенка и подростка.

Ориентация на эту цель определяет основные задачи психологической службы образования:

  • содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей и подростков на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства и юношества;
  • реализация в работе с детьми и подростками возможностей, резервов развития каждого возраста;
  • развитие индивидуальных особенностей детей и подростков – интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и др.;
  • создание благоприятного для развития психологического климата (в дошкольной организации, школе и пр.), который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей и подростков со взрослыми и сверстниками, с другой – созданием для каждого несовершеннолетнего на всех этапах онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой;
  • оказание своевременной психологической помощи и поддержки всем участникам образовательного процесса.

Реализация этих задач осуществляется через основное средство – создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком и подростком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности.

В деятельности психологической службы образования можно выделить три направления: актуальное, пропедевтическое (профилактическое) и перспективное (таблица1).

Таблица 1 Основные направления деятельности психологической службы образования

Направление

Содержание направления

Актуальное

ориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей и подростков, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.

Конкретная помощь детям, обучающимся, педагогам, родителям – существенная задача службы

Пропедевтическое

заключается в том, что педагог-психолог на основе профессиональных знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка и подростка, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития

Перспективное

нацелено на развитие индивидуальности каждого несовершеннолетнего. Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности ребенка и подростка и ориентировано на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие

Эти три направления неразрывно связаны между собой: педагог-психолог, решая перспективные  задачи,  проводит  психопрофилактический  анализ  условий  обучения  и воспитания детей и подростков в образовательной организации, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям. Содержание деятельности психологической службы образования отражено в таблице 2.

Содержание деятельности психологической службы образования

Функция

Специфика функции

Психологическое просвещение

приобщение участников образовательного процесса к психологической культуре, обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психологическим здоровьем детей, знакомство с основными закономерностями и

условиями благоприятного психического развития ребенка

Психопрофилактика

вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья участников образовательного процесса

Психоконсультирование

деятельность, направленная на оказание помощи участникам педагогического процесса в решении широкого круга возникающих в ходе жизнедеятельности проблем

Психодиагностика

выявление особенностей психического развития ребенка, степени сформированности у него определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и др.

Психокоррекция

создании психолого-педагогических условий для оптимального развития ребенка и создании условий для исправления нарушений нормативности возрастного развития

Главный принцип организации психологической службы – системность, т.е. педагог- психолог должен реализовывать все функции и осуществлять это систематически.

Достижение главной цели психологической службы образования – психологического здоровья детей и подростков – связано, прежде всего, с реализацией и взаимодействием всех направлений ее деятельности. Кроме того, эта цель может быть достигнута только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку и подростку на разных возрастных этапах его жизни, когда происходит «стыковка» представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста (младшего), и взрослых, работающих с детьми другого возраста (более старшего).

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный педагог-психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить дополнительную развивающую работу.

Поэтому именно синтез работы специалистов, работающих с детьми разного возраста, составляет основу профилактического и перспективного направлений деятельности психологической службы. Взаимодействие этих направлений, по существу, обеспечивает право каждого ребенка и подростка на полноценное психическое и личностное развитие.

Психологическая служба образования – интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов, – научного, прикладного, практического и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специальной профессиональной подготовки (таблица 3).

  Составляющие деятельности психологической службы образования

Компонент

Характеристика компонента

Научный

проведение научных исследований по проблемам методологии и теории практической психологии образования – научно-практического направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здоровья в дошкольном и школьном возрастах

Прикладной

использование психологических знаний работниками образования. Действующими лицами этого направления являются воспитатели, педагоги, методисты, дидакты, которые самостоятельно или в сотрудничестве с психологами используют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учебников, разработке дидактических и методических материалов, построения программ обучения и воспитания

Практический

обеспечивают непосредственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных организаций, задача которых – работать с детьми и подростками, группами, классами, воспитателями, учителями, родителями для решения тех или иных конкретных проблем. Практические психологи обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день

Организационный

создание действенной структуры психологической службы образования, обеспечивающей как взаимодействие всех звеньев службы по содержательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью, и повышение профессиональной квалификации практических психологов

Развитие прикладного, практического и организационного аспектов психологической службы образования целиком и полностью зависит от развития ее научного аспекта, который определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы образования. Именно на основе этой базы создается концепция психологической службы, и решаются проблемы педагогами-психологами образования.

Таким образом, основная идея психологической службы – идея сопровождения, которое должно быть направлено на создание психологических условий для успешного обучения, воспитания и психологического развития несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая база для работы педагога-психолога

Нормативные документы, регламентирующие работу психолога в системе образования РФ....

Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

Видеотрансляция работы конференции «Этапы и результаты апробации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»....

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования

Традиционные и инновационные методы работы в деятельности педагога-психолога в условиях обновления образования...

«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 2

Нормативные документы, регулирующие деятельность педагога-психолога....

«Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность педагога-психолога в сфере образования» часть 3

Профессиональная документация педагога-психолога подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную, организационно-методическую. Каждый вид документации предназначен для своих целей: нормати...

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования

Нормативно-правовые основы деятельности педагога-психолога в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...