Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога
статья по коррекционной педагогике

Ушакова Елена Вячеславовна

Основной задачей современных дошкольных образовательных организаций является обеспечение оптимальных условий для формирования разносторонне развитой и гармоничной личности. При этом особое внимание уделяется физическому и психоэмоциональному состоянию детей. Использование современных образовательных технологий в сочетании с развивающим и коррекционным оборудованием позволяет выпустить из стен заведения здоровых, социально адаптированных ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sensornogo_oborudovaniya_2.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сенсорного оборудования в работе педагога - психолога

Основной задачей современных дошкольных образовательных организаций является обеспечение оптимальных условий для формирования разносторонне развитой и гармоничной личности. При этом особое внимание уделяется физическому и психоэмоциональному состоянию детей. Использование современных образовательных технологий в сочетании с развивающим и коррекционным оборудованием позволяет выпустить из стен заведения здоровых, социально адаптированных ребят.

В связи с этим в ДОО практикуют различные здоровьесберегающие образовательные технологии, в числе которых и сенсорные комнаты различного назначения. Организованная с применением специальных стимуляторов среда предназначена для воздействия на основные органы человеческого организма: слух, зрение, осязание, обоняние, вестибулярный аппарат. Специализированное оборудование создает комфортную атмосферу и оказывает положительное влияние на психику ребенка. В наши дни сенсорную комнату считают мощным инструментом развития и укрепления психоэмоционального здоровья дошкольников.

Первая сенсорная комната была реализована Марией Монтессори. Она начала функционировать в 1907 году в "Доме ребенка" в столице Италии. Практическое применение сенсорных комнат в России началось с 1992 года.

Цели использования сенсорного оборудования в детском саду

Сенсорное оборудование в детском саду положительно влияет на всех ребят. Но особенно в подобных занятиях нуждаются малыши с неустойчивой психикой, подверженные частым стрессам, имеющие отклонения в развитии.

Специально оборудованное помещение нужно в ДОУ для психокоррекции эмоционального фона и поведения малышей. Благодаря занятиям дети становятся менее вспыльчивыми и агрессивными, избавляются от страхов и гиперактивности, обретают уверенность в себе.

Для развивающих занятий влияние сенсорного оборудования разностороннее. Это и укрепление психики, и развитие умственных способностей, и укрепление физического здоровья.

Устранение различных психологических проблем. При их выявлении с ребенком может проводиться индивидуальные занятия по определенной программе.

К сожалению, к подобного рода занятиям допускаются не все дети. Как и любое другое терапевтическое мероприятие, они имеют перечень противопоказаний. В него включен ряд соматических и психологических болезней, аллергические реакции, эпилепсия, заболевания инфекционного характера.

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Коррекционная работа с сенсорным оборудованием направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Можно выделить два направления в данной работе:

развитие рецепторов, содержащихся в коже;

развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.

Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши). На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений. Можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, старую добрую игру в “Волшебный мешочек”.

Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.

Мой кабинет объединяет в себе оборудование светлой и темной сенсорной комнаты

Светлая сенсорная комната

Главной задачей подобного помещения является содействие естественной двигательной активности малышей и их взаимодействию с окружающими предметами. В светлой сенсорной комнате малыш быстро выработает правильную реакцию на различные нестандартные ситуации.

Комнаты этого вида имеют красочные и привлекательные элементы, оснащены спортивными конструкциями и предназначены именно для развития активной деятельности. В комнате сенсомоторной стимуляции устанавливают сухие бассейны, тактильные дорожки и панели для стимуляции рук и ног, большие яркие мячи, качели-балансиры, портативные туннельные модули и многое другое. Занятия в таком помещении заряжают энергией и дарят массу позитивных эмоций.

Необходимым дополнением при организации активационных сенсорных комнат служит музыкальное сопровождение с тонизирующим эффектом. Здесь подойдут оперы Моцарта, вальсы, электронная музыка.

Улучшить психоэмоциональное состояние и здоровье в целом помогают массажные мячики, терапевтические мячи различной формы, коррекционно-развивающие материалы, мягкие массажные диски.

Описанные выше компоненты помогают малышам оставаться веселыми, активными, довольными и здоровыми.

Темная сенсорная комната

Темная сенсорная комната имеет противоположную функцию и направлена на снятие нервного напряжения, расслабление и успокоение малышей. Для создания подобающей атмосферы используют светонепроницаемые шторы, зеркальные шары, гирлянды, мягкие модули. Стены и потолок помещения можно оформить в виде звездного неба или успокаивающего подводного мира. Световой проектор способствует релаксации (посредством воздействия цвета и света); повышению познавательного интереса, двигательной активности; развитию воображения, фантазии; активирует внимание. Создаёт динамические визуальные эффекты. Помогает детям максимально расслабиться за счёт рисунков и изменяющихся цветов.

