Картотека игр на развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи.
картотека по коррекционной педагогике

Богачева Виктория Германовна

Дошкольное детство - период активного развития мозговых структур.  Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога, других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют переключиться в одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

C:\Users\Vika\Desktop\4fc81d7f46705b1f19cb33538444bf8f.jpg

Кинезиологические упражнения

координируют работу полушарий мозга, способствуют развитию мышления ребенка. Их целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Задачи игр:

Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

Действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.

Нейродинамическое упражнение на дыхание
     
Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки вдоль тела. На счет от 1 до 6 идет медленный вдох носом, руки при этом поднимаются вверх вдоль тела, скользя по полу. На счет от 1 до 6 идет медленный выдох через рот, руки опускаются в исходное положение, но поверху. Повторяем 3 раза

Нейродинамическое упражнение «Потягушки»
      Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой (на полу). На счет от 1 до 6 медленно потянуться, осторожно растягивая позвоночник в разные стороны: пятка правой ноги "ползет" по полу вперед, а левая вытянутая рука одновременно тянется в противоположную сторону; затем то же самое делает левая пятка ребенка и правая рука. Повторяем 5–7 раз.

Нейродинамическое упражнение «Лодочка» Ребенок лежит на полу лицом вверх, руки подняты вверх над головой. На счет от 1 до 4 он медленно поднимает одновременно руки, ноги (мысочки при этом оттянуты), голову, делая «лодочку». Держит эту позицию на счет от 1 до 4, медленно возвращается в исходное положение тоже на счет от 1 до 4. Далее следует релаксационное расслабление. Затем повторение упражнения. Делается 3–5 раз.

Нейродинамическое упражнение «Лодочка» (лежа на животе лицом вниз)
Выполняется ребенком точно так же как предыдущее.
Далее следуют два упражнения на активное ползание.

Нейродинамическое упражнение «Зайчик прячется в траве» Ребенок лежит на животе, голова приподнята над полом, руки плотно прижаты к телу. Попеременно сгибая в коленях то правую, то левую ногу, ребенок начинает ползти до указанного ведущим препятствия.

Нейродинамическое упражнение «Межвежонок»
Исходное положение то же, но ноги соединены. Ребенок попеременно сгибает в локтях то правую, то левую руку и, опираясь на локти, ползет до указанного места.

Нейродинамическое упражнение «Ладонь, кулак, ребро»
Упражнение выполняется сидя за столом. При слове «ладонь» нужно положить ладонь плашмя на стол, при команде «ребро – кладем ладонь вертикально, при слове «кулак» нужно поставить сжатый кулак. Действуйте сначала левой рукой, потом правой, затем двумя сразу. Постепенно усложняйте задачу, увеличивая быстроту движений.

Нейродинамическое

упражнение «Ухо – нос»

Левой рукой взяться за кончик носа,  правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Нейродинамическое

упражнение «Колечко»

По очереди соединятье мизинец, безымянный, средний и указательный пальцы с большим пальцем в колечко. Выполнять упражнение то в одном порядке, то в другом. Сначала участвует только одна рука, правая или левая, потом обе руки одновременно

Нейродинамическое

упражнение «Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук

Нейродинамическое

упражнение «Горизонтальная восьмерка»
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

Пальчиковые упражнения

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе

Нейродинамическое упражнение «Симметричные рисунки»

Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

Нейродинамическое упражнение «Мельница».

Выполнять так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом нужно касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

Зрительная гимнастика. Рисуем квадрат, круг глазами, смотрим на предмет близко и далеко, а также незаменим плакат-схема. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричневый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

C:\Users\Vika\Desktop\igry_dlya_razvitiya_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya_u_doshkolnikov.docx_image4.jpg

Нейродинамическое упражнение «Пальчики шалят»
Ладошки плотно лежат на столе. Начиная с мизинца поднимаем по одному пальцу: 
а) на правой руке; 
б) на левой руке; 
в) на обеих одновременно. 
Меняем темп выполнения упражнения, то убыстряя его, то замедляя.

Усложненный вариант:  добавить игру «Путаница»: 
а) Инструкция ребенку: "Делай то, что слышат твои ушки, а не то, что показываюя», – при этом мы сидим рядом с ребенком и работаем вместе с ним; 
б) Даем установку: «Делай то, что ты видишь, а не то, что слышишь». В этом случае мы активизируем слуховое и зрительное внимание ребенка, работаем над формированием самоконтроля в деятельности. 

Нейродинамическое упражнение «Самолет» 
Пальцы сжать в кулак. Начинаем вращение кулаком и кистью: 

а) правой руки;

б) левой руки; 

в) обеими руками одновременно.

Сначала вправо, затем влево, при этом ведущий меняет темп выполнения.

Самолет построим сами, 

Понесемся над лесами, 

Понесемся над лесами,

А потом вернемся к маме. 

Нейродинамическое упражнение «Веселые карандаши» 
На стол положить 5–10 карандашей. Собираем карандаши в кулак: 
а) правой рукой; 
б) левой рукой; 
в) обеими одновременно. 
Затем по одному выкладываем карандаши на стол: 
а) правой рукой; 
б) левой рукой; 
в) обеими руками одновременно. 







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"

"Развитие чувства ритма у детей с тяжелыми нарушениями речи через совершенствование координации речи с движением"...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам для детей с тяжелыми нарушениями речи(6-7лет).

В материале представлены примеры пальчиковой гимнастики, направленной на развитие мелкой моторики рук, речи, памяти, внимания по лексическим темам для подготовительной к школе группы....

Комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры и развитию артикуляционного аппарата для детей с тяжелыми нарушениями речи

Вашему вниманию представлен комплекс гимнастики по развитию мимической мускулатуры лица и развитию артикуляционного аппарата для детей с ТНР. Эти два направления являются неотъемлемой частью работы уч...

Картотека игр на развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Картотека игр на развитие межполушарного взаимодействия у детей с тяжелыми нарушениями речи....

Картотека заданий на развитие межполушарного взаимодействия у детей.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга - частая причина трудностей в о...

«РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, ...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...