Тёмная сенсорная комната способствует восстановлению внутреннего равновесия, избавлению от негативных эмоций, устранению признаков агрессии. Особенно полезны занятия в такой комнате детям с нарушенной функцией зрения. Стимуляция зрительных рецепторов посредством выделяющихся световых пятен в темном пространстве помогает устранить проблемы со зрением.

Для создания уютной и комфортной обстановки в нее входят мягкое покрытие. Принять удобную позу и испытать приятное ощущение Для создания удивительной сказочной атмосферы используются изделия с фибероптическим эффектом.

Игры и упражнения с использованием сенсорного оборудования.

Упражнения для детей в сенсорной комнате ставят перед собой целью развитие у детей ориентировочно – исследовательских действий, восприятие предметов с точки зрения их функционального назначения, с акцентом на свойства и качества предметов: форму, величину, цвет, целостное восприятие. Они нацелены на: развитие зрительного, слухового, тактильно-двигательного и вкусового восприятия; закрепление воспринятого предмета и свойства в слове; формирование взаимосвязи между всеми анализаторными системами (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной).

Воздушно-пузырьковая колонна стимулирует зрительные и тактильные анализаторы; развивает цветовое восприятие; дает релаксационный эффект.

1.Упражнение «Поймай взглядом»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания.

Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки).

Дети внимательно рассматривают, происходящее в трубке.

2.Упражнение «Посчитаем пузырьки»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания, зрительно-моторной координации.

Педагог обращает внимание детей на трубку с пузырьками: как трубка меняет цвет, что в ней плавает (рыбки, пузырьки). Обращается к детям: «Ребята, смотрите, сколько пузырьков плавает, давайте их посчитаем».

Дети вместе с педагогом считают пузырьки, прослеживая пальчиками их движения.

3.Упражнения «Верх – низ»

4.Упражнение «Прятки»

5.Упражнение «Поднимаем пузырьки»

6.Упражнение «Собираем орешки»

7.Упражнение «Мышата»

8.Упражнение - сказка «День рождения рыбки» (4-7 лет)

Зеркало

1.Упражнение «Нарисуй себя»

Цели: активизация зрительного восприятия; формирование фиксации взора; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, самосознания.

Педагог обращает внимание детей на зеркало: «Посмотрите на себя в зеркало, потрогайте свое отражение».

Затем педагог раздает детям краски и просит каждого ребенка нарисовать на зеркале себя. Ребенок обводит на зеркале контур своего лица, рисует части лица: глаза, брови, губы и т.д.

После рисования дети рассматривают свои рисунки без света и при свете.

2.Упражнение «Рисуем эмоции»

Фибероптические изделия направлены на тренировку и развитие тактильных ощущений, моторики, восстановления зрения, снятия стресса и напряжения. (У меня это «Солнышко».)

1.Упражнение «Сжимаем в кулачке»

Цели: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Обращается к детям: «Так как волокна мягкие, их можно сгибать. Давайте соберем волокно в ручке».

Педагог показывает детям, как можно собрать волокно в ладошке.

При повторении упражнения следует усложнить задачу: количество волокон, включенное в одно задание должно постепенно увеличиваться.

2.Упражнение «Наматывание»

Цель: развитие аналитического восприятия свойств и признаков предмета; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики.

Педагог обращает внимание детей на светящиеся волокна, называя их признаки (мягкие, длинные и т.д.). Затем он предлагает детям ознакомиться со свойствами волокон, наматывая их на пальцы и проговаривая: «Волокна мягкие, поэтому они гнутся, их можно наматывать. Например, на пальчик».

Дети вместе с педагогом наматывают волокно на пальчик; на несколько пальчиков; на ладонь; на руку и т.д.

Педагог постоянно комментирует свои действия.

3.Упражнение «Заплетем косу»

4.Упражнение «Узелки»

5.Упражнение «Шарфики для медвежат»

6.Упражнение «Поймай нить» (3-6 лет).

7.Упражнение «Волшебные нити» (5-7 лет).

8.Упражнение «Струйки силы» (4-7 лет).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога

Учебно-методическое пособие с презентацией ориентировано на реальную помощь педагогу-психологу в освоении навыков и умений и в организации самостоятельного изучения представленного вида работы....

Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога на примере применения блоков сенсорной комнаты

В презентации представлены блоки сенсорной комнаты,применяемые в работе педагога-психолога при использовании в зоровьесберегающих технологиях...

Доклад "Использование оборудования в сенсорной комнате в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ"

Региональный круглый стол по теме "Использование инновационных форм и методов коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ". 2016 год....

Использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты в работе педагога-психолога с дошкольниками.

Сенсорная комната - организованная окружающая среда, которая с помощью раличных элементов создает ощущение комфорта и безопасности, предназначенная для оказания комплекс...

«Нейрогимнастика и нетрадиционное оборудование в работе педагога- психолога в ДОУ».

laquo;Нейрогимнастика и нетрадиционное оборудование в работе педагога- психолога в ДОУ»....